4 мин.

Как общество и политика подарили нам Катеначчо и «Тотальный» футбол. Часть II. Рокко, Советский Союз

Первая часть вот здесь. А мы тем временем продолжим:

   Эрреру считали изобретателем катеначчо, в действительности же этот стиль придумал соперник Эрреры, Нерео Рокко, который черпал вдохновение из идей Карла Раппана. В интервью газете Liberation, Антонио Негри сказал, что у катеначчо тяжёлый характер итальянского крестьянина: «Это была классовая война: слабому приходилось защищаться одному».

   Рокко родился в маленьком городке Триест, играл за неброский клуб «Триестину» на протяжение депрессии после Первой мировой войны. В качестве менеджера «Триестины» он дебютировал в сезоне 1948/49 и помог команде занять второе место. В этом клубе он начал развивать свой строгий защитный стиль. 

Нерео Рокка

   В 1954 году Рокко стал тренером «Падовы», команды из Серии Б. Он старательно поработал над построением дисциплинированной команды с защитным, контратакующим стилем игры и в том сезоне ему удалось спасти «Падову» от вылета. Вскоре «Падова» смогла пробиться в Серию А, а в сезоне 1957/58 и вовсе заняла третье место в чемпионате.

   Рокко предпочитал схему 1-3-3-3 (которую он иногда переключал на 1-4-4-1 или 1-4-3-2), а Эррера модифицировал её в 5-3-2 - известную как verrou или же «дверной засов» - обеспечивающая дополнительного игрока в защите и бОльшую гибкость и широту при контратаках.

   В 1961 Рокко совершил большой прорыв вместе с «Миланом». Используя ту же защитную философию, в первый сезон он принёс «Милану» титул. Такие игроки как Дино Сани, Альтафини, Чезаре Мальдини, и Джанни Ривера помогли «Милану» попасть в финал Кубка Чемпионов (сейчас это ЛЧ) и встретиться с могучей «Бенфикой». 

   Таким образом, благодаря гениальному Нерео Рокко, катеначчо родился в Венеции - территории, которую люди были вынуждены покинуть, если хотели выжить в послевоенное (Вторая мировая) время. Негри говорил: «Это была огромная миграция каменщиков и продавцов мороженого в Бельгию, Швейцарию. Катеначчо был сродни этих сильных иммигрантов - крепких, свирепых из-за голода.»

   Обычно победы при использовании катеначчо трудно назвать красивыми. Победу «Интера» в Кубке Чемпионов (сезон 1964/65) описывали как «победа не для пуристов». Финал 1963 года на Уэмбли окрестили как дуэль между прагматизмом «Милана» Рокко и отважными пиратами из «Бенфики». «Милан» одержал победу и стал первым итальянским клубом, завоевавшим Кубок Чемпионов.

   В отличие от Эрреры, Рокко, подчеркивая необходимость дисциплины на поле, частенько зависал в барах и ресторанах, обсуждая проблемы современности с журналистами и писателями. Среди его ближайших друзей был редактор газеты «Gazzetta dello Sport», Джанни Брера. 

   Будучи членом антифашистского итальянского Движения Сопротивления на протяжение Второй мировой войны, Брера также писал для социалистов и левых журналов как «Il Giorno» и «Il Repubblica». Он придумал собственный язык футбола и сломал неразрывную в то время связь между фашистским лексиконом и итальянским спортом, изменил писательство о футболе навсегда. Также он стал тем, кто признал стиль игры, которые использовали Рокко и Эррера и по мнению Негри, «теоретизировал его».

Красный кошмар!

   В связи с тем, что защитная сторона футбола неумолимо маркировала нападающих, атаке приходилось смиряться. Первыми, кто начал на это отвечать, стали тренеры Советского Союза.

   Борис Аркадьев, тренер московского «Динамо» в ранних 1940-х придумал то, что Джонатан Уилсон в его книге «Перевернутая пирамида» называл «контролируемым беспорядком». Логическим стало назначение полузащитникам и атакующим роли, с целью скитаться по полю, а защиту перестроить в мобильную систему.

Валерий Лобановский

   Михаил Якушин, преемник Аркадьева, однажды сказал: «В советском футболе ведущим является принцип коллективной игры. Игрок не должен быть во всём хорош, он должен быть хорош для конкретной команды.»

   Придерживаясь этики коллективной игры, Венгрия под руководством Густава Шебеша в 1950-х была непобедимой на протяжение пяти лет, они играли, следуя их словам, в «социалистический футбол». Несмотря на зарубежные команды, Шебеш не подбирал наилучшего игрока на каждую позицию - он из разных футболистов собирал наилучший состав. К тому же, если говорить о тактике, то он мыслил примитивно: чем больше команда «растекается» во время атаки, тем труднее обороне соперника сохранять свою защитную структуру.

   В 60-х Лобановский, который вскоре принёс Киеву Кубок обладателей Кубков, вместе с статистом Анатолием Зеленцовым изобрели их собственную теорию игры. В книге «Методологические основы разработки моделей тренировочных занятий», которую они написали вместе, было сказано: «Надо идти путем создания таких условий, таких игровых гамм, кото­рые заставят соперника ошибаться. Иными словами, надо поставить соперника в желаемые для вас усло­вия. Одно из важных средств достижения этой цели — варьирование игровым пространством».

   Их теория пространства позже будет усовершенствована двумя голландцами - Ринусом Михелсом и его учеником Йоханом Кройфом.

Ждёшь продолжения? Тогда поддержи меня подпиской на блог и на паблик ВК, и прочтёшь третью часть первым, спасибо :) 

Напомню - первая часть здесь.

Рисунок Лобановского мастерски выполнен этим парнем.