«Поворачивать идеально – это как доводить женщину до оргазма». 50 лет назад Стюарт стал чемпионом

C конца 1968 года в «Формуле-1» обозначились две тенденции: во-первых, все машины стали оснащаться антикрыльями метровой высоты и спойлерами, во-вторых, «Формула-1» «мутировала» в «Формулу-Форд». В 12 этапах первенства победили автомобили с двигателями Ford-Cosworth V8. Этот агрегат в своем втором сезоне отличался величайшей надежностью. Даже Брэбэм переделал свой ВТ26 под этот мотор. На место Йохена Риндта, перебравшегося в «Лотус», пришел Джеки Икс, в то время как «Феррари» уменьшила состав до одного человека - Криса Эймона. В Барселоне на старте было всего 14 машин, по 13 стартовали в Клермон-Ферране и Нюрбургринге. Это можно было рассматривать как один из видов «лечебного голодания», однако с точки зрения тех лет все это было достаточно драматично, тем более что сезон был «моноспектаклем» Джеки Стюарта, что заметно ослабило интригу «Формулы-1». 1969 год стал прорывом «системы Стюарта», совместного воздействия лучших технических предпосылок и высочайшего пилотского мастерства.

Кен Тиррелл позаботился о лучших экземплярах моторов «Косворт» и новых, более «полных в талии» монококах «Матра», которые обеспечивали лучшее распределение веса от топлива в баках. «Данлоп» разработал шины, конкурентоспособные почти на всех трассах. Преимущество шотландца было еще более очевидным по причине провала «Лотус» в этом сезоне. Колин Чэпмен сделал революционные выводы из прошлого дождливого сезона и опыта гонок в Индианаполисе. Он думал, что перспективным решением всех проблем является полный привод и создал клинообразный «Лотус 63». Это произведение искусства было оснащено расположенными внутри дисками тормозов и весило 545 кг, однако дополнительные шестерни для передачи усилия на переднюю ось отбирали чересчур много мощности у 430-сильного «Форд- Косворт».

Босс команды «Лотус» хотел было пригласить 26-летнего Пирса Куража, однако последний решил использовать свой талант у такого же по возрасту Фрэнка Уильямса, который хоть и не имел денег, но с детства обладал несокрушимой страстью к автоспорту. В то же время Йохен Риндт отказался выступать на полноприводном «Лотус». Для охоты за Стюартом, своим другом и соседом по Женевскому озеру, он предпочел старый добрый 49-й. Таким образом, роль подопытных кроликов для модели «Лотус 63» играли тест-пилот команды Джон Майлс и Марио Андретти, причем бесстрашная американская «звезда» пережила тяжелую аварию на Нюрбургринге. В конце сезона Йохен Риндт снизошел до полноприводного «Лотус», один раз выступил на нем и на сухой трассе в гонках Golden Cup в Оултон-Парке стал вторым вслед за Джеки Иксом на «Брэбем BT26 Косворт». Да, что было бы, если бы… Но Риндт спешил и хотел стать чемпионом без сложных маневров, как будто знал, что для достижения этой цели ему отпущено не так много времени.

Джеки Стюарт выиграл дебютный Гран-При в Кьялами в стиле Кларка: со старта оторвался от преследователей, деморализуя их растущим отрывом, чтобы потом держать только необходимую скорость и быть готовым в случае необходимости снова взвинтить темп. Два месяца спустя Стюарт выигрывает и второй этап. На городской трассе в Монтжуик-Парке Стюарт на новой «Матра MS80» был вначале позади Риндта, Хилла, Эймона и Зифферта, однако через 57 кругов из 90 «Летучий шотландец» снова единолично возглавил гонку. Его двигатель из-за поломки выхлопного трубопровода потерял почти 1000 об/мин, но тем не менее Стюарт победил с 2-мя кругами преимущества над Брюсом Маклареном! Этот Гран-При остался в истории также из-за аварий Йохена Риндта и Грэма Хилла. На обоих заводских «Лотус 49B» на скорости 240 км/ч в длинном левом вираже после прямой «старт-финиш» сломалось заднее антикрыло. Сначала это постигло Хилла. Он почти не пострадал, но не смог вовремя предупредить своего коллегу по команде, так что и у болида с № 2 антикрыло «сложилось». Риндт вылетел с трассы почти в том же месте, что и Хилл, ко всему прочему, неуправляемый автомобиль врезался в обломки другого и перевернулся. То, что Йохен Риндт отделался только сотрясением мозга, переломом носа и разными ушибами, можно считать чудом.

Перед следующим Гран-При в Монако международная спортивная комиссия запретила «все аэродинамические вспомогательные средства, которые непосредственно не расположены на корпусе автомобиля». Это правило положило конец конструкциям метровой высоты, но вполне допускало различные направляющие плоскости, передние спойлеры и антикрылья небольших размеров, которые должны были быть определены комиссией до Гран-При в Зандворте. В Монте-Карло весь пелетон ехал практически «раздетым». И без аэродинамической помощи доминировал опять Стюарт, но сошел из-за поломки крестовины, как и его партнер Жан-Пьер Бельтуаз.

Так Грэм Хилл 18 мая 1969 года одержал свою пятую победу в Монте-Карло, свою последнюю из четырнадцати. Еще шесть лет он будет выступать в «Формуле-1», под конец карьеры довольствуясь лишь ролью догоняющего. 1969 год определил судьбу действующего чемпиона: на «Большом Призе США» 5 октября Хилл потерпел аварию из-за дефекта шины. С сильно поврежденным правым коленным суставом его доставили в больницу. Карьера казалась законченной, но «непотопляемый» англичанин впоследствии праздновал впечатляющее возвращение в спорт, на этот раз в частной команде «Формулы-1» Роба Уокера. Но первоклассной техники Грэм Хилл уже не получит никогда. Новый порядок в цирке Гран-При диктуется Джеки Стюартом - даже и вне трасс. Этап в Бельгии 8 июня 1969 года отменен из-за того, что устроители в Спа-Франкоршамп не смогли выполнить все требования по безопасности, установленные GPDA - Ассоциацией гонщиков Гран-При. Отмена гонки была первым впечатляющим успехом GPDA, чьим номинальным председателем оставался Иоаким Боннье, хотя основной движущей силой этого сообщества гонщиков уже давно были Джеки Стюарт, Йохен Риндт и Грэм Хилл. На трассе шотландец также играет первую скрипку: он выигрывает следующие три этапа в Зандворте, Клермон-Ферране и Сильверстоуне. Британский Гран-При 19 июля 1969 года закрывает первую половину сезона: Стюарт уверенно идет к титулу.

На Гран-При в Нюрбургринге «Феррари» не участвует, Крис Эймон должен стартовать снова только в Монце, на новом 312В с 12-цилиндровым оппозитным двигателем. Но новинка оказывается на тестах крайне ненадежной. Крис не проехал за «Феррари» больше ни одного Гран-При. Не веря в будущее нового проекта, через три года выступлений Эймон покидает итальянскую «конюшню». Это была самая крупная из многочисленных ошибок новозеландца. В конце 60-х годов, эпохи технического роста и эйфории все кажется возможным. Действительно, где находятся границы возможного, если 21 июля 1969 года Нейл Армстронг и Элвин Олдрин стали первыми людьми, вступившими на лунную поверхность? Однако не только астронавты становились героями: Джеки Иксу удалось навязать непобедимому Стюарту серьезную борьбу в конце сезона, выиграв Гран-При Германии и Канады и стать в глазах многих будущим чемпионом, заняв второе место в чемпионате. Еще некоторое время «Формула-1» будет наслаждаться дуэлью этих так непохожих соперников.

Спутниковая техника делает возможным прямые трансляции Гран-При по всему миру, растет стимул увеличивать бюджет рекламы, размещаемой на машинах. Не случайно именно в это время на трассах появляется Берни Экклстоун. Как друг и менеджер Йохена Риндта он начинает там, где остановился десять лет назад после трагической гибели Стюарта Льюиса-Эванса.

Йохен не чувствует себя счастливым с «Лотус», и Берни ищет нового партнера. В Монце Риндт сражается в феноменальной дуэли «на воздушных мешках» со Стюартом, в итоге отстав от нового чемпиона мира на смешные восемь сотых секунды. В Канаде Риндт финиширует третьим, а в Уоткинс Глен австриец наконец-то празднует победу, в своей 50-й гонке! У Риндта вновь появляется полное доверие к боссу команды Колину Чэпмену. Гениальный конструктор уже имеет в запасе новую конструкцию, способную удовлетворить любые желания.

Йохен хочет быть чемпионом и остается в «Лотус». Трагическая ирония в том, что Риндт мог бы достичь этой цели в 1970 году и в «Брэбем», но, прежде всего, мог бы тогда остаться в живых.

Результаты сезона 1969 года:

Джеки Стюарт проехал на своей чемпионской машине на Фестивале скорости в Гудвуде, но это не все. В эти выходные в дни проведения Гран-при Великобритании он вновь порадует всех болельщиков своей чемпионской техникой.

Источник: f1-legend.ru.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!
+15
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+