11 мин.

После нас - хоть потоп. Как началось «Крутое Пике» Лидс Юнайтед

В сентябре 1998 года, человек у руля своего клуба, вдруг оказался в свете софитов и ему это очень понравилось. В этот момент, Лидс решили выйти из роли местного крепкого середняка и отправиться в путешествие, которое приведет их сначала почти к вершине домашнего олимпа, а после к затяжному краху через 2 дивизиона и, как минимум, к двум потерянным поколениям талантов.

Питер Ридсдейл пробыл на посту генерального директора Лидс всего год, когда его тренер, Джордж Грэм, решил попытать счастье в Тоттенхеме – извечном противнике его бывшего клуба и большой фанатской любви Арсенала – нежели оставаться в Йоркшире. За свой двухлетний срок у руля Юнайтед, он раскрыл в нестабильном опорном полузащитнике Лукасе Радебе высококлассного защитника, при этом задвинув на второй план искрометных игроков атаки вроде Тони Йебоа и Ли Шарпа. Команда, которую он оставил, прежде чем сменить в северном Лондоне старого друга Говарда Уилкинсона, была крепкой, пускай и без изысканно поставленной игры впереди. Грэм не просто укрепил защиту северян, которая помогла им занять 6 место в чемпионате на тот момент. Менталитет победителя и почти военная дисциплина, царившая на тренировках, придавала тренеру ареол почти мифический, в довесок вселяя в игроков уверенность.

Фанаты Лидс почуяли неладное, когда во время сутяжничества между их клубом и Тоттенхемом, Ридсдейл вышел из кулуаров и решил выступить в прессе открыто. Подобное зрелище, когда генеральный директор отвечает на все вопросы журналистов, казалось фантастическим. Лидс редко попадали на первые страницы спортивных газет, спустя пускай и 6 лет после выигрыша Дивизиона 1. А тут совсем новый президент, с полной уверенностью заявляет, что удержит именитого тренера под своими знаменами. Что они будут до последнего биться за него, подразумевая большие амбиции и курс развития клуба на годы вперед, и что не самые звездные подписания это всего лишь ширма этих будущих великих свершений.

Уже днем, после этого интервью, схлестнутся две команды Грэма. Во время огненной ничьи 3-3 на Уайт Харт Лэйн, фанаты обеих команд будут методично посылать тренера на**р. Несмотря на 6 голов в матче и то, как Шпоры ушли от поражения, проигрывая 1-3, все газеты пестрили заметками, посвященными интригам вне футбольного поля. «Встаньте, если вы хотите правды» кричали фанаты гостей всю первую половину встречи. Подобные кричалки от фанатов так раздражали Ридсдейла, что в итоге он сам спустился к фанатам на трибуну в перерыве и призвал поддержать тренера. Как потом писали в Гардиан: «если бы они продолжили, Грэм бы ушел. Если бы перестали – он может бы и остался. Мало кто верил в то, что рассказывал Ридсдейл, но сам широкий жест – представьте Алана Шугара (владельца Тоттенхема в те годы) на трибуне с болельщиками?! – многие оценили. К нему прислушались и весь второй тайм обструкции тренера не было»

Его слова были приняты как газетчиками, так и фанатами. Всего год на новом посту, страстный болельщик Лидс был в шоке от недостатка преданности от тренера, который в сознании президента, должен был быть безмерно благодарен последнему за спасения карьеры. Если он и вправду ожидал преданности, то точно выбрал не ту стезю для себя, и эта наивность еще аукнется ему чередой провалов грядущим летом.

Забавно, как болезненные события могут повлиять на наше поведение. Ридсдейл был разочарован и обижен настойчивостью Грэма, который видел в Тоттенхеме большой клуб, по сравнению с Лидс. Остаток сезона команда провела воодушевленно, под предводительством тогдашнего ассистента Грэма Дэвида О`Лири, давшего шанс игрокам академии, которых несправедливо игнорировал Грэм. Итоговое четвертое место (в 1999 оно еще не давало право сыграть в Лиге Чемпионов) стало лучшим в эпоху премьер лиги и подтолкнуло руководство развивать успех. Не звучали ли в голове Ридсдейла обидные слова бывшего главного тренера, когда он заключал все новые и новые соглашения в нехарактерно бурное для Юнайтед лето трансферов?

В первые месяцы О`Лири у руля, Лидс Юнайтед оказались в совершенно новом для себя статусе национальных любимцев. Это была бесстрашная команда, полная молодых талантов, сметающая все на своем пути. Алан Смит забивал на Энфилде своим первым касанием во взрослом футболе, титульные надежды Арсенала разбивались о крепкие защитные построения во главе с Вудгейтом. Молниеносная реакция Найджела Мартина на ленточке, вездесущий хранитель центра поля на Эллан Роуд Дэвид Батти и взрывной кудесник Джимми Флойд Хассельбанк. А выводил эту банду на поле Лукас Радебе, южноафриканский герой и любимец публики, задолго до отказа Алексу Фергюсону.

Это опьяняло. Уже через год команда, всерьез рассматривалась как претендент на прерывание домашней гегемонии Манчестер Юнайтед. Состав теперь мог похвастаться глубиной – после траты львиной доли от £37 миллионов прибыли на трансферы – и опытом. Весной того года, они дошли до полуфинала кубка УЕФА, который, к сожалению, оказался омрачен событиями за пределами футбольного поля (двух болельщиков англичан смертельно ранили местные фанаты Галатасарая в Стамбуле). По итогам двухматчевого противостояния, дальше прошли турки, где благодаря геройствам своего вратаря (недавно упомянутого в нашем блоге Клаудио Таффарела) в серии пенальти обыграли лондонский Арсенал и стали первыми в истории турецкими обладателями еврокубка.

Руководство охотно продолжало тратить деньги, благо давали их с большим энтузиазмом. Так летом 2000 команду пополнили Марк Видука, Оливье Дакур и Домимик Маттео, добавляя составу атлетизма и опыта перед кампанией в Лиге Чемпионов. К ноябрю основной состав был изрядно поредевшим, травмы косили игроков каждой линии, включая основную пару нападающих Кьюэлл-Бриджес, которые во многом и занесли команду на 3 место в предыдущем сезоне. Несмотря на это, команда смогла пройти во второй групповой этап Лиги Чемпионов, выйдя из группы с Миланом, Барселоной и Бешикташем. Для исправления ситуации, Лидс обновил трансферный рекорд Англии, выписав за £18 миллионов Рио Фердинанда из Вест Хема. Ридсдейл впоследствии шутил, что не волновался за цену, пока оппоненты ее не приняли.

Когда О`Лири стал тренером, а Ридсдейл президентом, трансферный рекорд клуба был £4,5 миллиона за Ли Шарпа. Когда они выиграли Титул в 92, Говард Уилкинсон отпраздновал это тратой больших на тот момент денег - £2 миллионов на Дэвида Рокастла, который смотрел за успехами команды чаще со скамейки, пока Лидс защищали свой титул из нижней части таблицы. Для Лидс дорогие покупки не всегда означали качество, как будто вселяя дополнительный скепсис в каждого дорогого новичка – а стоишь ли ты потраченных на тебя средств? На поверку все оказывается куда прозаичнее: Лидс зачастую охотился за громкими именами, одни из которых уже вышли в тираж, а другие предпочитали хорошо проводить время тяжелой работе, и невольно сея в голову молодого мальчика из Уэльса дурной пример поведения футболиста. В то же время, многие фанаты начали привыкать к уходу их кумиров – Эрик Кантона, Гари Спид и Гарри Маккалистер. Европейские походы, народная симпатия и громкие имена поддерживали огонь иллюзии, от которой фанаты не хотели просыпаться.

В этом радостном шуме, никто не слышал действительно правильных вопросов. Никто не требовал правды. Лидс не смогли повторить своего европейского успеха, не отобравшись в Лигу Чемпионов на следующий сезон, при этом начало сезона 01/02 не ознаменовалось распродажей звезд. О`Лири продолжал говорить по ТВ о своих «детях» и о сплоченности, но ощущение неискренности в его словах нарастало. Он всеми силами показывал, что он просто защищает игроков от критики, но все больше старался найти оправданию отсутствия своего прогресса с ними.

И если они и ходили по краю пропасти в предыдущих сезонах, по крайней мере на выходе они могли показать яркие выступления и памятные матчи, которые оправдывали подобный финансовый риск. Теперь же, совет директоров решил гасить накопившиеся долги ссудой в £60 миллионов. Они покрыли £25 миллионов овердрафта, подлатали стадион и купили Робби Фаулера и Сета Джонсона за общие £18 миллионов. Ссуда стала самой большой в истории для футбольного клуба, чем Юнайтед хотели гарантировать лояльность фанатов и будущее развитие клуба. Продажи сезонных абонементов на следующие 25(!) лет были заложены в качестве выплат по новому долгу.

Эта ссуда, угробившая Лидс Юнайтед, также пролила свет на безрассудность совета директоров. Деньги с четверти века продаж абонементов говорит о том, что совет либо очень привык к лояльности фанатов и думал, что она незыблема, либо и вправду ожидал, что их число будет только расти, а значит вырыл себе большую яму, чтобы покрыть маленькую. Треть этих денег была вложена в Фаулера и Джонсона. Чуть больше, чем через год и 24 игры в старте, Фаулер будет продан в Ман Сити всего за £6 миллионов. Имея в составе Кьюэлла, Видуку, Алана Смита и Робби Кина, подписание Фаулера на бумаге казалось претензией на высокие места. На деле же, тренер понятия не имел как уместить всех своих талантливых игроков на поле, не потеряв в достоинствах каждого. Джонсон отыграл весь свой контракт, появившись на поле всего в 43 матчах, и большую часть времени проведя в лазарете. С таким зорким на таланты глазом, не удивительно, что О`Лири всегда сетовал на то, что ему не хватает 2-3 игроков до полностью укомплектованной команды.

Тот сезон стал квинтэссенцией всего хорошего и плохого в клубе. Юнайтед вышли на 1 место, обыграв Вест Хем 1 января, а затем покатились вниз, сдабривая свое падение скандалами за пределами футбольного поля. В декабре 2001, Вудгейт был признан виновным в массовой драке центре Лидса годом ранее, а Ли Бойер оправдан по тому же обвинению. Двумя днями позже, О`Лири выпустил книгу «Лидс Юнайтед на скамье подсудимых», в которой приоткрыл двери во внутреннюю кухню клуба, подогревая слухи о случаях расизма в клубе. Эта книга была воспринята как предательство и окончательно раскололо команду, особенно в погоне за титулом на фоне волны народного возмущения.

Неудивительно, что: «ходили слухи, будто он потерял раздевалку», рассказывал Индепендент, продолжая: «не может быть простым совпадением, что начавшееся крушение сезона, наверняка лишившее команду шансов на Лигу Чемпионов, на которую так финансово надеялись в руководстве из-за раздувшихся трат, началось именно тогда». Измотанные и разобщенные Юнайтед закончили сезон пятыми и О`Лири был отравлен в отставку.

На пресс конференции в феврале 2003, в которой должны были предоставить план погашения долга в £49.5 миллиона – рекордного для футбольного клуба – Ридсдейл попытался успокоить нарастающий гнев болельщиков тем, что, по его словам, Лидс «жили мечтой». Вудгейт и Фаулер были проданы на флажке трансферного окна и новый тренер Терри Венейблс не смог ничего поделать с гневными криками фанатов на трибунах и апатией игроков на поле. Спустя 5 лет после призыва фанатов не «топить» Грэма, они наконец проснулись и обернули праведный гнев на Ридсдейла. В марте он ушел в отставку.

После себя он оставил £100 миллионов долгов, порочный круг из продаж игроков ниже их реальной стоимости – подорванного морального духа коллектива – ухудшающихся результатов на поле. Что в итоге логично привело северян к вылету, Кену Бэйтсу, переходу под внешнее управление и Массимо Селлино. Ридсейл же вынес из своего опыта положительные уроки, которые и объясняют его успехи кризисного управленца в Кардиффе, Плимуте и Престоне. «Я требую большего от главного тренера, большей дисциплины в организации. Я не сожалею о том, что влез в долги. Я сожалею, что все деньги спустил на игроков».

Очень печально, что чужой опыт не для всех остается напоминаем. Борющаяся за выживание Астон Вилла тоже набрала новых звездных игроков, за которых должна будет расплатиться из будущих доходов. Сыграет ли в этот раз подобная модель – сказать сложно, но оптимизма, скажем честно, немного. Что же касается Юнайтед, то со времен жизни «как те Лидс», утекло уже много воды. Одно талантливое поколение пришло и добилось больших успехов под знаменами других команд премьер лиги, которые более осмотрительны в своих тратах. Пришло новое, и вот под руководством Марсело Бьелсы они наконец смогут защитить цвета родной команды. Та бедовая команда ушла в прошлое, и лучшей эпитафией ей станет цитата ее архитектора: «Я слишком много слушал болельщиков и слишком мало главных тренеров». И как бы не сложилась судьба клуба из Йоркшира, они научились на своих ошибках, выстроив образцовую организацию там, где казалось уже ничего не сможет расти. И слава богу – мы все уж заждались афиш из детства и песен с Элланд Роуд.

Источники:

https://thesetpieces.com/latest-posts/the-column-the-tv-appearance-that/

https://www.bbc.co.uk

https://www.gettyimages.co.uk/

Подписывайтесь, если понравилось.

Комментируйте, если не понравилось! Мы станем лучше, только благодаря вашим отзывам!

Telegram: t.me/Home_Team