8 мин.

Judas. Олицетворение вражды в Северном Лондоне

По ходу своей жизни, мне довольно часто доводилось общался с фанатами Тоттенхема. Будучи болельщиком Арсенала, это общение всегда проходило в атмосфере частых подтруниваний друг над другом. На все колкости про отсутствие трофеев и соломенных фанатов на новом стадионе, для придания вида проданных мест, я получал ответные остроты про «сборную лазарета» и что Алексис Санчез максимум смог бы усилить второй состав Шпор. Несмотря на все это, в нашем общении всегда была открытость – каждый мог рассудительно покритиковать соперника, предложить решения проблем друг друга и даже похвалить за хорошую игру. Даже в дерби! Однако в нашем общении всегда была одна негласная тема, которую нельзя было обсуждать. И ее имя Сол Кэмпбелл.

Когда я начал болеть за Пушкарей, истории прихода игроков в команду зачастую были полу легендарными сагами о том, как зоркий глаз Венгера смог разглядеть талант зачахшего в запасе Виера или мучавшегося на фланге Анри. Скандальные трансферы всегда связывались с Арсеналом без приобретения выгоды последним: Ван Перси и МЮ (после первого полного сезона без серьезных травм), Эшли Коул и Челси (после этого перехода его шерстила вся английская пресса, придумавшая на долгие годы прозвище Cashley от английского cash-наличка) ну и долгая эпопея про браконьерство Ман Сити (Адебайор, Коло Туре, Санья, Клиши, Насри). Узнать, что когда-то любимый клуб так беспардонно и нагло уведет талантливого игрока из стана непримиримых соперников, было удивительно. И тут надо немного углубиться в историю противостояния соседей.

Дерби северного Лондона одно из самых враждебных в английском футболе. И пускай оно не берет своего начала из религиозных истоков (как дерби старой фирмы в Шотландии), не заканчивается кровопролитием (как столкновения Партизана и Црвены Звезды) и даже не является противостоянием равных по силе команд в исторической перспективе (как Миланское Дерби) – непримиримость и неприязнь соперников не уступает всем вышеперечисленным. Образованный на базе Королевского Арсенала в 1886 году в районе Вулича (недалеко от Гринвича, ближайшая команда - Чарльтон) футбольный клуб, после непродолжительного выступления на западе столицы перебрался на ее север. После же переезда на Хайбери, ставший домом Канониров на долгие 93 года, новый клуб был принят в преобразованный после войны Высший дивизион. Пикантность ситуации придавало то, что в этот же сезон из высшего эшелона вылетел как раз Тоттенхем, который по всем правилам расширения претендовал на сохранения прописки в элите. Во время голосования, многие историки отмечают, что представители Арсенала, закончившие сезон на 6 месте во втором Дивизионе, с помощью махинаций с голосами склонили чашу весов на свою сторону, благополучно отправив соседей дивизионом ниже. С тех пор неприязнь была установлена официально. И по сей день, некоторые болельщики Шпор обращаются к Арсеналу как Вулич, лишь подчеркивая, что соседям тут совсем не рады.

Первая эмблема Royal Woolwich Arsenal FC

Оба клуба были успешны в разные десятилетия ХХ века. Предвоенные чемпионства Арсенала в 30е, сменились через долгие годы первым в истории золотым дублем Тоттенхема в сезоне 30/31, на который Арсенал ответил своим дублем ровно десятилетие спустя. 80е остались за белой половиной северного Лондона с выигрышем домашних и европейских кубков. Арсенал же перехватил инициативу в самом конце 80х и стал, наряду с Манчестер Юнайтед, доминирующим на домашней арене клубом АПЛ. Дела Шпор в это десятилетие можно лишь описать одним словом – никак. Имея ярких исполнителей под своими знаменами, вроде Клинсманна, Кина и Жинола, Тоттенхем все никак не мог приблизиться к успехам своих соседей. Однако яркую и подчас отчаянную игру впереди потихоньку начинал цементировать воспитанник академии, высокий и статный защитник – Сол Кэмпбелл. Его карьера в клубе, стоит сказать, развивалась совсем не просто. Получив неудачный опыт в академии Вест Хэма, где часто подвергался расистским нападкам, Сол хотел было закончить с футболом так и не начав толком свою карьеру. Однако скаут Тоттенхема настоял на поступление в их академию, где Кэмпбелл вырос как игрок и даже стал первым черным капитаном молодежной команды, выигравший трофей. С 1992 года, Сол стал вызываться в основную команду, где пускай и со скрипом из-за чехарды на тренерском мостике, но все-таки отвоевал свое место на поле, а с ним и капитанскую повязку. Но несмотря на авторитет в команде и любовь преданных болельщиков, Кэмпбелл хотел для себя большего и задумывался об уходе на повышение. Многие европейские клубы искали возможности получить его в свои ряды и к концу своего контракта на стыке тысячелетий, Сол ломал голову над тем, какой вариант продолжения карьеры для него будет лучшим.

В это время, на соседней улице, тренера непримиримых соперников Шпор также разъедали раздумья. Искавший новых вызовов в карьере капитан Арсенала Патрик Виера хотел видеть изменения в клубе и признаки борьбы за высокие места, после двух комплектов серебряных медалей подряд. В последнем же сезоне чемпионы из Манчестера и вовсе "привезли" Канонирам аж 18 очков форы. Также Арсеналу требовалось укрепление в защитную линию, которая кажется нуждалась в усилении всегда. Само собой Арсен Венгер держал руку на пульсе с ситуацией в стане Шпор, пускай и не особоенно веря в успех своего замысла. Конечно желание переманить Сола Кэмпбелла было велико: мощный центральный защитник, в самом расцвете сил 26 лет, да еще и играющий в сборной был идеальным кандидатом. Но даже мысль о том, чтобы перехватить одного из талантливейших игроков Тоттенхема была авантюрной. Однако желание побед своего капитана и будущего центрального защитника, вкупе с постоянной игрой на родине были козырями на руках Арсена Венгера. На всем этом и сыграл француз: Сол оставался бы в премьер лиге и постоянно был на виду у тренера сборной Свена Йорана Эрикссона. Вдобавок, Арсен предлагал борьбу за титулы как дома, так и в Европе. Все переговоры прошли тихо, без привлечения лишнего шума со стороны прессы и согласие было дано еще за несколько недель до официального объявления. Поэтому в день, когда лишь пара репортеров пришла на якобы представление нового вратаря лондонцев Ричарда Райта из Эвертона, потеряла дар речи от того, кого они увидели сидящим рядом с Арсеном Венгером.

Новость сразу же возымела эффект разорвавшейся бомбы. Никогда прежде игрок, имевший такое положение в клубе, не переходил в стан соперника. Конечно переходы между клубами не были редкими. Из современных можно вспомнить переход на белую улицу и Вильяма Галласа, и Эммануэля Адебайора, бывшими большими игроками в свой период карьеры в Арсенале. Но оба они не были настолько ключевыми для клуба: Галлас хоть и высокого класса игрок отличался склочностью и не получил предложения о продлении контракта перед уходом в Тоттенхем, а Адебайор стал персоной нон-грата на красной половине Севера после ухода в Манчестер Сити и скотского поведения в первом матче между ними (чего стоит только шипы в лицо РВП или забег через все поле для празднования гола перед сектором болельщиков гостей). Самым свежим на тот момент был уход тренера Джорджа Грема, творца победы Арсенала в чемпионате 89, том самом, закончившимся победой на Энфилде, в стан Тоттенхема. Специалист сразу же оказался под огромны давлением и многие восприняли его уход как предательство. Но уход Кэмпбелла его переплюнул. Это, как если бы сейчас, Харри Кейн, после окончания своего контракта подписал контракт с Арсеналом, мотивируя это желанием бороться за титулы. Футбольные английские эксперты были в недоумении, с трудом находя слова, чтобы описать подобные события. Многие из них были в прошлом игроками, и даже не относящиеся ни к одному лагерю, считали поступок бывшего капитана бесчестным.  Сол за свои 5 лет карьеры в Арсенале успел дважды стать чемпионом страны, а также вписал свое имя золотыми буквами в историю Непобедимой команды сезона 2004. Помимо клубной карьеры, он стал основным защитником сборной на долгие годы, поучаствовав в чемпионатах мира и Европы в качестве незыблемого основного в паре центральных защитников.

Однако тысячи фанатов Шпор не согласятся с тем, что он сделал правильный выбор. Каждый раз, когда заходила речь о Кэмпбелле, основная претензия к нему звучит: «дело не в том, что он ушел. Дело в том, как он ушел». А на уточняющий вопрос, мол столько лет уже прошло, я всегда получал один ответ – неважно сколько лет, это за ним останется навсегда. Каждое возвращение на Уайт Харт Лэйн сопровождалось обструкцией центрального защитника, вне зависимости от того, в составе какой команды он не появлялся. Даже национальная сборная не смогла сгладить углы - каждый болельщик Тоттенхема всегда желал победы сборной и травмы Солу Кэмпбеллу. Фанаты не простили, да и наверное не простят уход капитана к заклятому врагу, и даже сейчас на матчах против совершенно других команд можно услышать под сводами стадиона, кричалку «Sol Campbell. Oh, what a c*nt» (Сол Кэмпбелл, ну что за **й)

Подписывайтесь, если понравилось.

Комментируйте, если не понравилось! Мы станем лучше, только благодаря вашим отзывам!

Telegram: t.me/Home_Team