21 мин.

Высоцкий пел о спорте: Бышовец – в «Фиорентине», Пеле – на «Шевроле», толстый штангист (видимо, Алексеев)

25 июля – годовщина смерти Владимира Высоцкого. Он умер во время московской Олимпиады-1980 – вероятно, это самое печальное известие с тех Игр.

Высоцкий – поэтическая глыба, человек, обладавший свойством рентгена: он смотрел сквозь стены, время и видел людей насквозь. И добирался до сути минимумом слов.

Он легко шел за кулисы обыденности, чтобы изучать изнанку, находить то, что спрятано глубоко или окутано (гос-) тайной. Вынимал точные образы из головы, чтобы показать голосом, преисполненным мучительной боли. Иногда он искал спасение в гомерическом хохоте, позволяя себе хулиганство.

Спорт, как неиссякаемый источник энергии и вдохновения, захватил Высоцкого с детства. Он пел о спорте правду, а в спортсменах видел героев-мучеников, способных опережать время. Как это делал он сам.

Спортсмен

Все знают Владимира Высоцкого как легендарного советского поэта, барда, актера театра и кино. А еще как человека, которого сгубили алкоголь и наркотики. Он всегда выкладывался без остатка, ему требовалась дополнительная энергия. Все началось с укола морфия от странного врача. Потом Высоцкий ложился в клинику, очищал кровь; но довел себя до такого состояния, что врачи уже не помогли.

Когда он начал изводить организм отравой, долгое время на плаву его держала отменная физическая подготовка. Высоцкий всю жизнь активно занимался спортом и был невероятно одарен не только поэтически, но и физически.

В детстве он увлекался спортивной гимнастикой, научился многим трюкам, которые неподготовленный человек не повторит. Высоцкий умел многое: ходить на руках по лестнице или делать переднее сальто с места.

Одним из его любимых упражнений был «крокодильчик» – когда стоишь на руках и удерживаешь тело параллельно полу. Упражнение лишь кажется простым, но во время его исполнения задействованы почти все группы мышц, оно требует высокой концентрации и выдержки. Жена Высоцкого Марина Влади писала в мемуарах, что он делал «крокодильчика» даже на одной руке!

В 1974 году в Венгрии снимали клип на песню «Утренняя гимнастика». Во время съемок советский бард удивил всех. Отложив гитару, он показал три базовых упражнения: уголок, стойку на голове и того самого «крокодильчика» – правда, на двух руках. В Венгрии его трицепсам, вздувшимся под водолазкой, завидовали культуристы.

Ну а сама песня стала легендарной в Советском Союзе. Этот отрывок знают, пожалуй, все:

Вдох глубокий. Руки шире.

Не спешите, три-четыре!

Бодрость духа, грация и пластика.

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще — гимнастика!

Высоцкий в ироничной манере призывал народ заменить опохмел гимнастикой. Кстати, на пластинке фирмы «Мелодия» песню обрезали – исчез академик Абрам Иоффе, который «доказал – коньяк и кофе вам заменят спорт и профилактика». Советская цензура часто преследовала ершистого Высоцкого.

Он едва ли не каждый день делал какие-то упражнения: с удовольствием брал в руки гантели и эспандер. Ему были интересны горнолыжный спорт, дайвинг, бокс, плавание…

Еще он исполнял сложные трюки в кино, отказываясь от услуг каскадеров, даже когда на этом настаивали. Если снимали драку или фехтование, он не заставлял кого-то другого, и изучал сложные движения с опытным инструктором, чтобы выглядеть в кадре естественно.

Болельщик

Высоцкий напрямую не говорил, за какую команду болеет. Хотя бывший игрок футбольного ЦСКА Владимир Пономарев вспоминал, что бард больше всего переживал за красно-синих. «Дважды устраивал нам концерты на базе в Архангельском. Исполнял не только спортивные песни – любые. Ужинали вместе, он рассказывал анекдоты, затем его увозили на машине», – говорил Пономарев в интервью Голышаку и Кружкову.

В музее спортивной славы ЦСКА хранится первая афиша «Гамлета» с дарственной надписью Высоцкого: «Любимому великому клубу — ЦСКА! От преданного болельщика».

Такого Тихонова вы никогда не слышали: про русский народ, шубы, Сталина и песни с Высоцким

Говорят, бард симпатизировал ЦСКА из-за военной карьеры отца. Семен Высоцкий по военной специальности был связистом и прошел Великую Отечественную, дослужившись до полковника.

А вот как сам Высоцкий ответил на вопрос, какому клубу отдает предпочтение: «Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая – «болеть». Нет, я не болею – я здоров абсолютно психически. Я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, – вот тогда я болею».

В репертуаре Высоцкого есть песня, посвященная болельщикам. Он же посещал футбольные матчи и, само собой, вложил в текст особое видение.

Я свободное место легко отыскал

После вялой незлой перебранки,

Все не сгонят – не то что, когда посещал

Пресловутый Театр на Таганке.

Тесно здесь, но тепло – вряд ли я простужусь,

Здесь единство рядов – в полной мере!

Вот уже я за термосом чьим-то тянусь -

В нем напиток «кровавая Мэри».

Певец

Как-то на концерте Высоцкий в шутку пообещал посвятить спорту 49 песен – столько же видов спорта было тогда в «Спортлото».

Так много не получилось, зато в его репертуаре появилось около 30 спортивных песен. Советского барда интересовали темы преодоления, стремления к вершине. Высоцкий всегда пел с надрывом, насыщая тексты нервом, борьбой – так что советские спортсмены, максимально заряженные на результат, отлично встраивались в его поэтическое видение мира.

«Он был из тех редких людей, которые способны осознавать, что ощущают те, кто бьется за голы, очки, секунды, чем они живут и дышат, – говорил в интервью «Спорт-Экспрессу» сын Высоцкого Никита. – А знакомство с ними помогало понять, за счет чего одни из них становятся звездами, а другие так и остаются персонажами из массовки. То же самое и в искусстве – если уж ты в нем добиваешься своего, то не можешь не знать, чего все это стоит».

А вот что говорил Высоцкий: «Все мои спортивные песни имеют отношение и к спорту, и не к спорту: в каждой спортивной песне существует своя драматургия. Потому что сам спорт дает большие возможности для нее».

Футбол

Высоцкий не только ходил на футбол, но и играл, о чем рассказывал советский актер Савелий Крамаров: «Играли мы в футбол – команда МХАТа против киношников. Володя играл, естественно, за МХАТ, – он же их училище заканчивал. Мхатовцы тогда и выиграли. Володя, надо сказать, прилично играл в футбол. Он вообще был очень спортивный парень и очень азартный».

В СССР футбол был спортом номер один. И сюжеты, которые закручивались на полях, Высоцкий мастерски переносил на бумагу.

1970-й год выделяется – тогда чемпионат завершился с двумя клубами в топе. ЦСКА и «Динамо» должны были в очных матчах определить чемпиона. За титул сыграли дважды: первый матч закончился без голов, а вот второй стал феерией. Первый тайм – 3:1 в пользу «Динамо», после перерыва – 4:3 в пользу ЦСКА. Болельщики получили супердраму.

И Высоцкий спел об этом (отрывок):

Не заманишь меня на эстрадный концерт,

Ни на западный фильм о ковбоях:

Матч финальный на первенство СССР –

Нам сегодня болеть за обоих!

Так прошу: не будите меня поутру -

Не проснусь по гудку и сирене,-

Я болею давно, а сегодня – помру

На Центральной спортивной арене.

Союзный чемпионат был в то время силен, как и сборная СССР. Все в том же 1970-м советские футболисты отправились в Мексику на чемпионат мира.

Разумеется, Высоцкий переживал за сборную. Однако во время турнира он гастролировал в Сухуми. Советские футболисты легко вышли из группы и в четвертьфинале попали на Уругвай – смотрела вся страна, но Высоцкий рисковал пропустить!

Намечался спектакль «Добрый человек из Сезуана», Высоцкий – в главной роли. Вся труппа была очень футбольной, ребята по возможности не пропускали игры.

Вспоминает коллега Высоцкого Борис Хмельницкий: «Володя первым сказал: «Да вы что, ребята, пропустить такой матч! Давайте думать, как нам и спектакль сыграть, и футбол посмотреть». Сели. Стали думать. Значит так: антракты выкинем, а сцены постараемся прогнать в таком темпе, словно за нами гонится паровоз. И тогда поспеем в самый раз к началу трансляции. Вышли на сцену, залудили этот спектакль – энергично, четко, быстро. Слова метались по сцене, словно шарик в пинг-понге. Но главное, зря мы, черт возьми, торопились! Такой глупый гол пропустили от этого, как его, от Эспараги. Видите, до сих пор даже фамилию помню…»

По следам мундиаля-70 Высоцкий написал культовую песню: «После чемпионата мира по футболу – разговор с женой». Она показала, что советский бард внимательно следил за всем, что происходило в Мексике, подмечая детали, отыскивая для песен героев и антигероев.

Форвард киевского «Динамо» Анатолий Бышовец был одним из тех, кого даже при всем желании нельзя было винить за пролет мимо пьедестала. Он стал лучшим бомбардиром команды, забив четыре гола из шести. Высоцкий признал его заслуги:

Комментатор из своей кабины

Кроет нас для красного словца, –

Но недаром клуб «Фиорентины»

Предлагал мильон за Бышевца.

За сборную Англии тогда выступал защитник «Вест Хэма» Бобби Мур. Британцы готовились к турниру в Колумбии – крайне криминогенной стране. Но в Боготе случился отвратительный инцидент: полиция схватила Мура по обвинению в краже бриллиантового браслета в ювелирном магазине. Улик оказалось недостаточно. Высоцкий, которого мы знаем и как капитана Жеглова, обыграл этот эпизод в песне:

Муром занялась прокуратура.

Что ему – реклама! – он и рад.

Здесь бы Мур не выбрался из МУРа.

Если б был у нас чемпионат.

Чемпионами в 1970-м стали бразильцы. Кубок поднял над головой легендарный Пеле, забив столько же, сколько и Бышовец – 4 мяча. О бразильце, конечно, спел Высоцкий – вышло с оттенком иронии.

Кажется, советского барда куда больше восхитил Тостао, игравший с травмой глаза. За два года до ЧМ, в матче Кубка Бразилии ему досталось мячом по голове так, что отслоилась сетчатка. Операции не помогли, при этом у Тостао развилась фобия: с тех пор он старался не играть головой, чтобы не усугубить травму.

Все это не помешало именно форварду «Крузейро» стать одним из лучших бомбардиров команды в отборе к ЧМ-1970, ну а на турнире в Мексике он вытащил бразильцев в непростом четвертьфинале с Перу, сделав дубль (4:2). Вот как обыграл это Высоцкий:

Что ж, Пеле, как Пеле,

Объясняю Зине я,

Ест Пеле крем-брюле,

Вместе с Жаирзинио.

Я сижу на нуле, –

Дрянь купил жене – и рад.

А у Пеле – «шевроле»

В Рио-де-Жанейро.

Может, не считает и до ста он, –

Но могу сказать без лишних слов:

Был бы глаз второй бы у Тостао -

Он вдвое больше б забивал голов.

Хоккей

Мужество отчаянных парней пленило Высоцкого. Его сын Никита подтвердил страстное увлечение отца – по его словам, Владимир Семенович боготворил хоккей. И часто встречался со звездами уровня Боброва, Харламова или Мальцева.

Хоккейное противостояние Канады и СССР отразилось в песне «Профессионалы», которую Высоцкий исполнял с особой страстью. Она посвящена победе советских хоккеистов на ЧМ-1967 года в Вене.

Канадцы не слишком ценили успехи СССР на чемпионатах мира, считая, что лучшие играют в НХЛ. В Вене сборную Канады разбавили бывшие профи, среди которых выделялся защитник Карл Брэвер, трехкратный обладатель Кубка Стэнли в составе «Торонто». Но даже это не помогло.

Высоцкий в привычной манере посмеялся над раздутым эго НХЛ-овцев, а заодно и над их большими гонорарами:

Профессионалам –

зарплата навалом, –

Плевать, что на лед они зубы плюют.

Им платят деньжищи –

Огромные тыщи, –

И даже за проигрыш, и за ничью.

Советский бард дразнил именно профи, которые обожали бронебойные приемы и агрессивный стиль. Певец в невыгодном свете сравнивал их с советскими хоккеистами, уже диктовавшими новую моду – техничный, быстрый хоккей с каскадом передач.

Профессионалам

судья криминалом

Ни бокс не считает, ни злой мордобой, –

И с ними лет двадцать

кто мог потягаться –

Как школьнику драться с отборной шпаной?

Но вот недавно

их козырь главный –

Уже не козырь, а так- пустяк, –

И их оружьем

теперь не хуже

Их бьют, к тому же – на скоростях.

Профессионалы

в своем Монреале

Пускай разбивают друг другу носы, –

Но их представитель

(хотите – спросите!)

Недавно заклеен был в две полосы.

Сперва распластан,

а после – пластырь...

А ихний пастор – ну как назло! –

Он перед боем

знал, что слабо им, –

Молились строем – не помогло.

Советская сборная доминировала в Вене; сложнее всего пришлось именно с канадцами – победа 2:1. Карл Брэвер, запугивавший соперников, провел типичный силовой прием из НХЛ, но получил ответ и доигрывал матч с пластырем на лице. Этот эпизод тоже обыгран в песне Высоцкого.

Тренировал Канаду тот самый пастор из песни, католический священник Дэвид Бауэр, в свое время ради сана отказавшийся от карьеры в НХЛ – его звали в «Бостон». Обладая богатыми хоккейными знаниями, Бауэр прививал Канаде зачатки командной игры и собирал сильнейших студентов-любителей. Его команду отличала железная дисциплина и самоотверженность, которая позволяла неплохо смотреться на фоне лучших европейских команд.

Иногда Бауэр прибегал к удивительной хитрости – так, перед Олимпиадой-1964 в контрольной игре с советскими хоккеистами он поставил в нападение защитников, а в защиту – нападающих. Сборная СССР разгромила канадцев в Москве (8:1) – и эта победа показалась Тарасову и Чернышеву подозрительно легкой. В итоге на Олимпиаде матч с канадцами в правильной расстановке получился сверхупорным (3:2). Еще у Бауэра был обязательный ритуал – он собирал парней молиться перед играми, вот только никакие обращения к богу не помогали им в борьбе со сборной СССР.

Владимир Семенович, живший в атеистическом государстве, смеялся над хоккеистами, которые уповали на молитвы. Но главное, Высоцкий в песне как будто предвкушал суперсерию 1972 года. Чтобы взбодриться перед игрой, советские хоккеисты часто слушали «Профессионалов» – иногда бард лично исполнял песню перед ними.

Вот что рассказывал Никита Высоцкий «Спорт-Экспрессу»: «Выступая в 1970-м в Усть-Каменогорске, отец рассказывал, что «…встречался с хоккеистами нашей сборной перед их выездами. И когда они ездят на ответственные соревнования, всегда просят спеть эту песню. Даже возят с собой пленку. Так что если там есть хоть один процент или полпроцента моей заслуги в их победе, я просто счастлив». И эта сопричастность к их победам его заряжала, рождала эмоции. Найдите в компьютере, как отец исполняет эту песню, как, надрываясь, почти кричит: «Как будто мертвый лежит партнер твой, и ладно черт с ним – пускай лежит. Не оплошай, бык, – бог хочет шайбы, Бог на трибуне – он не простит!»

Бокс

«Сколько раз я видела, как в драке ты укладываешь людей в два раза сильнее тебя! – вспоминала Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет». – Самый красивый из этих ударов ты нанес одному очень крупному мужчине немного «под шафе», как говорят русские, который в тот момент, когда я надевала пальто, чтобы выйти из грузинского ресторана «Арагви», взял меня за плечо и развернул к себе со словами: «Ну-ка, покажись, Марина!..» Он не успел закончить фразу, как длинным свингом слева ты заставил его пролететь в горизонтальном положении через вход из белого мрамора и приземлиться в кустах».

Высоцкий в самом деле здорово боксировал и очень любил бокс. Особенно ему нравился советский боксер Виктор Агеев, который был одним из первых, кто использовал стойку с опущенными руками. Некоторые считали, что Агеев дерется как уличный боец, что не мешало ему завоевывать титулы.

Когда Высоцкий написал в 1966 году «Песню о сентиментальном боксере», Агеев уже стал чемпионом Европы. Некоторые видели в Борисе Буткееве, боксере из песни Высоцкого, именно Агеева – человека бескомпромиссного, с тяжелым характером, очень вспыльчивого дебошира за пределами ринга.

Высоцкий несколько раз менял в тексте фамилию боксера, пока не остановился на Буткееве. Супруга Высоцкого Людмила Абрамова рассказывала: однажды сотрудника сцены театра, где работал бард, ограбили, и чтобы поддержать его, он использовал его имя и фамилию в песне. Просто чтобы поддержать.

Соперником Буткеева по сюжету стал странный боксер, который… не мог бить человека. Писатель Артур Макаров рассказывал, что этот образ был якобы взят из уличной драки, в которой участвовали сам Макаров, Высоцкий и Михаил Туманишвили – их соперниками стали хулиганы. Макарова ударили со спины, при этом Туманишвили никак этому не воспрепятствовал, хотя все видел. И на справедливые упреки Макарова ответил: «Артур! Люди разные. Ты без размышления можешь ударить любого, а я с детства не могу бить человека по лицу!» А вот как это событие отражено в песне Высоцкого:

Удар, удар, еще удар,

Опять удар... И вот –

Борис Буткеев (Краснодар)

Проводит апперкот.

Вот он прижал меня в углу,

Вот я едва ушел,

Вот – апперкот, я – на полу,

И мне нехорошо!

И думал Буткеев, мне челюсть круша:

«И жить хорошо и жизнь хороша!»

При счете «семь» я все лежу,

Рыдают землячки...

Встаю, ныряю, ухожу –

И мне идут очки.

Неправда, будто бы к концу

Я силы берегу, –

Бить человека по лицу

Я с детства не могу.

В конце песни боксер, который не может бить человека, побеждает:

Мне руку поднял рефери,

Которой я не бил.

Лежал он и думал, что жизнь хороша.

Кому – хороша, а кому – ни шиша!

Тяжелая атлетика

Высоцкий охотно тягал железо, чтобы держаться в форме. В очерке «С любовью к спорту» Подарцев приводит слова друга поэта Игоря Кохановского: «Поступив в школу-студию МХАТа, Володя начнет «делать себя», и, если можно так сказать, в физическом плане. Он начнет «качаться», и очень скоро руки, плечи да и вся фигура его приобретут тот спортивный абрис, которым он запомнится всем видевшим его, особенно на пляже».

Мускулы нужны были ему и для театрально-киношной сцены, для ролей ладно скроенных персонажей, обладавших большой силой.

Не зря Высоцкого заинтересовал главный советский богатырь, штангист Василий Алексеев. Документальных сведений о том, что они виделись, нет, все только со слов участников встречи. А она состоялась в 1971-м году, когда Высоцкий отправился к тяжелоатлету в Шахты. Встреча состоялась еще до того, как Алексеев впервые стал олимпийским чемпионом. Но уже тогда слава о нем гремела на весь Союз – он с удивительной легкостью устанавливал мировые рекорды.

В тот же 1971-й год появилась и «Песня о штангисте». Незадолго до смерти Алексеев признался в интервью Юрию Голышаку и Александру Кружкову, что творение Высоцкого ему нравится – за исключением первого куплета:

Не отмечен грацией мустанга,

Скован я, в движениях не скор.

Штанга, перегруженная штанга –

Вечный мой соперник и партнер…

«Что значит «скован»? «В движениях не скор?» – возмущался Алексеев. – Это он про абстрактного штангиста – но не про меня. Я же, пока на Севере жили, с лыж не слезал, второй разряд имею. В прыжках в высоту и толкании ядра установил рекорды Шахт. Чемпион Архангельской области по борьбе. Сами видите, не штангой единой».

Кахи Кахиашвили: «Когда СССР не стало, мы праздновали. Страна создана на крови, так же и распалась»

Зато Высоцкий очень живо и образно размышляет о взаимодействии тяжелоатлета со штангой.

Лежит соперник, ты над ним – красиво!

Но крик «Вес взят!» у многих на слуху.

Вес взят – прекрасно, но не справедливо,

Ведь я – внизу, а штанга – наверху.

Такой триумф подобен пораженью,

А смысл победы до смешного прост:

Все дело в том, чтоб, завершив движенье,

С размаху штангу бросить на помост.

Была у Владимира Высоцкого и шутливая песня о штангисте, в которой обыгрывалась тема лишнего веса. Он не исполнял ее публично – скорее всего, чтобы не обижать Алексеева. В этой хулиганской версии есть такие строки:

С общей суммой шестьсот пятьдесят килограмм

Я недавно вернулся из Штатов,

Но проблемы бежали за мной по пятам

Вслед за ростом моих результатов.

Пытаются противники

Рекорды повторить...

Ах! Я такой спортивненький,

Что страшно говорить.

Но супруга, с мамашей своею впотьмах

Пошептавшись, сказала, белея:

«Ты отъелся на американских харчах

И на вид стал еще тяжелее!»

Прочее

В репертуаре Высоцкого есть песни, посвященные и другим видам спорта. Известен его прыгун, который, ломая систему, использовал в качестве толчковой ноги правую, а не левую:

Но я лучше выпью зелье с отравою,

Я над собой что-нибудь сделаю –

Но свою неправую правую

Я не сменю на правую левую!

Был у него и конькобежец, бежавший короткие дистанции. Однажды «Бескудников Олег зазнался» и отказался бежать, поэтому тренер заставил его выйти на дистанцию в 10 000 м:

Я ж на длинной на дистанции помру,

Не охну.

Пробегу всего от силы первый круг

И сдохну.

Но сурово эдак тренер мне

Мол, надо, Федя.

Главное дело, чтоб воля, говорит, была

К победе.

Воля волей, если сил невпроворот,

А я увлекся.

Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот,

И спекся.

Подвела меня (ведь я предупреждал)

Дыхалка.

Пробежал всего два круга и упал,

А жалко.

Кто-то разглядел в этой песне аллегорию на нечеловеческие планы, которые обязывали выполнять советских тружеников. Высоцкий любил вкладывать в тексты двойные смыслы, которые зачастую не нравились властям. Но в этом был весь Владимир Семенович – он шел против системы и не боялся.

А герои его песен, в том числе спортсмены, всегда выделялись, имели взгляды, которые шли вразрез с популярным мнением. Но они их отстаивали, даже если это негативно сказывалось на результатах.

Сами спортсмены влюблялись в строчки Высоцкого, заряжались от них правильными эмоциями, а потом выходили на арены, беговые дорожки, помосты, чтобы рвать всех. Или хотя бы запоминаться. Потому что Высоцкий не терпел равнодушия и стагнации.

И, наверное, не зря одного из самых одаренных спортсменов в истории СССР Валерия Харламова, космического игрока, опережавшего время, судьба которого сложилась как и у барда – трагически, назвали «Высоцким от хоккея»…

P.S. Конечно, это не все песни Высоцкого о спорте; их много, мы упомянули самые знаковые, на наш взгляд. Надеемся, остальные вы споете в комментариях!

У Стаса Купцова много других лонгридов:

Вышел первый альбом Rammstein за 10 лет. Их лидер был пловцом и рвался на Олимпиаду в Москве

«Это всего лишь пенис!» Олимпийский чемпион стал женщиной и потряс мир

«Секс с Мэрилин Монро был битвой богов». Король бейсбола соблазнил королеву Голливуда

Фото: globallookpress.com/Aleksandr Sternin/Russian Look, Alexandr Graschenkov/Russian Look, Vladimir Mekler/Russian Look, Nikolay Titov/Russian Look; РИА Новости/В. Корешков, Хватов, Анатолий Гаранин, Юрий Долягин, Юрий Сомов, Дмитрий Донской; Gettyimages.ru/Keystone/Hulton Archive; bchhf.com