Легендарные 4:3 «Спартака» и «Зенита»: Сычев в майке «Кто мы? Мясо!», нервы Бесчастных (его бесил Мойзес) и камбэк благодаря Кебе
Лучшая игра 2002-го.
Несколько дней назад Александр Дорский составил список из 15 великих матчей РПЛ (то есть – с сезона-2002). 10 из 15 мы собрали в одном посте, а про 5 лучших пообещали рассказать отдельно – теперь вспоминаем их в хронологическом порядке.
Итак, первый пошел: 2002 год, матч «Спартак» – «Зенит» и счет 4:3.
Перед игрой оба клуба освежились: у «Зенита» поменялся тренер, а президентом «Спартака» стал Червиченко
Это еще не тот «Зенит», к которому мы привыкли за последние 15 лет. Тогда за Питер в старте выходили ламповые Саркис Овсепян, Константин Лепехин, Валерий Цветков, Денис Угаров и Борис Горовой, а Кержаков и Аршавин еще были детьми, которые только-только начали играть и забивать. При этом «Зенит» на тот момент (к 14-му туру) был в отличной форме: перед «Спартаком» выиграл 4 матча подряд, шел пятым и отставал от команды Романцева (3-е место) всего на 2 очка.
Беспокоило только здоровье главного тренера Юрия Морозова. У 68-летнего коуча были проблемы с сердцем, а после весенней игры с «Крыльями» он даже попал в больницу. Перед «Спартаком» в «Зените» посчитали, что рисковать больше нельзя. Решение принимал лично советник президента клуба Виталий Мутко.
«Врачи на полгода предписали Морозову соблюдать особый режим, – говорил Мутко. – И работа тренера в этот режим никак не вписывается. За двадцать июльских дней «Зенит» сыграет 5 матчей, в августе – еще 6. Плюс перелеты. Представляете, какая нагрузка? Если мы действительно заботимся о здоровье Юрия Андреевича, другого выхода нет».
Исполнять обязанности Морозова назначили 44-летнего Михаила Бирюкова – легендарного вратаря «Зенита», только закончившего карьеру. Несмотря на отсутствие опыта, Бирюков был уверен в себе, собирался научить команду европейскому футболу и чуть набрасывал на Романцева – тот как раз провалился на ЧМ-2002.
«Я не удивился, что мы не вышли из группы, – говорил Бирюков сразу после назначения. – Ребята, конечно, старались, но ведущие команды мира сейчас играют совсем в другой футбол. В такой футбол – высокие скорости, прессинг, быстрые передачи в одно-два касания – сейчас пытается играть «Зенит». Пока у нас, безусловно, еще уйма игровых проблем. Но, на мой взгляд, мы идем верной дорогой».
Тогда никакого противостояния «Спартака» и «Зенита» не было, сам матч журналистов не сильно возбуждал, а Романцева донимали вопросами про ЧМ-2002 и спрашивали про Андрея Червиченко, который только что получил официальную власть – стал президентом вместо Романцева.
«Это была моя инициатива, – объяснял Романцев. – Червиченко с Шикуновым в клуб привел тоже я. Это два человека, искренне любящие «Спартак». Очень доволен, что наконец-то появились люди, которым я искренне верю и которые освободили меня от массы проблем. Раньше приходилось все время искать деньги. Дошло до того, что в 89-м я снял все 800 рублей со своей сберкнижки и отдал их игрокам на премиальные. Футболистов не должно интересовать, откуда взялись деньги. Если ты им обещал – будь добр, отдай».
Кержаков и Аршавин просто убивали «Спартак». Бесчастных мочил Мойзеса, а гол Шавы называл каким-то слаломом
Афиша «Спартак» – «Зенит» не возбуждала и болельщиков. Если на «Локомотив» и ЦСКА было 27 и 40 тысяч зрителей, то на Питер собралось всего 9 – примерно как на «Ростсельмаш» (10) и «Шинник» (8).
Месяц назад Романцев выделил Кержакову всего 6 минут на чемпионате мира, а теперь Александру столько же понадобилось, что забить «Спартаку». Это удивительный гол: в штрафной «Спартака» 6 защитников, но ни один не держит Кержа. Тот спокойно принимает мяч, разворачивается и бьет в угол. Самое странное – позиция Мойзеса, который весь эпизод зачем-то стоял у штанги. После игры его казнил Владимир Бесчастных.
«Кержаков классно разобрался, но нельзя же давать чужому форварду принимать мяч, разворачиваться, смотреть на вратаря и направлять мяч в незащищенный угол. Он потратил на все около 3 секунд, а за это время никто к нему даже не подбежал. Мойзес вообще непонятно зачем стоял на линии ворот. Играли в обороне наивно до неприличия. Наверное, у «Спартака» один из худших показателей по пропущенным (12-й в лиге – Sports.ru).
Второй гол «Зенита» – тоже кошмар обороны «Спартака». Аршавин прошел сквозь Тчуйссе и Митрески в стиле Месси и тоже аккуратно положил мяч в угол. Бесчастных был в шоке: «Я понимаю, что у «Зенита» сильные нападающие. Ладно, обыграть одного-двух – куда ни шло. Но когда вся оборона наблюдает, как их обыгрывают, это уже какой-то слалом».
0:2 – все моменты «Спартака» заканчиваются на Малафееве, «Зенит» максимально эффективен, а команда Романцева, кажется, все дальше и дальше от чемпионства. Лидирующий «Локомотив» в динамической таблице впереди уже на 8 очков.
Спасая игру, Романцев двинул в полузащиту Кебе. Идея сработала, а сенегалец впервые забил
Замена Калиниченко на Дмитрия Кудряшова и перевод Титова на позицию под нападающими сделали «Спартак» агрессивнее, но надо было выжимать больше. Романцев придумал такое: снял Цихмейструка, выпустил Ананко на левый фланг обороны, а в полузащиту отправил легендарного Кебе.
Сработало очень быстро. Разозленный игрой защиты Бесчастных сначала забил с точки, а потом с рикошетом сравнял счет. Только следом Кержаков снова уничтожил Мойзеса: бразилец не дотянулся головой до простого навеса, а форвард принял на грудь и нанес удар убийственной силы – Левицкий от испуга просто завалился на спину. Правда, уже через 5 минут пришло время Кебе: контратака, финт Титова на замахе, сенегалец бьет в пустые. Есть первый гол за «Спартак»!
Кебе тогда в последний момент отцепили от чемпионата мира, где его сборная Сенегала феерила: прибила Францию и дошла до 1/4 финала. Авторы «Спорт-Экспресса» были под таким впечатлением, что приписывали Кебе сверхспособности сборной.
Рабинер: «Внесли заметный вклад в победу Титов и Кебе, в которого после чемпионата мира словно вселился бес сенегальской футбольной свободы».
Просветов: «Кебе выдвинулся в полузащиту и проявил себя с наилучшей стороны, временами напоминая о концертных номерах владения мячом, которые демонстрировали на ЧМ-2002 его соотечественники».
Только главный момент матча был впереди.
«Зениту» Сычев забил последний гол за «Спартак». На следующий день появился инсайд, что он перейдет в «Милан»
После той игры и гола Сычева Романцев расскажет историю с тренировки. «Помню, играем двустороннюю игру в Бору, я говорю ему: «Дима, бей, как только будет возможность!». Партнеры ворчат, просят играть в пас, я стою на своем. Остается всего-то несколько минут, счет 0:0. И тут Сычев бьет прямо метров с 30 в «девятку»! Сразу все ворчуны притихли».
Пересматривая гол Сычева «Зениту», сложно поверить, что 18-летний пацан так легко ориентируется в нестандартной ситуации, а потом так нагло бьет в ближний и так четко попадает. И еще сильнее влюбляет в себя болельщиков перфомансом «Кто мы? Мясо!».
Принято считать, что история с майкой была косплеем на Титова (тот тоже так делал), но Сычев еще в 2002-м это опроверг. Объяснял так: «Майку подарил друг из Тамбова, она лежала на базе в числе прочих, которые мы просто поддевали под форму». До этого Сычев носил ее три месяца, но не демонстрировал. Растрогался только с «Зенитом» – говорит, что для него тот момент на уровне победы сборной России над Голландией (да, Сычев был на поле).
На следующий день после победы над «Зенитом» в «Спорт-Экспрессе» появился инсайд: Сычев может перейти в «Милан», а в Москву уже приезжал один из селекционеров итальянского клуба. Об этом сообщал 19-летний корреспондент Александр Вишневский со ссылкой на агента Сычева Алексея Соколова. Мы спросили Александра, действительно ли «Милан» хотел Сычева, а он рассказал целую лавстори.
«В «Спорт-Экспресс» меня взяли во многом потому, что общался с молодым поколением футболистов «Спартака», – говорит Sports.ru Вишневский. – Сычев, Сонин, Данишевский – мне было намного проще установить с ними контакт, чем старшим коллегам.
С Сычевым я познакомился еще до «Спартака», на матче во второй лиге. Я из Курска, а курский «Авангард» играл с тамбовским «Спартаком» в одной зоне. Плюс часто созванивался по работе с тренером Тамбова, а он мне рассказывал про Сычева – что вот есть такая звездочка. Как-то решил на него посмотреть: ради Сычева поехал в город Климовск, где подольский «Витязь» принимал тамбовский «Спартак».
«Витязь» выиграл 6:0, но Сычев мне все равно очень понравился. Его заменили в начале второго тайма, я подошел к скамейке запасных, прервал разговор Димы с каким-то солидным мужчиной и представился корреспондентом «Спорт-Экспресса». Так мы познакомились и стали общаться. А солидный мужчина – его агент Алексей Соколов. Все инсайды про «Милан» он мне и рассказывал. Я был таким Нобелем Арустамяном того времени – через меня он все это доносил в прессу.
Про «Милан» там было все серьезно. Червиченко даже летал туда на переговоры, а Сычевым тогда интересовалась половина топ-клубов Европы. С «Миланом» не договорились по цене. «Спартак», по-моему, хотел 12 миллионов, а предлагали только 10. Сам Сычев после чемпионата мира хотел в Европу и думал уезжать. Даже по поведению его было заметно, что он чуть поймал звезду. Стал меньше со мной общаться, уже не всегда брал трубку. Психологически был на другой волне».
Бонус: история про Сонина, которая расскажет об окружении Сычева и жизни молодежи «Спартака» того времени
«Самый забавный момент был с Сониным, который тоже из Курска и с которым мы тоже хорошо дружили, – рассказывает Александр Вишневский. – Как-то мне сказали, что я не поеду на матч «Спартака», а поеду работать в паре с Леонидом Федоровичем Трахтенбергом в Раменское. Я считал удары по воротам и вел статистику, а Трахтенберг писал репортаж. Прямо по ходу матча ваял историю типа того, что во сне к нему явился хоккейный тренер Тарасов, а потом подвязывал этому к матчу «Сатурна» и, кажется, «Шинника». Меня он постоянно спрашивал: «Минута?! Минута?! Кто на кого отдал?!»
В итоге получилось так, что Сонин забил первый гол за «Спартак», а я находился в Раменском и не мог сразу с ним сделать интервью. Чуть позже начал ему звонить, трубку долго не брали, а потом вместо Сонина подошла какая-то девушка. Она представилась его тетей и сказала, что он спит. Позже оказалось, что со мной говорила девушка то ли Данишевского, то ли Павленко, а Сонин к тому моменту столько выпил, что был не в состоянии давать интервью. Я об этом не знал и написал в материале, что в десять вечера Сонин уже спал. А редактор поставил заголовок: «Сонин, который любит поспать».
Потом вся спартаковская молодежь валилась со смеху – все знали, что Сонин всю ночь бухал, а мы написали, что он такой пример профессионализма, забил гол и в десять часов спит, какой молодец.
Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров; 1tv.ru; globallookpress.com/Alexander Chernykh/Russian Look; spartak.com; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; clubspartak.ru