13 мин.

Юрий Розанов стал комментатором, обойдя возрастной лимит. До этого он выиграл конкурс Первого канала, но вместо поездки на Евро-1996 получил телевизор

От редакции: этот текст впервые был опубликован на Sports.ru в декабре прошлого года. 

Попадание Юрия Розанова в профессию комментатора – удивительное событие. Он победил в конкурсе «НТВ-Плюс» в 1996-м, хотя на момент участия не соответствовал правилам: канал искал комментаторов до 30 лет, Юрию было 34. Боссов это не смутило: они взяли мужчину на работу, где он стал лучшим.

Розанов поразил сотрудников ТВ, рассказав о сложной ситуации с травмой Мостового. Загранспаспорта у него не оказалось, потому что не успел сделать или был невыездным

К 1996 году Розанов ни дня не работал в спорте. Только сильно интересовался им: откатал несколько золотых сезонов за ЦСКА. В обычной жизни был сотрудником нескольких НИИ. «Как-то в 1996-м на берегу Останкинского пруда мои друзья выпивали и закусывали, – рассказывал он. – Я к тому времени уже пару лет как не пил, но время проводил с ними с удовольствием. Закуска лежала на газете «Спорт-Экспресс», в ней я набрел на конкурс канала, на котором работал тогда Витя Гусев. Повелся на слабо, пока они разливали по 25-й, сделал четыре шага на телецентр и записался для участия». 

Гусев, как и сейчас, работал на Первом канале, а конкурс, который он вел, оказался викториной для знатоков футбола. «Она называлась «На пути к «Уэмбли», – вспоминает Гусев в разговоре со Sports.ru. – Люди соревновались в знаниях футбола. Победитель получал авиабилеты, проживание и билеты на матчи чемпионата Европы в Англии. Участвовали обычные зрители. Большое участие в программе принимал историк футбола Аксель Вартанян, который сейчас пишет для «Спорт-Экспресса». Он готовил интересные вопросы участникам».

Розанов Вартаняна отлично запомнит. Говорил, что в общении с ним вел себя ярко и дерзко: «В блиц-опросе Вартанян предложил мне назвать двух вратарей, признававшихся по итогам сезона лучшими футболистами страны. Я говорю: «Дасаев и Астаповский». Вартанян: «Неправильно. Верный ответ – Дасаев и Рудаков». Мы начинаем препираться, и я напоминаю: «Астаповский в 1976 году получил этот приз». – «Да-а, верно... А что же ты и Рудакова не назвал?» – «Так меня же просили назвать двух, а не всех, я двух и назвал». 

По словам Гусева, вопросы на историю были только частью викторины. На результаты влиял и конкурс комментаторов: «Каждому участнику мы дали прокомментировать по 5 минут. Буквально вырывали кусок из какой-то игры. Тут Юра тоже очень хорошо себя проявил, набрал на этом довольно много очков. С одной стороны, ему повезло. С другой, чтобы повезло – нужно за всем следить.

Ему попался эпизод матча «Спартака» в Лиге чемпионов. Там была ситуация с травмой Мостового – вокруг этого развернулась целая суматоха. Он все это помнил. И с ходу говорил не только «пас , удар, гол», но и рассказал о ситуации, о которой знал. Это мгновенно раскрасило кусок. И создало впечатление, что он столько же знает обо всем остальном. Что он сможет и о судьбе Карпина рассказать, и о роли Цымбаларя».

За счет универсальности и отличного знания футбольной истории Розанов выиграл викторину и получил путевку на Евро-1996 в Англию. Но так туда и не попал. Есть две версии, почему это произошло. Свою Юрий рассказывал в двух интервью – Дудю и сайту online812.ru.

«Заграничного паспорта у меня не было. Может быть, я бы его и успел сделать, но Витя Гусев вел эту викторину и в середине оной смотался во Францию комментировать матч между «Нантом» и «Спартаком». И то ли на неделю, то ли на десять дней там почему-то завис. И у меня тупо не было времени сделать уже загран», – объяснял Розанов.

Гусев в разговоре со Sports.ru рассказывает о тех событиях по-другому: «После победы выяснилось, что Юра заканчивал институт с каким-то уровнем секретности. Поэтому был невыездным. И еще некоторое время после этого не мог ездить за границу. Зная все это, в анкете он еще указал другой институт. То есть как бы хотел обмануть тех людей, которые выпускали за границу. И на этом попал.

К счастью, ничем плохим для него это не обернулось, кроме того, что не поехал в Англию. Этот приз ему заменили телевизором».

– Но Розанов говорил, что не сделал загранпаспорт, потому что вы уехали во Францию и зависли там после матча «Спартак» – «Нант». Если бы вовремя предупредили, он бы все успел.

– Странно, что ему так запомнилось. Я ведь не занимался вещами с оформлением. Ему не нужно было ждать меня. Оформление – это отдел кадров, даже ко мне не надо обращаться. Я не организовывал поездки на Первом канале. Я был и остаюсь творческим сотрудником.

Предупредить – это смешно даже, согласитесь? Когда я приехал, мне сказали про его секретный институт. Но главное, что он в анкете указал другой. Его с этим поймали. Мне об этом рассказывали организаторы.

А я просто провел эту викторину, потом поехал комментировать. И да, по-моему, остался во Франции на некоторое время. Но я не должен был следить за остальным. И телевизор не я ему дарил.

Общее у двух версий одно – вместо поездки в Англию на Евро Розанов остался в России.

Кассету с комментарием Розанова Уткину передал Виктор Гусев. Василия не смутило, что участник не проходил по возрасту

«Прошло время, прошел чемпионат Европы – «НТВ-Плюс» объявил конкурс комментаторов. С ограничением по возрасту, – продолжает Гусев. – Мне позволил Юра: «Я такой-то, я выигрывал» – «Юр, хорошо помню» – «У меня проблема. Мне 34 года, я не подхожу по условиям конкурса. А мне бы очень хотелось» – «Хорошо, поговорю с Васей».

Розанов говорил, что таким образом Гусев вернул ему долг за историю с заграничным паспортом.

На момент конкурса спортивная редакция НТВ, которая существовала больше года, состояла из одного комментатора (Евгений Майоров) и трех корреспондентов «Футбольного клуба» – Василия Уткина, Дмитрия Федорова и Ивана Москаленко. Осенью 1996-го Уткин и Федоров тоже стали комментаторами, но к запуску первого полноценного спортивного канала (до этого спорт показывали на основном НТВ) требовались новые голоса. 

«Майоров с Рыжковым (журналист, близкий друг Евгения Майорова – Sports.ru) провели первый конкурс комментаторов, когда мы вернулись с Олимпиады в Атланте, – вспоминает Уткин. – Многие ребята, которые в нем участвовали, стали потом ядром «Футбольного клуба». Мы с Димкой Федоровым учили их снимать, монтировать. Оттуда появилось и несколько комментаторов. Самая интересная история произошла с Розановым. В конкурсе было ограничение – принимались заявки участников до 30 лет. Юре было 34».

Гусев утверждает, что после просьбы от Розанова события развивались так: «Я позвонил Васе: «Есть такой-то человек, он у нас перспективно комментировал. Ну, какая разница, 34 ему или сколько. Послушаешь?» – «Ну, давай». По словам Уткина, он послушал запись и отдал Евгению Майорову: «Розанов оказался лучшим. Мы взяли его на работу».

Розанов говорил, что знал про порог «не старше 30 лет» и понимал, что не укладывается в него. «Но для меня это было развлечением, – объяснял он. – Отдавая эти кассеты, я совершенно не парился, позвонят мне или нет. Но мне позвонили».

Правда, к моменту звонка Юрий уже забыл про конкурс, поэтому сильно удивился звонку Дмитрия Рыжкова. Когда шок спал, он безумно обрадовался: «А я ведь мечтал об этом! Ну как мечтал? Я рос с полным ощущением того, что в СССР есть только две абсолютно несменяемых должности: члены политбюро ЦК КПСС и спортивные комментаторы. Поэтому понимал, что стать комментатором можно с той же степенью вероятности, как мечтать о полете на Луну. Но летом 1996-го меня действительно взяли работать на «Плюс». 

Первый репортаж на канале Розанов провел 2 ноября 1996-го с хоккейного матча «Динамо» – «Ак Барс». Назначение тоже получилось случайным. «Честно говоря, проснувшись в тот субботний день, ни в какую кабину я не собирался, – вспоминал комментатор. – Накануне, 1 ноября, была первая трансляция на «Плюсе». Вообще первая. Вышло так, что хоккейная. Из Дворца ЦСКА на Ленинградке. Ее Евгений Майоров вел. И меня с собой позвал. «Посидишь, посмотришь на пульты, на телефон для связи с ПТС».

А путь в тогдашнюю кабину был сложный. Серпантином между катками на разных этажах. Лестницы. Холод ото льда. И в кабине прохладно. А Майоров уже тогда почти на костылях... Взмок, пока добрался. Но ни словом не выдал, как ему тяжело.

Я это к тому, что звонит мне 2 ноября Дмитрий Рыжков, и говорит: «Женя вчера простудился. Мы с тобой сегодня работать будем. Женька сомневался, но я за тебя поручился». А я, честно говоря, сам простужен. Наглотался Halls, приехали, сели».

«Ак Барс» выиграл 3:1, Розанов дебютировал достойно. О том, что с ним все в порядке, из-за технической накладки узнал еще во время первой паузы: «Звуковик не перекрыл связь, и я услышал из Останкино голос Алексея Буркова: «Скажите им, пусть молодой побольше говорит, с ним вроде все нормально». А вечером позвонил Майоров: «Нормально». И трубку повесил. Одно слово и сказал всего. Это я через годы потом узнаю, что выше похвалы он не раздавал».

На самом деле раздавал: через год Евгений Майоров в прямом эфире назвал Розанова своим лучшим учеником. 

Последние два года Юрий Розанов боролся со страшной болезнью, но мы мечтали услышать его голос во время футбольных и хоккейных трансляций.

Зачем вообще нужно ограничение по возрасту? Уткин считает, что не проявить себя в журналистике до 30 лет, – странно

Возрастной ценз (до 30 и 35 лет) оставался условием и следующих конкурсов комментаторов «НТВ-Плюс». Правда, история Розанова больше не повторялась. Чаще победители были намного младше верхнего порога: Павел Занозин попал на канал в 19 лет, Эльвин Керимов и Никита Горшенин – в 20, Роман Нагучев – в 21, Дмитрий Шнякин – в 23. И только Юрий Димчук – в 30 (в 2010-м лимит был до 35 лет). 

В отличие от первого конкурса, все последующие организовывал Василий Уткин. Уточняю у него, зачем нужен лимит, когда есть история Розанова. 

«Рамки всегда надо объявлять, – отвечает Уткин. – Но если ты в них не вписываешься, то пришли работу, дерзни, сообщи, что ты есть. Как раз так и с Розановым произошло. Другое дело, что мы объявляли рамки, при этом рассматривали все работы. И спокойно говорили: «Ну да, этот парень на год моложе, но он нам подходит». 

В вопросах ценза вообще простая динамика. Комментатор – это человек, который выносит суждение. Чтобы судить, с одной стороны, нужно обладать жизненным опытом. С другой, в 2018-м мы с моим другом Орехом вели последний утренний эфир «Эхо Москвы» в году и обменялись вопросами: «Как ты думаешь, что важного случилось в этом году?» Не помню, что он сказал, но я ответил так: «Ты знаешь, по-моему, навсегда ушло время, когда старший учит молодых». Сейчас молодые учат старших, как жить в современном мире. 

Так же и с суждениями. Раньше мы думали, что комментатором должен быть человек поживший. Сейчас очевидно, что надо думать на перспективу. И тут необходим компромисс. То есть должен быть человек, готовый обучаться дальше, который для этого не замыленный. В то же время не юноша, потому что как юноши судят других? Им это сложно. 

Раньше рамки были шире – даже до 30-35 лет. Но сейчас, если до 30 ты не проявил себя ни как блогер, ни как журналист, ни как кто – это немного странно, правда? Это не запрет, но надо разобраться. Надо наглость проявить. Я бы сейчас тоже сдвигал рамки в пользу молодых». 

– То есть это не эйджизм, а требование времени? 

– Ну а ты обратил внимание, что люди стали раньше взрослеть? Что изменился вопрос доверия к суждению? Сейчас люди собирают многотысячную аудиторию, будучи подростками. Скорее всего, они говорят #####, но их слушают. 

Плюс сейчас произошла радикальная смена аудитории. Футбол смотрят другие люди. А «Матч ТВ» предлагает им в лице своих комментаторов набор цитат из фильмов Гайдая. Из которых половина оказывается цитатами из фильмов Данелия. Или из «Место встречи изменить нельзя». Это все не тот образный ряд. С этим невозможно пробиться к широкому зрителю. 

Понятно, что до сих пор есть люди вроде меня, которые наизусть знают «Место встречи изменить нельзя». Но я пользуюсь этим аппаратом сравнений, мемов и метафор на «Эхе Москвы». А в эфире – не буду. Пришли люди с запросами на совершенно другую образную и сравнительную систему. 

Я всегда говорил товарищам, что нужно смотреть мейнстримные фильмы. Даже если они говно. Потому что они порождают мемы. Нельзя запретить людям говорить о Высоцком. И Глеб Жеглов – это великая роль. Но этим нельзя ограничиваться. Надо разговаривать языком Marvel. Это не вопрос эстетических ценностей. Это вопрос взаимопонимания. 

Еще Уткин говорит, что «Матчу» не нужен конкурс комментаторов, потому что на канале ничему не учат. И приводит в пример своих учеников

– Но вообще «Матч ТВ» не нужен конкурс, – продолжает Уткин. – Он не может произвести никакого эффекта по определению. 

– Потому что их и так полно? 

– Нет. Просто комментатор – это ремесло. Во многом почему я решил забросить эту историю – потому что это навык. Этим надо заниматься изо дня в день. Невозможно исходить из того, что мы где-то нашли талантливых пацанов, сейчас посадим их в эфир – и они будут работать. Их нужно готовить. Готовить человека нужно только в редакции. Это самый эффективный способ. Мы так и делали: нанимали на работу и учили монтировать, быть редакторами. Они чего-то носили, таскали. Параллельно смотрели футбол с мэтрами, учились суждениям. Потом в паре выходили в эфир. Дальше выходили сами. 

А на «Матче» отсутствует редакционная жизнь. «Матч ТВ» – это телевидение звезд. Они никого не воспитывают. Если им нужен комментатор, они могут посмотреть на «Силу ТВ» и выбрать нужное количество комментаторов. На «Матч ТВ» нет среды, а молодой человек должен попадать в варево. На «НТВ-Плюс» люди получали еженедельные разборы действий. Может, они чувствовали себя униженными, но они всегда понимали, потому что все было предметно. 

Мало кто обращает внимание, но, пока «Матч ТВ» ищет комментаторов, мы в своей школе с Гридасовым и Мининым подготовили человек 8 комментаторов. Они сейчас на Okko, на «Телеспорте». И среди них нет ни одного, кто был бы хуже Дурасова, который выиграл конкурс. А ребята работают, развиваются.  

«Бавария» – «Локо» – первый матч Уткина как комментатора: страховал Евгения Майорова, настраивался в коридоре, после ответных 0:5 шутил про пиво

«Искали инсульт – оказалось, что метастазы в голове». Розанов впервые рассказал про рак 

Фото: instagram.com/816room; «Матч ТВ»