16 мин.

«От болбоя до обладателя Золотого мяча». История Фабио Каннаваро

Сегодня, когда люди думают об итальянском футболе, они в первую очередь думают о защите. Возможно, кто-то из детей мечтает о том, чтобы стать следующим Джорджо Кьеллини или Леонардо Бонуччи.

Но позвольте мне вам кое-что сказать… Я не хотел становиться защитником, когда начинал играть в футбол.

Кто хотел бы оказаться на задней линии после того, как Паоло Росси забил 6 голов на Чемпионате Мира 1982 года? Я до сих помню, как Марко Тарделли забил гол с линии штрафной. Помню его празднование, выражение лица после забитого гола, как он бежал с поднятыми кулаками и кричал.

Как и большинство других мальчиков Италии, я сидел перед нашим телевизором - мне тогда было 9 лет - и когда прозвучал финальный свисток, Италия стала Чемпионом Мира, а в эфире зазвучал голос Нандо Мартеллини:

“Чемпионы Мира! Чемпионы Мира! Чемпионы Мира!”

Я не думаю, что после такого в Италии остался хотя бы один ребенок, который не пинал мяч об стену, и не слышал тот самый подбадривающий голос Мартеллини.

Когда я впервые попал в “Наполи”, я был болбоем (пацаном, подающим мячи). Это означало, что я мог наблюдать за тренировками легендарных футболистов. Потом, когда я смог присоединиться к молодежной команде, я был полузащитником, прямо как Тарделли.

По крайней мере так было до того дня, пока один из директоров юношеской академии не подошел ко мне и сказал, что мне стоит сменить позицию.

“Фабио, я вижу тебя на позиции защитника”, - сказал он.

Больше он ничего не сказал. Ни объяснений, ни причин.

Я был ниже ростом, чем большинство других игроков академии. Я не выглядел, как защитник, уж точно не центральный защитник. Но с того момента это стало моей родной позицией. К счастью для меня, я любил играть в обороне, и я был действительно хорош в этом.

Оглядываясь назад, могу сказать, что я обязан своей карьерой двум вещам.

Во-первых, я учился, наблюдая за лучшими. Когда я попал в “Наполи”, я играл вместе с Чиро Феррара. Он один из величайших защитников в истории итальянского футбола, который провел более 500 матчей за “Наполи” и “Ювентус”. Феррара, как многие итальянцы, никогда не приукрашивал слова и говорил, всё как есть. Он показывал, где ты должен находиться, что ты должен делать, и есть ли у тебя шансы оказать сопротивление твоему оппоненту.

Я познакомился с Чиро в 1987 году, в те дни, когда я был болбоем. В тот сезон “Наполи” выиграл свой первый чемпионский титул, и я праздновал эту победу вместе со всей командой на поле. Это был волшебный сезон. Я многому научился у той команды, но у одного игрока в частности, больше других.

Гений - Диего Марадона!

Каждый день на тренировках я смотрел, как играет легенда. И когда меня наконец-то позвали в первую команду, я сказал: “Я буду тренироваться с Марадоной”.

Феррара посмотрел на меня с улыбкой на лице. “Нет, нет, ты не просто собираешься тренироваться вместе с Марадоной”, - сказал он. “Ты должен будешь отобрать у него мяч. А мяч никогда не покидает его ног”.

А потом он вручил мне мяч.

“Вот, возьми, потому что ты никогда не отберешь его у Марадоны”, - сказал он улыбаясь. “Хотя бы получишь его от меня”.

В конце концов я начал тренироваться против Феррара и остальных членов первой команды, включая Марадону, моего идола. И однажды, Марадона начал приближаться ко мне, мяч перескакивал от одной ноги к другой во время его дриблинга. Не задумываюсь, я сделал шаг к мячу.

Я отобрал мяч у Марадоны! У гения! Легенды!

Внезапно я ощутил на себе взгляды моих товарищей по команде и тренеров. А затем я услышал голос Феррары у себя в голове. “Ты не можешь просто взять и отобрать мяч у Марадоны”.

Единственным человеком, который улыбался, был Диего Марадона. В конце тренировки он подошел ко мне и вручил свои бутсы. Знаете, в моей комнате всегда были постеры Марадоны - нашего неаполитанского божества. А теперь в моих руках были его грязные, от повседневного труда, бутсы.

Это была вторая вещь, которую я усвоил: чтобы стать великим, нужно играть против величайших от мира сего.

И еще одна маленькая недостающая деталь. Это не рост, не скорость, и даже не твои футбольные навыки. Вы должны быть уверенными.

Я точно не знаю, откуда у меня появилось это чувство уверенности, но оно, безусловно, была со мной в тот день, когда я сделал отбор у Марадоны. И я пытался развивать его до конца своей карьеры: в “Наполи”, “Парме”, в “Интере” и “Ювентусе”.

Честно говоря, только 9 июля 2006 года я почувствовал полную уверенность в себе как защитник. Я поднял Кубок Мира над своей головой и репортеры со всех стран прокричали:

“Чемпионы Мира! Чемпионы Мира! Чемпионы Мира!

(“Campioni del mondo! Campioni del mondo! Campioni del mondo!”)

Не имеет значения какого вы телосложения или размеров. Вы можете быть невысоким и быстрым. Или можете быть высоким и хорошо играть в воздухе. Для защитника самая необходимая вещь - это уверенность. Ты должен быть уверенным в себе каждый раз выходя на поле, потому что каждый следующий матч - это новый вызов.

Только через подобные испытания вы сможете обрести уверенность в себе. Для меня это началось в тот самый день против Марадоны, и продолжалось каждый день на поле после. Даже сегодня, стоя на краю поля, я работаю над тем, чтобы укрепить свою уверенность в качестве менеджера команды.

Поэтому вместо того, чтобы поговорить о моих успешных вехах карьеры, я хочу вспомнить о моментах, соперниках и партнерах по команде, которые испытывали меня сильнее других. Именно благодаря им, я смог укрепить своё чувство уверенности.

Роналдо

Больше, чем кого-либо, с кем я встречался до, и любого, с кем я сталкивался после него, Роналдо был единственным игроком, который вселял в меня страх.

Он был игроком моего поколения. Феномен. Роналдо!

Впервые мне довелось встретиться с ним в товарищеском матче между нашими сборными перед Чемпионатом Мира 1998 года. Даже нахождение на одном поле с ним уже вгоняло меня в ужас.

Тот матч мы сыграли вничью 3:3, а после матча нас ожидала встреча с нашим тренером Чезаре Мальдини.

“Фабио, ты знаешь, что многие люди говорят, насколько невероятен Роналдо, и что он очень хороший игрок”.

Я только кивнул в ответ, а он продолжал.

И после просмотра твоей игры против него, я могу сказать, что он действительно очень и очень хорош”.

Классический Мальдини.

“Спасибо, тренер”.

Роналдо был игроком, против которого было невозможно обороняться, но вместо этого вы надеялись как-то ограничить и сдержать его как можно больше времени. Потому что, если Роналдо хотел забить, он это делал.

Конечно, сборная Бразилия имела также Ромарио, Роберто Карлоса, Роналдиньо. Но Роналдо, он был… другим.

Он был быстрым, сильным, просто невероятным игроком. Каждый раз, играя против него, я испытывал к нему уважение. Такому игроку, как он, не было нужды ругаться, и не было никакого смысла пытаться проникнуть в его голову. Потому что он уже был в твоей, еще до звука свистка.

Я не думаю, что мой страх перед ним куда-то исчез. Но из этого страха появилось уважение. Подобное уважение проявляется через ежедневную работу над собой на тренировках. И когда ты снова выходишь против него на поле, ты знаешь, что выложился на полную.

Страшно ли мне? Конечно. Но таким образом вы показываете своё уважение к игре и футболисту, не давая страху проявиться на футбольном поле.

Это то, чему я научился благодаря Роналдо - справляться со страхом на поле.

Зидан

Если Роналдо привносил невыносимую сложность в игре против него, то Зидан отвечал за элегантность на поле. Он был джентльменом.

Я уверен, что в какие-то моменты его ноги касались травы, но то, как он двигался, казалось, будто он парил по воздуху. Его повороты и уклоны были не просто атлетическими - это было больше похоже на балет. В том, как он скользил между игроками, была заметна такая легкость. Было приятно наблюдать за тем, как он играет, и я действительно счастлив, что мне довелось играть против него.

Я играл против Зидана на протяжении всей своей карьеры. Для многих футболистов вы находите методы для их сдерживания, но только не для него. С самого первого, и до последнего матча, каждый раз Зидан находил новые способы победить меня.

Как и с Роналдо, вы можете только попытаться подготовиться к игре против Зидана. Как я уже говорил, я относился к своей работе очень серьезно. Я усердно тренировался, поэтому, когда я выходил играть против Зидана, я был максимально готов показать свою лучшую игру.

В 2006 году мы играли против сборной Франции в финале Чемпионата Мира, и Зидан забил первый гол в матче. Это был пенальти, но наша защита уже тогда вздрогнула. От начала матча прошло чуть больше пяти минут, а он уже закинул нам мяч в ворота. Помню, как мяч вспарил в воздухе, а затем ударился об перекладину. Мы все надеялись, что нас пронесло, но когда Зидан обернулся, мы поняли, что это не так.

Мы были напуганы. И я, как капитан, знал, что должен заставить нас сосредоточиться. Но это именно то, что мог Зидан. Ему не обязательно было накрутить всю вашу защиту, чтобы оставить вас в замешательстве. Подобные моменты заставляли вас почувствовать его присутствие на этом поле. Спокойствие и творческий потенциал, казалось, пульсировали по его телу, а затем эта энергия передавалась мячу.

Так было до тех пор, пока он не терял хладнокровие. Даже у Зидана были такие моменты.

В том матче я усвоил еще один важный урок: каково быть лидером на поле. Я знал, что моя задача не только в том, чтобы остановить нападающих противника или помогать нашим полузащитникам, но и в том, чтобы сохранять предельный уровень концентрации. Даже когда мы оказались в роли отстающих в самом важном матче в жизни.

“Мы можем это сделать!”, - сказал я, смотря в глаза своим партнерам по команде. “Это наш час”.

А спустя 10 минут Марко Матерацци сравнял счет, забив головой. В тот момент мы ощущали, как камень упал с наших плеч, и нам стало легче дышать. Мы вернулись в игру.

А потом мы доиграли до серии пенальти. Мое сердце останавливалось каждый раз, когда кто-то подходил к мячу. И когда Фабио Гроссо забил победный мяч, я уже ничего не слышал. Я просто не мог в это поверить.

Campioni del mondo! Campioni del mondo! Campioni del mondo!

Я получил больше, чем просто трофей в конце того матча. Впервые я подумал, что четко знаю, что я здесь делаю.

У нас получилось! И всё благодаря итальянской оборонительной структуре игры. Но что более важно, так это то, кто находится рядом с тобой на футбольном поле. И на протяжении всего турнира мы были действительно единым целым.

Мы были лучшими, и не только в обороне.

Андреа Пирло и Франческо Тотти

Как я говорил вначале, многие люди ассоциируют итальянский футбол с хорошо построенной защитой. Я считаю, что это несколько неправильно. В нашей истории есть как величайшие нападающие, так и величайшие полузащитники.

Тем не менее, многие до сих пор думают, что мы выиграли Чемпионат Мира 2006 года только благодаря оборонительной игре.

Мы выиграли, потому что оказались сильней всех остальных. Мы можем хорошо выполнять нашу работу в защите, но если ты не забиваешь, ты не можешь победить. Все это я веду к тому, что, как мне кажется, наше нападение не получило должного признания после той победы.

Конечно, я бы предпочел, чтобы мы играли в одной команде, но выступать против моих итальянских товарищей по сборной Андреа Пирло и Франческо Тотти на уровне клубного футбола было “приятным” испытанием.

Когда я играл против Тотти, у нас было достаточно времени чтобы разговаривать друг с другом на поле.  Когда мой вратарь выбивал мяч, а мы стояли в ожидании, когда игра дойдет и до нас, то мы часто шутили друг с другом. Он был довольно забавным парнем, и подобное было для нас обыденным.

Но Пирло, у него был совершенно другой стиль. Когда у него был мяч, ты понятия не имел, что он собирается с ним делать. Я всегда пытался предугадать его ходы в то время, как он творил игру в полузащите.

Между нами всегда было уважение. Мы понимали, что не собираемся делать кому-либо поблажки. Я знал, что они воспользуются любой возможностью, чтобы нанести удар по воротам, а они знали, что я без раздумий припечатаю их к земле, если это понадобится.

Единственные ваши друзья на поле - это десять других парней, одетых в ту же майку, что и вы. Всё остальное должно оставаться за пределами футбольного поля. Когда ты находишься на поле, для тебя самым главным является победа и завоевание трофея.

И пока я был на поле, моя работа заключалась в том, чтобы мешать моих хорошим друзьям забивать голы.

Игра за “Реал Мадрид” 

Говоря об игре в Ла Лиге одним словом - это было трудно. Когда я перешел в “Реал” в 2006 году, это был первый раз когда я покинул свою родную страну. Переезд в новый для меня город и общение с партнерами по команде давалось мне сложно. Это был, наверное, один из самых сложных периодов в моей карьере.

Неделя подготовки перед матчем в Италии немного отличается от недели в Испании. Здесь всё было очень строго расписано - тренировка нонстоп, тренеры на дают продыху. Мне повезло, что наш менеджер Фабио Капелло привез немного итальянского футбола в Мадрид. Он был самим дисциплинированным человеком в клубе.

Если тренировка должна начаться в 10 часов, значит она должна стартовать в точно указанное время, и ни минутой позже.

Фабио помог мне обустроить свою жизнь в Мадриде, но я также должен был научиться игре в защите на индивидуальном уровне. Я приехал в большой клуб из-за своих умений, и от меня ожидали высокого уровня. И чтобы начать его показывать, мне нужно было узнать стиль игры своих новых товарищей по команде и линии защиты.

Помню одну из первых тренировочных сессий, когда я отдал пас Серхио Рамосу.

“Почему ты ошибаешься?”, - спросил он.

“Не ошибаюсь, я вернул тебе мяч”.

Все казалось совершенно другим. В Италии мы привыкли отдавать мяч на ход в свободную зону, а здесь от тебя ожидали пас прямо в ноги партнеру.

“Нет, ты должен отдать мне сильный пас, и прямо в ноги”.

Мне предстояло многому научиться, но когда я попал в “Реал”, мне было далеко не 21 год. Я только что выиграл Кубок Мира, и был уверен в себе. Я не знаю, смог бы я сделать это в молодости. Но после той победы со сборной Италии я прекрасно понимал, на что способен. И перейдя в “Реал” мы выиграли две Ла Лиги подряд.

Одев однажды сливочную футболку “Реала”, вы навсегда становитесь частью этого клуба.

Тренерство в Китае

Я сыграл множество матчей, где как мне казалось, я оставил всего себя на поле.

Но то, что я осознал, с того времени, как закончил с игрой в футбол и начал тренировать, так это то, что 90 минут на поле никак не сравнятся с жизнью менеджера.

Я провел много времени, изучая совершенно новую для меня сторону футбола. Как менеджер “Тяньцзинь Цюаньцзянь” я должен делиться всем опытом, который у меня есть, со своими игроками. Мне нужно знать, у кого проблемы в семье, кто более стеснительный, а на кого я могу надавить, чтобы подтолкнуть играть лучше. Теперь попробуйте это сделать с 25 разными футболистами через китайский переводчик.

И раз я не могу объяснить нужную информацию на словах, я присоединяюсь к своим игрокам на тренировках. Я показываю им на деле, что имею в виду, или показываю, как они должны играть в той или иной ситуации. Иногда чтобы научить чему-то, нужно самому показать, как это делается.

Менеджер - это довольно одинокая профессия. Вы как бы находитесь на поле, но вы не участвуете в той гуще событий, а выступаете в роли наблюдателя. Тем не менее, моя работа заключается в том, чтобы делиться с ними своими знаниями и опытом.

Некоторые эти знания взяты у лучших тренеров мира - Липпи, Трапаттони, Мальдини, Капелло. Каждый из них научил меня чему-то важному, что я на протяжении всей карьеры хранил в маленькой записной книжечке.

Будь то ошибка или успех, я записывал это. А с прошлого года я держу эту тетрадь при себе, здесь в Китае. Стараюсь не повторять одних и тех же ошибок.

Когда я приехал в “Тяньцзинь Цюаньцзянь” в 2016 году, я не знал,что меня ожидает. Это был второй китайский дивизион, у клуба была полоса из 7 поражений подряд. Они занимали 8 место из 16 команд.

Но я быстро пришел в чувство. Вспомнил о том, каким игроком я был, об уверенности, полученной от людей, с которыми я играл, от людей, которые меня тренировали. Я вспомнил моменты поднятия Кубка Мира и завоевания чемпионства.

И мы приступили к работе. К концу сезона мы были на вершине таблицы, и смогли получить повышение в Китайскую Суперлигу.

В тот момент, когда мы добились промоушна, я не услышал подбадривающего голоса Мартеллини. Повышение в дивизионе это не трофей, не победный гол или ключевой отбор в игре. Но тот момент, когда вы вместе со своими игроками добиваетесь цели, делает тебя поистине счастливым на всю оставшуюся жизнь.

Я был в поиске той уверенности со времени, когда был маленьким пацаном. И нашел ее, когда смог поднять над своей головой Кубок Мира, а затем и Золотой Мяч.

И теперь я снова в поиске своей уверенности. Но теперь не как лидер защиты, а как человек, стоящий у бровки.

The Player's Tribune