8 мин.

Крест на крест. Прогулка по предматчевому Белфасту

Сборной России предстоит вернуться в Белфаст на «Виндзор Парк». В город, где посылают проклятия Папе Римскому и славят королеву Англии. На стадион, трибуны которого стали последним легальным полем боя протестантов и католиков. Чтобы ощутить ту атмосферу, в которую 14 августа окунется команда Фабио Капелло, еженедельник «Футбол» заранее побывал на неспокойных секторах «Линфилда» – самого титулованного и самого буйного клуба протестантской Северной Ирландии и «Клифонтвилла» – культовой команды католиков.

 

«Мы стоим по колено в фенианской крови»

Последний представитель Северной Ирландии в Лиге чемпионов стремительно шел ко дну квалификации. Даже греческая «Шкода» оказалась слишком крепким соперником для флагмана североирландского футбола. Дополнительное время в матчах с командой из Ксанти – это все, чего смог добиться «Линфилд». Зато его фанаты за два часа игрового времени разогрелись не на шутку.

«Мы стоим по колено в фенианской крови», – распевали сектора «Виндзор Парка» и мощным скандированием посылали на три буквы Папу Римского и Ирландскую республиканскую армию. Пребывая в состоянии легкого шока, я поднял глаза на киоск, в котором во время игры продавалась кола с незамысловатой закуской. «Любите футбол, ненавидьте нетерпимость» – с издевкой проповедовал плакат на будке с едой. На призывы о мире здесь, в Белфасте, никогда не принято было обращать внимание.

Российской сборной еще повезло – она прилетает в Северную Ирландию к середине августа. К этому времени в Провинции уже затихает «Сезон маршей» – серия парадов, которыми протестантский Оранжевый орден отмечает главные для себя исторические даты. В особой чести – победы над католиками в войне трехсотлетней давности. А главное число – 12 июля, годовщина победы голландца Вильгельма над католическим королем Яковом II на реке Бойн.

Парад – это дядьки в оранжевых шарфиках и молодежь с барабанами и флейтами. Наткнешься на такую процессию – и не поймешь, в какой век ты попал. И даже не всем протестантам по вкусу такие шествия. «Кого вы там можете встретить? Престарелых оранжменов и полупьяных spides («гопников»)» – так описывает состав марширующих болельщик «Крусейдерс» Данкан. Но в «Сезон маршей» редко можно услышать трезвые слова от протестанта: с начала июля до середины августа даже у вроде бы адекватных людей срывает крышу.

 

Линии мира

Сердце лоялистов бьется на Шанкил-роуд, что на западной окраине Белфаста. Стоит отойти немного на юг – натыкаешься на целые улицы заколоченных домов: районы бедные, люди уезжают. Но в эти дни в районе Шанкил-роуд все разукрашено британскими флагами, что и в Англии-то редко увидишь. Мелькает много синих футболок – это не только цвета «Линфилда», но и также клубов-побратимов – «Челси» и «Глазго Рейнджерс». Недаром рядом с огромной фотографией игроков североирландской команды, датированной сезоном-1961/62, находится и большое здание фан-клуба «Рейнджерс».

Портреты тут повсюду. Белфаст – это город граффити. На стенах домов – росписи на патриотически-протестантские темы. Здесь и королева Елизавета, и портреты павших бойцов военизированной организации «Ольстерские добровольческие силы» (UVF), печально прославившейся убийствами во время конфликта 1969–1998 годов.

Часть рисунков размещена на высоченных стенах с проволокой поверх бетона. Они называются «линиями мира», по всему Белфасту их понастроено ровно 99, а многие заборы стали длиннее и выше уже после Белфастского соглашения 1998 года, которое, по идее, урегулировало религиозный конфликт.

По другую сторону «линий мира» живут католики. Пройдя через ворота, закрывающиеся на ночь, оказываешься в ином мире на Фоллс-роуд. Там расположены штаб-квартира республиканской партии «Шинь Фейн» и, например, мемориал погибшим «добровольцам» Ирландской республиканской армии. Пол, наш гид по Фоллс-роуд, бывший политзаключенный, замечает, что на другую сторону через ворота люди стараются не ходить: «Вон продуктовый магазин у стены. Ведь никогда не зайдут туда чужие, хотя им до своего далеко. У нас по этой же причине какое-то совершенно идиотское число спортцентров на душу населения».

Возможно, в Белфасте соотношение футбольных клубов к числу болельщиков тоже рекордное. И конечно, в такой атмосфере футбольные газоны не могли не стать полями сражений протестантов и католиков.

 

Форма «Спартака» и футболка Макгиди

Южнее Фоллс-роуд, менее чем в километре от «Виндзор Парка», расположен невзрачный торговый центр «Парк». На этом месте много лет назад играл белфастский «Селтик» – клуб, основанный в конце Х1Х века и названный в честь собрата из Глазго. Свероирландский «Селтик» был терпимее шотландского собрата. А самой легендарной его фигурой стал великий вратарь Элайша Скотт, протестант по вероисповеданию. Он начинал в «Линфилде», выиграл чемпионат еще объединенной Ирландии (разделенной в начале 1920-х годов) в составе «Селтика», провел 18 сезонов в «Ливерпуле», а в 1934 году вернулся к «кельтам» играющим тренером. Под его руководством клуб стал практически бессменным чемпионом.

Дерби «кельтов» с «Линфилдом» проходили при забитых трибунах. Но одно из них, в Boxing Day 1948 года, закончилось трагедией. По окончании жесткой игры, в ходе которой одного из игроков «синих» увезли в больницу, болельщики «Линфилда» высыпали на поле и начали мстить игрокам соперника. Нападающего Джимми Джонса избили до полусмерти, сломали ему ногу, и если бы его не спас знакомый футболист, еще неизвестно, чем бы все закончилось. По окончании сезона руководство «Белфаст Селтик» решило сняться чемпионата.

Стадион пережил команду более чем на 30 лет, но был снесен в начале 1980-х. В торговом центре находится небольшой музей клуба, где среди прочих экспонатов, включая первый кубок Ирландии, на стене висит зеленая майка спартаковца Эйдена Макгиди – отец и дядя завезли в начале года.

Это, кстати, не единственная связь между «Спартаком» и Северной Ирландией. В 1988 году московскому клубу пришлось играть в форме местного «Крусейдерс». Собственная в «Белфаст» не долетела, так что спартаковцы заняли черно-красные майки фирмы Umbro на матч против «Гленторана».

 

«Клифтонвилл» на смену «Селтику»

После кончины «Белфаст Селтик» католики остались без команды. Но в 1960-х годах молодежь с Фоллс-роуд стала посещать матчи «Дистиллери». С началом конфликта домашняя арена клуба оказалась буквально на линии фронта, и в 1971-м стадион сгорел. Поскитавшись следующие 10 лет по разным стадионам Белфаста, в конце концов команда перебралась за город, где она выступает под названием «Лисберн Дистиллери».

И все-таки у католиков появился клуб, который они могли называть своим. «Клифтонвилл», основанный в 1879 году на северо-западе Белфаста, является старейшей командой во всей Ирландии. Но к концу 1960-х он имел любительский статус и плелся в хвосте таблицы, поддерживаемый горсткой католиков и небольшим количеством юнионистов-протестантов из средних классов. Перемены для «Клифтонвилла» начались из-за миграции населения города. Охватившие Белфаст беспорядки заставили католиков переселиться в те районы, что ближе к клубу, молодежь повалила на трибуны, а победа в финале Кубка страны 1979 года закрепила за «Клифтонвиллом» культовый статус.

Болельщикам пришлось несладко – к ним практически повсюду относились враждебно. «В начале 1990-х наши автобусы нередко подвергались атакам, –вспоминает представитель фанклуба NorthBelfastReds Кевин Джонстон. – Хуже всего пришлось в Портадауне в 1996-м. В тот день мы действительно боялись за свою жизнь». К счастью, такие происшествия остались в прошлом, а «Клифтонвилл» только что провел лучший сезон в своей истории, выиграв Кубок Лиги и чемпионат. А в июле на стадионе «Солитьюд» прошел настоящий праздник: в гости на матч квалификационного раунда Лиги чемпионов приехал настоящий шотландский «Селтик».

***

Пройдет немало времени, прежде чем Северная Ирландия оправится от исторического багажа, накопленного более чем за триста лет распрей и конфликтов. Кто-то до сих пор марширует и разрисовывает стены в память о террористах и подозрительно смотрит через заборы. Другие же предпочитают жить, наводить мосты через «линии мира», и, пока существуют такие люди, у Северной Ирландии и ее футбола есть будущее.

Александр Горюнов, Белфаст

 

С кем Игорь Денисов дрался в раздевалке «Анжи»? Насколько комфортно будет смотреть футбол на «Открытие Арене»? Сколько стоит одно сиденье будущего спартаковского стадиона? Что думает о новом вызове Илья Абаев? Как поживают вильнюсский «Жальгирис» и «Памир» из Душанбе? В чем главная проблема чемпионата Украины? Какие интриги нас ждут в стартующем чемпионате Испании? Почему немецкие футболисты неохотно покидают Бундеслигу? Чем характерен футбол в Белфасте? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол»!

Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях: