6 мин.

Джино Стаккини: «С моих передач забивали Сивори и Чарльз»

Я хотела написать о недавних матчах "Ювентуса" с мадридским "Реалом", но трудно найти вдохновение, если оба матча принесли слишком много разочарования (первый - уровнем судейства, второй - выступления "бьянконери", не говоря уже о результате в обоих случаях). Поэтому можно покопаться в прошлом и найти интервью с товарищем Бониперти, Сивори и Чарльза о матче "Реал Мадрид"-"Ювентус" 50-летней давности и не только. Чтиво для души!

Джино Стаккини, романьолец из Сан Мауро Пасколи, родился 18 февраля 1938 года. Сейчас ему 75 лет, из которых 15 он провел в «Ювентусе»: приехал в Турин еще подростком, 1 апреля 1956 дебютировал в Серии А против «Аталанты», а в последний раз вышел на поле в черно-белой футболке в сезоне 66-67 – том самом, когда было завоевано тринадцатое скудетто. Почти триста официальных матчей, 59 голов и завидная коллекция трофеев: 4 скудетто, 3 Кубка Италии и Coppa delle Alpi 1962-ого года. Начинал с Прастом и Бониперти, взрослел с Чарльзом и Сивори, завершал карьеру при Дзигони и Чинезиньо. Почти всегда на его спине был 11 номер – в том числе, 11 февраля 1962 года, в ответном матче четвертьфинала Кубка Чемпионов против мадридского «Реала».

Stacchini

С того вечера прошло 50 лет. Какие у вас сохранились воспоминания?

Самое любопытное, что мы играли в очень красивом черном комплекте формы, для меня совершенно новом. Это была идея кого-то из руководства, он неизвестно откуда выкопал это воспоминания о «Юве» в черных футболках. Удачный выбор!

А потом?

«Сантьяго Бернабеу». Я был там впервые, как и многие мои товарищи. Говорили, что воздействие стадиона такое, что хочется кричать. А у меня, наоборот, дыхание захватило, настолько я оробел. В конце концов, для болельщиков «Реала» мы были быком на корриде. Наша судьба для них уже была предрешена.

Вы тоже так думали?

«Реал» был легендой. Трезубец атаки состоял из Ди Стефано, Пушкаша и Хенто. Они уже завоевали пять Кубков Чемпионов подряд. Они были непобедимы, особенно дома. А первым матч, в Турине, они выиграли 1-0.

Значит, у вас было мало надежды свести счеты.

Это должно было быть трудно, мы это осознавали. Но и у нас были свои асы. Прежде всего, Омар Сивори. А еще Моро, Николе, да и я. И не забывайте о Джоне Чарльзе, которого мистер Парола поставил на позицию centromediano.

Возвращение к истокам Доброго Гиганта?

Точный тактический ход: Чарльз придавал надежности в обороне и мог равным образом гарантировать свой вклад впереди. Должен сказать, что «Юве» в тот вечер провел великолепный матч, а Сивори удалось забить гол, который позволил нам сыграть повторную встречу.

Вы помните эмоции тех мгновений?

Радость, счастье, удовлетворенность. Для меня еще и чувство освобождения, облегчения, поскольку в первом матче к голу испанцев привел я, неверным пасом. Жаль, что переигровку потом выиграл «Реал», но та встреча осталась как в наших сердцах, так и в сердцах болельщиков «бьянконери».

2

Вернемся назад: как вы перешли в «Юве»?

Приехал на просмотр после того, как мой тренер в Сан Мауро Пасколи, Тозолини, написал письмо своему другу Розетте. Мне было 16 лет, меня привезли на поезде в Турин и сразу же приняли.

У вас есть какие-нибудь особенные воспоминания о том дне?

Могу сказать, что в «Болонье» я уже трижды провалился, несмотря на то, что хорошо проявлял себя на просмотрах. В «Юве» я сыграл плохо. Зато мы бежали стометровку наперегонки с Бониперти, и я выиграл. Но об этом Джампьеро никогда не рассказывал!

Кто были вашими первыми учителями в «Юве»?

Конечно, Праст, игрок высочайшего класса, хотя он и был уже близок к завершению карьеры. Я у него многому научился. Очень благородный, великодушный человек: он сменил роль, ушел играть на правый фланг, чтобы позволить мне войти в основной состав в качестве левого ala.

То есть все получилось очень быстро.

Ничего подобного. В какой-то момент меня хотели отдать в аренду, но вмешался Бониперти, который уговорил руководство удержать меня. Джампьеро был для меня старшим братом. Очень сильная личность, на поле руководил всеми.

К какому типу игрока можно было отнести вас?

Классический ala тех времен. Тот, кто способен на дриблинг, но умеет также и отдать передачу с фланга в центр. Вот эти мои качества и дали мне в начале карьеры преимущество перед Стиванелло, который был менее способен делать хорошие передачи.

А что происходило на поле?

Скажем, у меня естественно получалось взаимодействовать с Сивори. А потом, после первых минут десяти, прибегал Чарльз и фыркал: “Играй и на меня тоже!” Я исполнял пожелание. Но в этот момент на место действия возвращался Омар, и начиналось все с начала. Это был матч в матче. Но, тем не менее, это было прекрасно.

3

Среди стольких матчей за «Юве» был такой, который вам особенно дорог?

Да. «Милан»-«Ювентус» 10 января 1960. На кону была не только победа, но и футболка основного игрока сборной. На роль ala претендовали я и «миланиста» Данова, в то время как место в обороне разыгрывали Кастано и Фонтана.

И что же произошло?

Все прошло хорошо. Я реализовал первый гол («Ювентус» выиграл со счетом 2:0 – прим.пер.). А на следующий день получил вызов в сборную.

В раздевалке было очень гармонично?

Было хорошо. Мы делились на две группы: женатые и холостяки, среди которых были Леончини, Маникелли и я, но были отношения крепкой дружбы и доверия, даже если находилось место и соперничеству.

А было, напротив, что-нибудь, что не вышло, в вашей карьере в «Юве»?

Меня не слишком принимал во внимание Эриберто Эррера. У него в голове был один тип игрока, а я ему не соответствовал. К сожалению.

Вы по-прежнему верны черно-белым цветам?

А как же! Несколько лет назад я опубликовал сборник стихов, посвященных «Ювентусу» и его игрокам. Называется “Lo scatto dell’ala”. С подзаголовком “15 anni in bianconero”. На обложке – футболка «Юве» со значком выигранного скудетто.

И последний вопрос, неизбежный: а как же история с Карра?

История юношеской любви. Мы случайно встретились в Риме, где я служил в армии, благодаря ее маме, которая была из Белларии и с которой я был знаком. Мы несколько лет встречались, после чего наши карьеры, особенно ее, не позволили нам быть вместе. Вот и все.

источник: Hurrà Juventus, февраль 2012

перевод: Дарья Андреева

P.S. на случай, если вы забыли, кто такая Рафаэлла Карра: