Красный колпак – странный талисман Олимпиады-2024 в Париже: это главный символ Великой французской революции
У летней Олимпиады-2024 в Париже появились талисманы. Французы не пошли по проверенному пути маскотов-животных, а выбрали национальный символ – фригийский колпак.
Почему этот головной убор так важен для Франции и как он объединяет мир?
Маскот Парижа-2024 – красный колпак Фриги: большие глаза, реснички-флаги и кроссовки на ногах
Талисманы получили имя Фриги.
Маскот Олимпийских игр – в кроссовках, Паралимпийских – с протезом, руками служат клапаны (которые в шапке прикрывают уши), а на месте живота – логотипы турниров. Оба талисмана – женского пола, сбоку от глаз располагаются реснички в виде французских флагов.
Перед организаторами стояла сложная задача, ведь предыдущий маскот – один из самых популярных в истории Игр: уже легендарный Бин Дунь Дунь покорил всех в Пекине-2022.
Вероятно, французы поняли, что им поможет оригинальность – соперничать с милой пандой из Китая сложно. Кстати, прошлый раз Франция принимала Игры в 1992-м – тогда талисманом зимнего турнира тоже было не животное, а Гном Маджик.
«Мы задались вопросом – как мы можем сделать что-то необычное? Как мы можем выделиться? Мы хотели отойти от традиционного талисмана, которым так часто становилось животное.
Слово «революция» – часть французской идентичности, и мы хотим, чтобы эти Игры имели такую идентичность. Фригийский колпак – символ свободы», – рассказал глава оргкомитета и трехкратный олимпийский чемпион по гребле Тони Эстанге.
На сайте Игр рядом с историей талисмана – забавные картинки с изображением Фриг. Их так много и эти мультяшки настолько милые, что невольно напоминают желтых миньонов из мультфильмов студии Universal.
Но что же это за колпак, который символизирует страну?
Символ свободы с древних времен: его носили греки и римляне и изображали на фресках с волхвами
На самом деле этот головной убор родом не из Франции. Как понятно из названия, его носили древние фригийцы, жившие на западе Малой Азии в XIII-VII веках до нашей эры. Хотя историки считают, что колпак фригийцы позаимствовали у своих завоевателей – киммерийцев или последовавших за ними.
Так или иначе, о колпаке узнали древние греки – так как Фригия была первой из известных им «паназиатских» держав. В таком колпаке часто изображали Париса – героя «Илиады» Гомера и других произведений, из-за которого развязалась Троянская война.
В Древнем Риме был похожий головной убор пилеус – мягкая шляпа без полей. И он символизировал свободу. И в Греции, и в Риме такой головной убор могли носить рабы, получившие вольную. А во время восстаний в Риме пилеус, поднятый на посох, служил знаком для рабов.
Это всегда положительный атрибут: на фресках красные колпаки венчали головы волхвов, пришедших с дарами к младенцу Иисусу.
Византийская мозаика из Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, около 565 г.
Со временем фригийский колпак и римский пилеус слились в одно целое – внешний вид шляпы остался от фригийцев, а символизм – от римлян. Головной убор не обязательно должен быть красным, но обычно изображался именно в этом цвете.
Главный атрибут Великой французской революции, его носили якобинцы – ключевое движение тех лет
Во Франции фригийские колпаки распространились давно – их носили при строительстве главных сооружений страны: собора Нотр-Дам-де-Пари в 1163-м и Эйфелевой башни в 1887-м. А еще – на Олимпиаде-1924.
Но главное историческое событие, сделавшее этот колпак культовым, – Великая французская революция. Если взглянуть на знаменитую картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», то на девушке с французским флагом легко угадывается тот самый колпак. Это Марианна – символ Французской республики, она олицетворяет национальный девиз «Свобода, Равенство, Братство». Картина написана после июльской революции 1830 года, но истоки символа свободы – именно в событиях 1790-х.
Марианна всегда изображается во фригийском колпаке. И не просто так. Во время революции красные колпаки носили якобинцы – самое влиятельное политическое движение тех лет.
Революция началась в 1789-м, но фригийские колпаки распространились не сразу. Сначала их носили каторжники на галерах, а лишь потом они стали ассоциироваться с революцией. В 1792-м мэр Парижа осудил ношение красного колпака. Уже через несколько месяцев этот колпак надел сам король Людовик XVI – после захвата замка Тюильри ему протянули шляпу на пике.
Изначально Якобинский клуб (названный так в честь мест заседания – доминиканского монастыря святого Якова) был дискуссионным обществом, но со временем развился в радикальное политическое течение, определявшее направление революции.
Якобинцы мечтали о демократии и установлении республики, во главе ставили свободу – гражданскую, индивидуальную и общественную. Рассуждали о праве человека на развитие и участие в управлении государством, настаивали на равенстве всех людей и верховенстве власти народа.
После прихода к власти Революционного правительства в 1793-м клуб преобразовался в административный орган. Приняли новую конституцию, крестьян окончательно освободили от повинностей, провели экономические реформы.
Якобинцы закончили террором, но все равно ассоциируются со свободой и равенством
В то же время революционеры боролись как с внешними, так и с внутренними врагами, а тех, кто выступал против их действий, было много. В итоге временное правительство создало Комитет общественного спасения, его возглавил Максимильен Робеспьер – лидер якобинцев.
Это время называют «Периодом террора». Именно после него в других странах распространились термины «террор» и «терроризм». Репрессии проводились ради «спасения революции».
В течение года – с июня 1793-го по июль 1794-го – якобинцы проводили массовые казни «врагов революции». Первая жертва – еще в январе 1793-го: короля Людовика XVI казнили на гильотине, после него убили королеву Марию Антуанетту и герцога Орлеанского Луи Филиппа Жозефа. Якобинцы казнили и представителей других политических течений.
Революционные комитеты арестовывали всех подозрительных людей и отнимали оружие. Перед падением Робеспьера летом 1794-го число заключенных «по подозрению» составляло около 400 тысяч человек. А число жертв революционных трибуналов доходит до 17 тысяч.
Деятельность якобинцев пресекли очередным переворотом в июле 1794-го, а лидеров, в том числе Робеспьера, казнили.
Несмотря на террор, с которым ассоциируется последний год деятельности якобинцев, именно их преобразования в политической и экономической сферах признаются важнейшими в истории Франции.
Робеспьер – автор главного лозунга Великой французской революции «Свобода, Равенство, Братство». Да, борьба с контрреволюционерами вызывала массу вопросов, но демократические основы философии якобинцев нашли отклик в других странах.
Поэтому многие брали символ якобинцев – красный колпак. Он и сейчас встречается на монетах США, а еще на гербах стран Южной Америки: колпак на пике изображен на гербах Аргентины, Кубы, Боливии, Колумбии и Никарагуа.
***
Фригийский колпак – символ свободы не только во Франции, но и по всему миру.
Получается, оргкомитет Парижа-2024 напомнил об истории страны и заодно попытался объединить мир, а это – одна из целей Олимпийских игр, пусть в последнее время и не такая очевидная.
Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes; en.wikipedia.org; paris2024.org
если что, обнаженный под платьем бюст барышни - один из символов свободы, и противопоставление ее образа вельможным и светским дамам, под платьями носившим корсеты
Но делать символом Олимпиады революцию с отсылкой к якобинцам - своеобразное решение)
-------------------------
Эта картина написана по следам революции 1830 г.
И ещё я бы добавил про постоянную европейскую моду на ’классическую античность’, на её идеи и атрибуты. Эта мода началась с Возрождения, периодически ослабевает или наоборот усиливается и, можно сказать, существует до сегодняшнего дня.
Ваша цитата - "Нацисты были движимы мифологемой о «еврейском большевизме», и потому возложили на евреев вину за террор и насилие, творимые коммунистами". Очень странная фраза. Какой террор, творимый коммунистами? Где и Когда? В Советской России? Плевали они с высокой колокольни. Нацисты возложили на евреев вину за поражение в ПМВ (развал экономики, разложение в тылу). Затем уже пошло отождествление еврейства и большевизма, тем самым готовилась почва для ВМВ.
Еще цитата - "В Рейхе все было сложнее, что позволяет даже различным маргинальным группам публицистов вообще отрицать и существование Холокоста, и пресловутого Плана ОСТ" Что тут сложного? План ОСТ нашли в архивах. Он был оцифрован. Никаких двойных или тройных трактовок его быть не может, ну если Вы не маргинал или фрик.
Еще - "Это у большевиков были четкие директивы о расказачивании, красном терроре, истреблении огромных масс людей". Может ли власть себя защищать? Я думаю, может и должна. Вот это и был акта защиты своей власти и своей революции. Красный террор - это ответ на Белый террор (убийство Урицкого, покушение на Ленина). Расказачивание - борьба с контрреволюцией. «Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса». Что еще добавить к классику?
Еще - "Да и ребенку, которого ведут убивать, наверное, все равно – убивают его за то, что принадлежит к «паразитической нации», или за то, что принадлежит, скажем, к «паразитическому сословию»". Слёзы на щеке ребенка... Федор Михайлович, помним! чтим!
А история и является одним сплошным геноцидом, начиная со вполне вероятного истребления homo sapiens’ом других видов людей, включая того самого homo neanderthensis, и заканчивая массовым истреблением казаков, армян или тутси. Некоторые геноциды, совершавшиеся предками евреев, в Библии описываются, кстати. И истребление населения огромной территории «ради спасения Французской Республики» функционально ничем не отличается от истребления части европейского еврейства в Рейхе, с поправкой на технологические преимущества 20-го столетия и выросшее за 150 лет население, заставляющее по-разному оценивать масштабы. Нацисты были движимы мифологемой о «еврейском большевизме», и потому возложили на евреев вину за террор и насилие, творимые коммунистами. У французов была своя республиканская религия, которая допускала истребление вандейских крестьян «ради общего блага». Это опять же мало чем отличается от истребления катаров-альбигойцев в Средневековье во имя спасения католической веры. Религия отличается, для нее даже придумали особое название «идеология», но суть та же. Люди искренне верят в то, что рационально никак доказать нельзя, и совершают во имя воображаемых сущностей вроде Яхве или «свободы, равенства, братства» чудовищные преступления. А вот что до «целого ряда законов, приказов и директив», то здесь вы просто не в теме. Это у большевиков были четкие директивы о расказачивании, красном терроре, истреблении огромных масс людей. В Рейхе все было сложнее, что позволяет даже различным маргинальным группам публицистов вообще отрицать и существование Холокоста, и пресловутого Плана ОСТ.
Функционально нации или этносы – это такие же воображаемые сущности, как и религии или идеологии. Или, скажем, сословия. Это не биологическое явление, как воображали нацисты. Это как раз факт, доказанный современными генетическими исследованиями. А значит и массовое истребление населения по принципу принадлежности к религии, нации, этносу, идеологии или там сообществу филателистов принципиально ничем не отличается. Да и ребенку, которого ведут убивать, наверное, все равно – убивают его за то, что принадлежит к «паразитической нации», или за то, что принадлежит, скажем, к «паразитическому сословию». Это одинаково чудовищно и недопустимо. А потому и символика, связанная с геноцидом или чудовищным массовым насилием, должна быть одинаково неприемлема, будь это нацистская свастика, красная звезда или якобинский колпак.
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
Пушкин А. С., Евгений Онегин.