13 мин.

Рим после Федерико Феллини

В силу определенных обстоятельств я в последнее время очень много думаю о Риме. Видимо, самое время поделиться с широкой публикой воспоминаниями о моей февральской прогулке по Вечному городу. Предупреждаю сразу: назвать эти несколько часов между самолётом и поездом в Турин полноценной поездкой никак нельзя, разве что мимолётным знакомством с городом и оммажем моей любимой классике кино (опять же, насколько позволяло время - до Чинечитта и до Остии я, разумеется, не добралась). Итак, вас ждет мой странный Рим без площади Святого Петра и без Колизея!

p.s. (Pre-Scriptum): в качестве саундтрека предлагается микс из музыки Нино Роты в фильмам Феллини вмеремежку с песенкой "Cento Lame" I Mostri.

Первое, что я увидела, выглянув из окна самолета, был Стадио Олимпико ди Рома. Потом собор Святого Петра, огромный и светлый, и античные мосты в зеленом змеящемся Тибре, и просто дома всех оттенков солнца - желтые, розовато-персиковые, палевые, столь отличные от серых коробок города, в котором я родилась и росла... И я влюбилась в город Рим с первого взгляда.

С самолета я спускалась улыбаясь, как кинозвезда, несмотря на то, что меня, конечно, не ждал ни Марчелло Мастроянни с толпой журналистов, ни эксклюзивно приготовленная пицца (правда, некий папараццо караулил три дня спустя в Барселоне, но это уже совсем другая история).

Забегая вперед, скажу, что фонтана Треви я тоже не видела. Но этому есть свои причины: во-первых, мне пришлось бы отклониться от изначально намеченного маршрута с риском не успеть на поезд. Во-вторых, в это время суток я бы гарантированно увидела бы толпу туристов вокруг фонтана Треви, а не фонтан Треви. Ну и в третьих, боже мой, дело было днем, и я не в эффектном черном платье, и главное, Мастроянни-то нет! Нельзя идти к фонтану Треви такой по всем пунктам неподготовленной!

Еще по дороге в Рим меня поразили две вещи. Первое: пальмы! Я совсем не ожидала их увидеть. И тут-то я почувствовала, что, как говорится, “добро пожаловать на юг!” Второе: античные развалины. В больших количествах. Нет, конечно я видела туринские Porta Palatina с раскопанным амфитеатром, и Arena di Verona, но там они похожи на хрупкие ископаемые экспонаты, а в Вечном Городе и его окрестностях то и дело виднеются останки Древнего Рима. Может, не совсем как грибы после дождя, но что-то вроде того.

С вокзала Roma Termini (частенько фигурировавшего в итальянской киноклассике - вспомните хотя бы “Джинджер и Фред” - и, конечно, не имеющего больше почти ничего общего с самим собой кинематографического образца) я направилась прямо к базилике Santa Maria degli Angeli e dei Martiri.

1

Базилика примечательна сразу множеством вещей. Во-первых, это один из последних проектов Микеланджело, взявшего за основу здания руины диоклетиановским терм. Кроме того, именно здесь Рим прощался с Федерико Феллини (похоронен маэстро, как известно, в родном Римини). Наконец, если отвлечься от грустных мыслей и зайти наконец внутрь, то можно обнаружить нечто, напоминающее нанесенную на пол шкалу солнечных часов или клендаря - Римский меридиан. К слову, часы Базилики Святой Марии ангелов и мучеников были некогда самыми точными в Риме - по ударам ее колоколов сверяли время не только простые граждане, но и все церкви города.

Двери в базилику тоже очень интересные:

2

Далее мой путь лежал на Via Torino (не то чтобы обязательно, но не пройтись по улице с таким названием я не могла). Вот он, кусочек Турина в Риме:

 

3

Здесь тоже любопытно - стены с головами:  

 

4

Вообще, у меня сложилось впечатление, что Via Torino названа так потому, что заканчивается она вот у этих церквей-"близнецов", немного напоминающих церкви-близнецы на туринской Piazza San Carlo (ну, хотя бы тем, что это тоже барочные близняшки). Как узнала, к сожалению, лишь после, в правой из них, Santa Maria della Vittoria, можно увидеть тот самый "Экстаз святой Терезы" авторства Бернини. А самое правое здание на фото - это и не церковь вовсе, как может показаться: это фонтан Моисея.  

 

5

Отсюда я направилась прямиком к Четырем Фонтанам, рядом с которыми приютилась махонькая церквушка работы Борромини (это тот самый второй творец римского барокко, с которым Бернини вечно не ладил). Подробности, впрочем, я тоже прочла уже после поездки, но торжество плавных линий, которое являет собой симпатичный фасад, забыть или перепутать невозможно:  

 

6

Тут обнаружилось, что можно заблудиться не только в трех соснах, но и в четырех фонтанах. Хотя топографический кретинизм мне чужд, но и на старуху бывает проруха - засмотревшись на фонтаны, свернула с перекрестка вовсе не туда, куда надо было. Впрочем, это я обнаружила довольно быстро, и к тому же была вознаграждена восхитительным видом с вершины Капитолийского холма:  

 

7

Дальше я шла уже только по правильным улицам:  

 

8

Попутно пробежала мимо здания редакции Il Messagero (книга об истории Скуадры Адзурры, отрывками из которой я с вами делилась и амереваюсь делиться и впредь, как раз принадлежит перу одного из местных авторов, Роберто Ренги):  

 

9

А мы тем временем приближаемся к Площади Испании! Чувствуете?  

 

10

Вот она, мечта моя с тех пор, как я посмотрела "Римские каникулы" (с Одри Хепберн, уплетающей лучшее мороженое в мире у подножия этой самой лестницы):

   

11

Туристов и не только здесь полно всегда:  

 

12

А еще это одно из тех мест, где встречаются христианская Италия с древним Египтом:  

 

13

А сверху вид прекрасен!  

 

14

Вид снизу, впрочем, не менее прекрасен:  

 

14

Вот и местный голубь, позирует:  

  

15

После вечно бурлящих жизнью Площади Испании и Via del Babuino я свернула на тихую и очень итальянскую улочку, чтобы отправиться к едва ли не главной цели моей прогулки (если не считать Площади Испании уж точно!). Путешествующим в Рим на заметку: райское местечко в городе - это моя прекрасная Via Margutta!

15

Via Margutta - это улица искусств. Здесь весной проводят выставки художников, здесь целых две киношных достопримечательности (на днях я вычитала, что герой Грегори Пека в "Римских каникулах" обитал на Via Margutta 51), здесь все украшено мило, тонко и со вкусом, и каждый дом и каждая витрина oh so arty!

 

16
17

 

19
18

 

17
20

Забавно еще, что если учесть, что в Риме мне довелось поговорить, вернее, перекинуться парой фраз на четырех языках, то два языка пришлось пустить в ход как раз на Via Margutta. Сначала меня фотографировали у фонтанчика двое испаноязычных туристов с местной подругой или гидом, а у дома №110 я пыталась объяснить чете пожилых немцев, что с фокусом на снимке все в порядке, а вот глаза закрыты :)

Дом №110 примечателен как раз тем, что здесь некогда жили Федерико Феллини и Джульетта Мазина. Он теперь украшен мемориальной доской с карикатурками, нарисованными когда-то Федерико. Прехорошенький домик:

21

Улочка Маргутта примерно здесь и заканчивается, а далее мой путь лежал на прекрасную Piazza del Popolo. Прекрасную именно какой-то своей жизненной энергией, не сказать чтобы кипучей, да и площадь, несмотря на название, не столь многолюдна, как Piazza di Spagna, но именно какой-то жизнерадостной атмосферой. И да, здесь снова мы видим церковь, вернее две (снова "близнецы"!), по соседству с египетским обелиском. (В Риме вообще это стандартный набор для каждой уважающей себя площади!)

 

22
23

В Риме, между прочим, был в это время карнавал. Но поскольку выходные (и, соответственно, разгар веселья) еще не начались, особых буйств не наблюдалось, разряженных в диснеевских персонажей детишек было немного, и никто не сыпал прохожим прямо на головы конфетти. Просто на площади было почти камерное представленьице с огнями, вызовами зрителей поучаствовать в действе, и так далее:

24

Вообще, скульптурно-архитектурный ансамбль на площади мне очень понравился:

25

Не добраться до Тибра было бы преступлением - особенно если учесть, что от Piazza del Popolo до реки буквально один квартал:

26

Зима в Риме - она такая!

27

questa è Roma (Roma)

benvenuto ma,

non passare mai per il centro perchè

cento lame ti aspettano, aspettano te!

28

Увы, старинных мостов в ближайшей окрестности не наблюдалось, поэтому прогулка по набережной меня не увлекла, и я вновь устремилась в уютную красоту римских улиц:

28

Пальмы, закат, и пятьдесят оттенков солнечного:

28

И вновь Piazza di Spagna - во всей красе в лучах заходящего солнца:

29

Как вы догадались, время поджимало, и пришлось пуститься в обратную дорогу к вокзалу:

30
31

Вид на Piazza della Repubblica со стороны базилики Santa Maria degli Angeli e Martiri:

31

Здесь, конечно, главное совсем не вид - в нем, собственно, ничего особенного. Но Боже мой, как прекрасно небо над Римом! Это образ, который будет всегда со мной.

А Колизей и другие античные развалины я еще увижу!

P.S. И напоследок, для тифози. Мне вот с Бруно конти зажигалка понравилась:

32

текст и фото Дарьи Андреевой