6 мин.

Петушиные бои. О ребрендинге Рубина

Наверное, Дмитрий Торбинский и не предполагал, что уезжая из Москвы чуть ли не под кричалки болельщиков «Локо» с посылом выгнать из клуба Ольгу Юрьевну, он приедет в Казань под те же самые возгласы, но в адрес уже другой дамы, теперь уже не менее известной. Южная трибуна Центрального сразу после свистка судьи в матче с «Ягодиной» подхватит «Увольняйте бабу из клуба!» и не только у Димы проснется чувство дежавю.

Мария Климова выйдет к 4-ому сектору западной трибуны и стоя у выхода десяток другой минут будет смотреть на игру, изредка поглядывая в сторону фан-сектора. Скроется с трибуны она уже перед концом первой половины и не застанет аналогичного содержания кричалок в тайме втором.

В «Рубине» разворачивается клинч фанатов и руководства и как бы Василий Уткин не язвил на тему существования ультрас у казанцев, они не единственные, кому не пришлись по душе последствия очередного ребрендинга. Рядовые болельщики и просто сторонние наблюдатели тоже не признают так называемого петуха на мятой бумаге. Баннеры с перечеркнутой новой эмблемой будут видны не только на секторе фанатов. Противники сходятся на том, что эмблема слишком отстранилась от прошлых черт и не должна превращаться в сугубо герб города. Она для них чужая.

Несмотря на то, что клубная позиция вполне понятна – были заплачены большие деньги и проведена серьезная работа (растяжки, новые рекламные баннеры, нанесение на атрибутику, полная смена сайта), в ходе которой фундаментально были изучены все детали о клубе и городе, которые соединили воедино, - со стороны руководства ощущалось что-то в духе «хорошая мина при плохой игре». Это походит на то, когда ты покупаешь в магазине какую-то шмотку именитого бренда, которую можно было бы купить в условном дисконт-бутике в разы дешевле, но ты всячески будешь оправдывать вложение, ведь серьезно облегчил свой кошелек и покроешь себя «ну это вам не Китай какой, а оригинал». Interbrand – создатели похода Зиланта «с востока на запад», делали бренд «Ювентуса», «Шахтера», Олимпиады в Сочи, так и бренд Burberry не обошелся без их вмешательства. 1 миллион долларов, по слухам, вкупе с авторитетом и опытом агентства внушал уверенности в том, что итальянцы придумают и выдадут очередной брендовый шедевр. Но по лицам Климовой, Громова и Сорокина в ходе презентации, выражающих полное отсутствие какого бы то ни было энтузиазма, было ясно, что и они сами, возможно, ждали немного иного. Деньги заплачены, работа сделана – в «Рубине» не сказали ни слова сожаления о провальной покупке Эдуардо за баснословные деньги, и вряд ли стоило бы ожидать иной позиции касательно бренда. Ударили по руками и запустили в производство. Хотя вспоминая о том, что логотип был представлен на неделю позже, чем сама форма - может в руководителей и одолевали сомнения. 

Не буду повторяться о том, почему мне не нравится новый логотип, который второй раз на неделе режет глаз. Это не так важно. Важнее в этой истории конфликта между болельщицким сообществом и руководством клуба из-за лого то, увидеть как широко эта тема стала обсуждаться и сколько РАЗНЫХ мнений и оценок она получила.

По сути эмблема – это то, за что игроки и борются в не последнюю очередь. За что футболист отдает здоровье, что целует, выражая свою любовь к команде и на самом деле для игрока эмблема даже чуть важнее, чем для болельщиков или руководства. В первую очередь для прожженных, конечно. Таких, как Шаронов, к примеру. Капитан в ходе презентации озвучил, что хотел бы видеть своих детей через много лет в форме с этой эмблемой – и вот это уже важно. С трудом бы поверил, что такая независимая клубная фигура, как Рома Шаронов будет на публику бросаться подобного рода речами, приписывая и своих чад. Эмблема явно ему по душе. А Карадениз, дважды за пять дней отличившийся, расплывается в улыбке так же, как и с эмблемами старого образца. Профессионалам и вовсе не важно, что у них на груди – главное отдавать себя игре без остатка. К большинству игроков это тоже относится.

С новой эмблемой «Рубин» выиграл уже второй матч подряд и спровоцировал шутки про фарт итога второго за два года ребрендинга. Но Курбану Бекиевичу, кажется, все эти перетиры чужды и малоинтересны, хоть он и прослыл чуть ли не самым суеверным тренером в стране. И вчера многие могли заметить, что на его пиджаке так и красуется эмблема образца 96-ого года, которая была еще при его приходе в «Рубин», с которой он в последствии взял два чемпионата и два суперкубка, кубок страны, с которой обыгрывал «Барсу» и возил дома «Интер». И вряд ли всему виной условная швея, не способная исполнить новый заказ.  

В итоге мы получаем ситуацию, в которой каждый сохраняет свою отличную от других позицию – болельщики хотели ребрендинга, но не столь кардинального, игрокам видимо пришлось все по душе или вовсе они не предают этому большого значения (кто-то ведь уже успел поиграть под тремя эмблемами за довольно короткий срок – не привыкать), а главный тренер в стороне от них всех с трепетом бережет и помнит об истории, которую сам и ковал, не горя желанием второй ребрендинг подряд нашивать новое лого. И ведь есть еще позиции отличные от этих.

В «Рубине» и вокруг него царит плюрализм разного рода отношений к глобальным переменам бренда. От резко негативных и радикальных, до обратных и защитных – знаю наверняка (ибо слышал и видел), что многие теперь будут на зло ультрас ходить в атрибутике с новым логотипом «да пошли они, ишь че удумали – разборки». «Оппозиция» против такого отношения и ультиматумов «фанатья» больше, даже чем против самой обновленной эмблемы.  

Все, что сейчас происходит можно назвать и расколом, с тем же успехом обозначить это, как какой-то маркетинговый провал. Но что точно, так второй ребрендинг поимел больший успех в плане пост эффекта. Новый логотип теперь знают, после поднятого шума его увидели даже те, кто футболом интересовался вскользь (надо же понять, из-за чего весь шум), а обсуждений о нем теперь больше, чем о трансферной кампании «Рубина», например и том или ином победном матче команды – абсолютно все ушло на второй план. На устах у всех лишь разговоры о логотипе, споры, дискуссы, перетиры, реакции, какие-то внутренние дебаты за и против - он получил такой отголосок положительный и отрицательный, который вообще вряд ли ожидался инициаторами. Можно не принимать эмблему, но не принять тот факт, что клуб зажегся по-новому и разбудил сонное фанатское рубиново царство, а так же повышенное внимание со стороны, добрую долю пиара – уже это отвергать невозможно. А что, если не это - составляющая успеха любого ребрендинга?