7 мин.

От Виктории к Салатнице. История главного трофея Бундеслиги

Футбол в Германию был завезен еще в конце XIX века. Тогда рабочие из Великобритании, трудившиеся в промышленных и портовых городах Германской Империи, привозили с собой кожаные мячи и гоняли их на лугах и полях. Местные жители с интересом наблюдали, а затем и подключались к игре островитян. Со временем увлечение переросло в появление футбольных секций при объединениях гимнастов и легкоатлетов, а уже после в полноценные игры между этими прототипами футбольных клубов.

У соревнований есть победитель, победителю должен достаться трофей. Но откуда его взять? Вариантом стал Кубок Виктории – подарок французов Немецкому Футбольному Союзу за активное участие в парижской Олимпиаде 1900 года. К трофею прилагался диплом, гласивший: «Настоящим Немецкий Футбольный Союз награждается почетным призом в форме богини Виктории в память об Олимпийских играх, проходивших в Париже в 1900 году на Всемирной выставке». Кубок состоял из постамента кубической формы и римской богини победы, восседавшей на нем. Покровительница чемпионов держала в руках лавровый венок. Было принято решение использовать французский подарок в качестве трофея.

Кубок Виктория — почетный трофей, врученный Францией Немецкому Футбольному Союзу за участие в Олимпиаде-1900.

Однако, тогда единого чемпионата по футболу еще не существовало, и трофей временно вручали регбийным командам, так как регби находилось в сфере ответственности НФС. Так продолжалось недолго – в 1903 году в Германии прошел первый в ее истории чемпионат по футболу. В нем участвовало всего 6 команд – ФК «Лейпциг», ДФК «Прага», «Альтонаэр-1893», «Виктория-1896», «Британния-1892» и «Карлсруэ». Лишь «Карлсруэ» не был расформирован и дожил до наших дней в историческом виде. Матчи проходили по принципу игр на выбывание, без групповых этапов, и в итоге «Лейпциг» обыграл «Прагу» со счетом 7:2.

Оригинальный трофей Виктория с названиями клубов, вмонтированных в постамент.

На постамент была прикручена первая табличка с именем футбольного чемпиона Германии, и с тех пор основу трофея регулярно увеличивали, чтобы вписывать в историю новые и новые клубы, а также меняли ее форму, чтобы увеличивать доступную площадь. Таким образом, к началу Второй мировой войны Виктория уже восседала на уровне человеческого роста. Самыми титулованными были клубы «Нюрнберг» и «Шальке-04», поднимавшими (поднимавшими ли?) приз по 6 раз.

В 1944 году трофей вручили клубу «Дрезднер», после чего Виктория была признана утраченной. Существует две версии того, куда пропал кубок. По одной из них, трофей пролежал в архивах Немецкого футбольного союза ГДР в Восточном Берлине, доступа к которым власти ФРГ не имели до падения Берлинской стены. Есть более прозаичная легенда – в суматохе окончания войны Виктория досталась немецкому болельщику из Берлина. Дабы уберечь бесценную награду, добрый самаритянин забрал трофей себе и спрятал его в чулане своего дома, где он и пролежал до воссоединения Германии в 1990 году.

Футбольный клуб «Нюрнберг» остался в истории Германии первым и единственным клубом, не получившим за победу трофей. Произошло это в 1948 году.

Германия не сразу восстановилась после войны, и свидетельством тому, в частности, стал первый чемпионат по футболу, разыгранный в стране. Произошло это только в 1948 году, и в нем принимали участие лишь 8 команд (против 31 в 1944 году) – «Гамбург», «Санкт-Паули», «Цвиккау», «Унион», «Кайзерслаутерн», «Кобленц», «Нюрнберг» и «Мюнхен 1860». Они квалифицировались из Оберлиги и Чемпионата Восточной зоны, первого чемпионата на территории будущей ГДР. Победу одержал «Нюрнберг», обыграв «Кайзерслаутерн» в финальном мачте со счетом 2:1. Но вот незадача – трофей утерян, нового нет. Команду наградили лавровым венком с лентами, что смутило руководство НФС и игроков. Было принято решение разработать и создать кубок, чтобы в сезоне 1948/49 победитель не остался без трофея.

Работу поручили Элизабет Тресков – известному в Германии реставратору и ювелиру, мастеру серебряных и золотых работ. Именно ей и ее мастерской ранее доверили восстановление Раки трех царей-волхвов – грандиозного реликвария сложнейшей формы, хранившего, по приданию, мощи трех библейских волхвов. Такая репутация сослужила Элизабет добрую службу, и Немецкий Футбольный Союз обратился к ней с идеей изготовления трофея.

Элизабет Тресков — автор Meisterschale (Серебряной Салатницы). За этот трофей и поныне борются сильнейшие клубы Германии.

В тот период она возглавляла школу ювелирного мастерства в Кельнской академии прикладных искусств. Когда ей поступил заказ на изготовление награды лучшим футболистам, она решила пойти наперекор устоявшимся традициям и изготовить нечто новое. Стандартный облик кубка, принятый в то время – чаша на небольшом постаменте с ручками для более удобного ее удержания. Фрау Тресков же с учениками взяла за основу щит, и в итоге получился знаменитый Meisterschale или Чемпионский щит, прозванный в последствии Серебряной Салатницей.

Элизабет Тресков в процессе создания Meiserschale.

Серебряная Салатница, как ясно из названия, была изготовлена из серебра. Первоначальный диаметр составлял 50 сантиметров, а вес — 5.5 килограмм. Чаша была украшена турмалинами – драгоценными камнями, имеющими зеленоватый оттенок. 5 больших камней расположились по всему диаметру чаши, а 11 маленьких сформировали надпись «DFB» в самой сердцевине Салатницы. Поверхность состояла из пластин определенной ширины, на которых гравировались названия клубов-победителей. Так как Виктория была утрачена, на Салатницу перенесли имена всех чемпионов Германии, начиная с 1903 года. Первым клубом, поднявшим над головой новенький трофей в 1949 году, стал ФК«Мангейм».

Первым клубом, получивший Салатницу, является «Маннгейм». Копию того трофея можно найти в музее клуба и сегодня.

С тех пор Салатница заняла почетное место в истории немецкого футбола. Каждый клуб в Германии мечтал завоевать ее. Со временем размеры пришлось увеличить – список обладателей просто не помещался на творение госпожи Тресков. В 1981 году к трофею приделали еще одно кольцо, которого должно было хватить года так до 2011.

«Гамбург» — один из последних клубов Бундеслиги, державших в руках оригинальный, не увеличенный трофей Meisterschale. На фото — празднование чемпионства сезона 1978/79.

Но и этого оказалось мало! В 2009 году Адольф Кунеш, ювелирный мастер из Роденбаха, получил заказ на очередное увеличение трофея. На сей раз он увеличил диаметр до 59 сантиметров с помощью одного большого серебряного кольца, дополнительно украсив его 5 небольшими турмалинами. Салатница потяжелела до 11 килограмм, а места теперь хватит до 2026 года.

Кстати, выбор именно Адольфа Кунеша в качестве мастера не случаен. В том же 2009 году он изготовил трофей для победителей второй Бундеслиги – до этого соревнование заканчивалось лишь медалями и праздником выхода в первую Бундеслигу. Внешне он напоминает творение Элизабет Тресков, но радикально отличается 7 лучами, исходящими из центра круга. Они символизируют тактику, технику, страсть, командный дух, силу воли, настойчивость и стремление побеждать – основные добродетели футбола.

Трофей второй Бундеслиги, изготовленный по образу оригинального Meisterschale.

Любопытно, что если перевернуть Салатницу первой Бундеслиги, то на обратной стороне можно увидеть несколько выпуклостей. Это те самые винты, которыми прикручивали дополнительные пластины, и делали это весьма топорно. Исправить это было уже невозможно, да и трофей имеет слишком большое историческое значение, чтобы менять даже такие огрехи. Поэтому всё оставили как есть.

Такова история главного трофея немецкого футбола. Пройдя путь от Кубка Виктории, который ныне покоится в музее немецкого футбола в Дортмунде, до Серебряной Салатницы, которую регулярно увеличивают в размерах, он стал неотъемлемой частью истории Бундеслиги. Повидав разъединение и объединение страны, взлеты и падения клубов, рекорды и удивительные победы на последних секундах, он остается самым желанным трофеем для всех клубов Германии.

***

Подписывайтесь на наш блог в ВК! Там мы ежедневно выкладываем фотографии городов и стадионов со всех уголков мира, публикуем интересные факты из мира футбола, а также готовим уникальный контент специально для вас!