8 мин.

Возрождение «Пранделлианы». Чего ждать от матча Италия – Испания

Алексей Логинов предваряет сегодняшний полуфинальный матч Кубка Конфедераций между сборными Италии и Испании и объясняет, почему для Скуадры Адзурры результат игры не имеет принципиального значения

Фото: REUTERS/Jorge Silva

Впервые мысль о том, что болеть за Адзурри – это великая мука и тяжкий крест, посетила меня ровно 15 лет назад после решающего промаха Луиджи Ди Бьяджо в серии пенальти. «А ну их к черту!» – подумал я тогда. Скуадра Адзурра только что уступила на третьем Чемпионате мира подряд и опять по пенальти! Буквально на следующий день на это отреагировал и Святой Престол. Представитель католической церкви заявил, что современный футбол перестал быть праздником. Он больше не приносит радости, а мы видим на поле только искаженные от страха лица футболистов команды, в ворота которой забили гол.

Вся история сборной Италии – это калейдоскоп перепуганных лиц: футболистов, тренеров и, само собой, тифози. Франко Барези после знаменитого финала в Лос-Анджелесе выглядел так, словно его только что уличили в измене Родине. Колени Альдо Серены во время полуфинала в Неаполе жутко тряслись, а Роберто Донадони не случайно поседел еще в молодости. Даже когда Скуадра Адзурра побеждала, это стоило ее болельщикам неимоверных страданий, сравнимых с пытками времен Инквизиции. Я не помню ни одной легкой победы итальянцев в сколько-нибудь значимом турнире. Всегда успех достигался с каким-то надрывом, будто вопреки всему. Не отбей Дзофф тот удар после штрафного Эдера, не упади вовремя Гроссо, не пробей Клюйверт в штангу, etc.

Вся история сборной Италии – это калейдоскоп перепуганных лиц

Имея в составе нападающих уровня Баджо, Индзаги и Вьери, команда умудрялась не забивать в течение 120 минут. Тренеры уходили в отставку, а их преемники никак не желали проводить реформы. А зачем? Ведь в их распоряжении всегда были три десятка кандидатов, способных выполнить любое тактическое задание. Вот где открывался простор для изощренной тренерской фантазии! Бывало, что дело заканчивалось настоящим сюрреализмом и форменным ужасом, которые трудно встретить даже в фильмах Хичкока. Однажды в решающий момент на поле одновременно находились Кристиано Дзанетти, Рино Гаттузо, Дамьяно Томмази и Анжело Ди Ливио. В моих кошмарах к ним на подмогу выходил еще и Симоне Перротта, но на этом месте я всегда вздрагивал и просыпался.  

И всем этим мы ужасно гордились, рассуждая о национальном духе и тактической гармонии, но в тайне надеялись, что раз в двенадцать лет придет тот день, когда нам всем воздастся за наши адские мучения. Время от времени так и случалось. Победа Марчелло Липпи в Германии была достигнута в классическом итальянском стиле, для воплощения которого необходимы лишь две вещи: великие футболисты и удача. С Фортуной у Италии всегда были непростые отношения, а тут в какой-то момент и великие напрочь перестали рождаться. Остановилась фабрика по производству гениев, которых обычно приносили в жертву на алтаре богини Тактики. Синьор Липпи, еще не зная об этом, опрометчиво вернулся на пост c.t. и, пошарив в закромах, не нашел там никого, кем можно было бы удовлетворить аппетит грозных богов. Вместо Алессандро Дель Пьеро в углу обнаружился лишь Винченцо Якуинта.

В 1986 году Адзельо Вичини на первой же пресс-конференции в качестве тренера сборной Италии жаловался, что ему достались от предшественника Энцо Беардзота никчемные футболисты, которые более ни на что не способны. Что же тогда должен был говорить 25 лет спустя Чезаре Пранделли, когда возглавил Скуадру Адзурру?! Ведь у него и близко не было таких мастеров, как Виалли, Альтобелли, Бергоми или Джаннини. Вместо них ему пришлось иметь дело с Молинаро, Антонелли, Маджо, Пепе. Можно было бы, конечно, поступить как Липпи и ждать, когда и у них проявятся черты великих, но Пранделли решил по-другому. Он придумал новую идеологию, на основании которой и создал сборную Италии 2.0. Эта команда позднее получила название «Пранделлиана», и она подчиняется четырем стихиях.

Стихия огня

Пранделли нужно было простое и доступное всем средство для наведения порядка. Этический Кодекс стал этаким карающим пламенем, с помощью которого c.t. быстро испепеляет любого – получил красную карточку за откровенную грубость или неспортивное поведение и моментально оказался вне списка Адзурри.

Реклама 18+

Авторитет проштрафившегося футболиста в команде от этого ничуть не страдает, ведь даже сам Даниэле Де Росси, один из трех сенаторов Национале, подвергся подобному наказанию. Последним в списке стал Пабло Освальдо, причем отнюдь не за оскорбительные сообщения в Твиттере в адрес Аурелио Андреадзоли, как считают многие. Президент FIGC Джанкарло Абете объяснил, что нападающий «Ромы» был исключен из сборной, потому что отказался участвовать в церемонии награждения после финала Кубка Италии. 

Цель введения Этического кодекса – задобрить высшие силы

Однако цель введения Этического кодекса состоит вовсе не в том, чтобы наказывать провинившихся. Пранделли хочет, чтобы в его команде все изначально привыкли соблюдать принципы честной игры, чтобы люди с испорченной кармой не переступали порог базы в Коверчано. В этом можно усмотреть желание задобрить какие-то высшие силы, но нельзя не признать, что за последнее время имидж Скуадры Адзурры стал намного привлекательнее, и все большее число нейтральных болельщиков симпатизируют ей. Может быть, именно поэтому на последнем Евро хорваты и испанцы не решились играть «скандинавскую ничью», ведь то, что можно легко сделать с Трапаттони, не пройдет с Пранделли.  

Стихия воздуха

В интервью все футболисты Национале отмечают доброжелательную атмосферу в команде – нет ни намека на подозрительность Липпи или интриги Сакки. На сборах всегда царит дружелюбная обстановка, и даже угрюмый Габриэле Пин, помощник Пранделли по тактике, на второй год практически перестал обижаться на розыгрыши.

1

Скуадра Адзурра весело проводит время, готовясь к поединку с Испанией

Чезаре Пранделли дает своим футболистам право на ошибку. Только у него Альберто Аквилани мог выйти в стартовом составе против Бразилии после замены на тридцатой минуте в матче с Японией. А ведь предоставить провалившемуся футболисту новый шанс способен не каждый тренер! Проще всего махнуть на такого рукой, как это и сделал Арриго Сакки после неудачи Алессио Таккинарди в дебютной игре против Словении в 1995 году. Из-за одного промаха талантливейший полузащитник целых пять лет не вызывался в ряды сборной.

Стихия земли

Патриотизм для Пранделли – не пустой звук. Достаточно посмотреть, как каждый раз футболисты и тренерский штаб самозабвенно поют гимн «Fratelli d’Italia». И хотя его пели и раньше, но почему-то именно в этой команде за два с половиной года не появилось ни одного отказника. Мечтают сыграть за Скуадру Адзурру даже те, у кого есть все основания обижаться на тренера. Ледесма, Тьяго Мотта, Кассано, Освальдо, Паскуаль – любой из них готов явиться по первому зову Мистера. И пусть ворчат итальянские адепты последнего прибежища для негодяев из «Лега Норд» во главе с одиозным Умберто Босси, который постоянно критикует Национале и лично тренера, обвиняя его в симпатиях к ориунди. 

Стихия воды

В умении подстраиваться под соперника «Пранделлиана» пока еще далека от экспертов в этом деле. Между тем только в текущем сезоне команда перепробовала уже пять тактических схем, а сегодня и вовсе готовится протестировать шестую. Впервые с ноября 1999 года Скуадра Адзурра будет играть по расстановке 3-4-2-1.

1

Вероятные расстановки по версии La Gazzetta dello Sport

Ключевые моменты в игре сборной Италии

1. Расстановка 3-4-2-1 в подобной интерпретации не применялась в Национале никогда. Дино Дзофф в товарищеском матче против Бельгии использовал двух классических треквартист – Тотти и Дель Пьеро – в атакующем трезубце. Кандреву же будет тянуть на фланг, а вот Маркизио вполне может сместиться ближе к центру.

2. Наконец-то с первых минут сыграет в центре и трио защитников «Ювентуса» – Бардзальи, Бонуччи и Кьеллини. На необходимости хоть раз попробовать хорошо проверенное в клубе сочетание настаивали почти все ведущие итальянские журналисты, постоянно пишущие о сборной – от Луиджи Гарландо до Андреа Элефанте. 

3. Альберто Джилардино выйдет в роли единственного центрфорварда. В отсутствие Марио Балотелли у Пранделли просто не было иного выхода. В последний раз форвард «Болоньи» появлялся в стартовом составе в товарищеском матче против Гаити и продемонстрировал отменную тактическую выучку. 

С первых дней пребывания на посту Чезаре Пранделли последовательно критиковал старую концепцию итальянского футбола, который традиционно зависим от результата. «Мы слишком одержимы победой любой ценой, причем даже за счет качества. Мы должны приходить к результату только через игру», – говорит он. Именно в этих словах заложена суть его идеологии. Поэтому сегодня на стадионе «Кастелао» для Италии будет не так уж важен результат, тем более достигнутый ценой неимоверных усилий, а будет важна красота игры.

Герои этой команды – вчерашние аутсайдеры, те, кто еще 10 лет назад и думать не смел о месте в заявке сборной. Но в этом-то и скрыта их великая сила – у них нет страха совершить ошибку, ведь они сражаются не только за Италию, но и за «Пранделлиану». И когда однажды Себастьян Джовинко пойдет выполнять решающий пенальти, ему будет не страшно промахнуться, ведь он будет знать, что главное в футболе совсем не победа.

Реклама 18+

Повод для ностальгии: 2011 год. Италия – Испания. Альберто Аквилани забивает победный гол

1

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!

Чезаре Пранделли «Футбол – дело хорошее». Глава 1. Часть 2

Команды, которые мы не забудем. «Милан» 1993-1994

С высоко поднятой головой. Послесловие к матчу Италия – Бразилия