20 мин.

Ники Лауда. Ровно год боролся за жизнь, но проиграл…

Ники. Я не знаю, как долго я его знаю, или, когда я сделал свое первое интервью с ним. Вам не нужно было быть лично с ним знакомым. На осторожный запрос молодого журналиста о том, можно ли задать ему, великому чемпиону мира, несколько вопросов, ответ пришел как из пистолета. Да, прямо здесь и сейчас. Без подготовки, без длительного введения, прямо в сердце.

Таким он и был Ники. Он ненавидел людей, которые хотели украсть его время долгими разговорами. Он хотел коротких и ясных вопросов и давал короткие и четкие ответы. Всегда конкретные, никогда с какими-либо общими словами или фразами, которые вы могли бы себе представить. Все должно было происходить быстро. Время было слишком ценным, чтобы тратить его на разговоры.

Если у тебя не было собственного мнения, ты не мог поговорить с Ники. У него самого было сильное мнение. С этим он и справился. За многое он получал аплодисменты, а за что-то хмурился. Но вы никогда не могли злиться на него, потому Ники был строг с собой так же, как и с вами.

Ему было позволено говорить все, как когда-то Франц Беккенбауэр перед летним скандалом. Он сидел с Тото Вольфом на мостике в гараже «Мерседеса» во время гонки, а уже через 15 минут после клетчатого флага раздавал интервью RTL. Никто другой не смог совместить эти две роли.

Чтобы ограничить количество участников от команды на собраниях стратегической группы, Ники придумал для себя новую должность: «Я всего лишь секретарь Тото. Маркионне никогда не приходит один».

Лауде также нравилось заходить в гаражи других команд. Человек «Мерседеса» в боксах видит обнаженную «Феррари» - это то же самое, если Дональд Трамп появится в Кремле без предупреждения. Никто не смел остановить человека с кепкой.

Жизнь разделял только на черное и белое

У Ники Лауды не было промежуточных тонов. Его лучшим оружием была его открытость. Как в гонках, так и после. Когда австрийские журналисты находили миллионов оправданий аварии, трехкратный чемпион мира говорил: «Ники Лауда совершил ошибку».

Длинные речи и встречи его утомляли. Когда воскресным утром стратеги обсуждали все возможные сценарии развития гонки, Лауда их просто не слушал. После часа дискуссий он задавал важнейший вопрос: «Так, джентльмены, мы останавливаемся один или два раза?».

«Господа инженеры» иногда могли его разозлить, если не могли сложные вещи объяснить простыми словами. Лауда была мастером в изложении вещей в двух словах.

Даже позже, когда он стал консультантом «Феррари», гоночным директором «Ягуара» и неисполнительным директором «Мерседеса», Лауда отстаивал принцип честности. Не всегда к радости своих товарищей. Он беспощадно критиковал «Феррари», потому что, по его мнению, в начале 1990-х годов они все проспали.

Аналогично было с «Ягуаром». Команда живет прошлым, все, что он слышит от команды - это оправдания, а не решения. И когда он присоединился к «Мерседесу» в 2012 году, он спросил руководителя команды Росса Брауна, почему у команды нет такой аэродинамической трубы, как у всех остальных.

Лауда также часто был носителем неприятных истин. Он сказал президенту «Феррари» Лука ди Монтедземоло в 1993 году, что «Феррари» может вернуться на правильный путь только с Жаном Тодтом в качестве гоночного директора. Говорят, что первая реакция Монтедземоло была такой. Француз в Маранелло? Невозможно. Тодт получил работу.

В «Ягуаре» он не раз бывал в управлении и конструкторском бюро, пока его не подсидел один из его оппонентов в далеком Детройте, который успешно проводил политику против него.

В «Мерседесе» не раз сглаживал все разногласия. В 2017 году в Спа ему было приказано объяснить Валттери Боттасу, что он теперь едет за Льюисом Хэмилтоном.

В том же году он объяснил Льюису важность тестов новых шин «Пирелли» по окончании сезона. Когда он спросил почему, Лауда ответил: «Потому что ты на одну секунду быстрее, чем тестовые пилоты».

Не умел работать вполсилы

Невозможные задачи всегда были стимулом для Лауды. Лауда подстегнул своего краткосрочного партнера Бобби Рахала в «Ягуаре», чтобы тот подписал Эдриана Ньюи в качестве нового технического директора. Ньюи и Рахал были близкими друзьями. Они почти сделали это. Только под давлением со стороны босса «Макларена» Рона Денниса Ньюи охладел к этому переходу. Американец пытался ехать вполсилы. Лауда мог работать только с людьми, которые давали на полный газ.

В «Мерседесе» он вступил в контакт с Льюисом Хэмилтоном. Когда он спросил меня в Монреале в 2012 году: «Знаете ли вы, есть ли у Хэмилтона контракт на следующий год», я знал, что планировал Ники. В Сингапуре он тогда радостно объявил: «Вчера вечером в отеле мы совершили прорыв».

Его слово было обещанием, его рукопожатие - контракт, интервью - всегда хорошая история. Ники Лауда прекрасно понимал, что хотят услышать журналисты. В зависимости от издания и варьировались его ответы.

Во время его второго посещения фабрики «Ягуар» он хотел, чтобы мы сопровождали его. Я спросил его, почему я, без фотографий не будет истории. Лауда только ответил: «Тебе можно все». С секретностью теперь покончено. Глава моторного подразделения был в ярости, когда увидел, что мы нацелились на его «Форд» V10.

На организованной встрече со своим бывшим напарником по команде Джоном Уотсоном в аэропорту Вены он крикнул своему приятелю: «Джон – это ты виноват в том, что моим напарником в Макларене должен был быть Прост. Если бы так долго не игрался с подписанием контракта, то остался бы в Макларен». Уотсон сказал в отчаянии: «Вот что вы себе представляете, дорогая Ники. Макларен все равно хотел от меня избавиться».

Когда в прошлом году «Мерседес» захотел замаскировать использование нового двигателя на Гран-при Франции, Ники уже разозлился на подступах к Ле Кастелле. Когда он приехал, то сразу нам сказал: «Конечно, в болиде новый двигатель. Завтра все об этом узнают».

Фильм о карьере

Ники Лауда был рядом с Берни Экклстоуном, самым известным лицом «Формулы-1». Он знал всех от Северного мыса до Огненной Земли. И его история тоже. Его карьера была голливудской историей, и именно поэтому Голливуд связался с ним, чтобы снять короткий эпизод о его беспокойной жизни.

Другие гонщики сделали это в документальных фильмах, ни один в кино. Поединок с Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года был благодарной вещью. Режиссер Рон Ховард сжал его в 123-минутную драму.

Весной 2013 года мы вместе посмотрели сырую версию фильма в венском кинотеатре. «Что скажешь?», - подумал он после. Я сказал немного пафоса и несоответствий. «Эх, вы безмозглые головы. Это фильм. Большинство не знаю точных подробностей того, что там произошло. Для них это подойдет».

Но история Лауды началась задолго до сезона 1976. Когда он стал гонщиком против воли семьи. Первые деньги на участие в гонках получил от бабушки. Когда он, как новичок «Марч», сказал инженерам, что они построил ведро. Когда он впечатлил Энцо Феррари своим пилотажем в Монако в 1973 году.

Когда он стал чемпионом мира с «Феррари» в 1975 году, потерпел крушение на Нюрбургринге, посидел в огне 50 секунд, воскрес из мертвых после трех дней выживания, вернулся к гоночной машине спустя 42 дня после сильных ожогов, сразу же занял четвертое место в Монце. Австрийский таблоид написал только это: «Взрыв мозга».

Когда он в 1976 году остановился под дождём на трассе Фудзи. Хант стала чемпионом мира, а робот Лауда вдруг оказался человеком. Энцо Феррари списал его со счетов, поставил все на Карлоса Рейтемана, но вернулся с раскаянием к Лауде, так как тот выиграл гонку в ЮАР сезона 1977 года, а затем также и титул.

Лауда стал чемпионом мира и заявил об уходе из команды. Энцо Феррари пришел в ярость, назвав того Иудой.

Лауда два года выступал за «Брэбем». Затем он остановился. Во время тренировок перед Гран-при Канады. Его прощальные слова были, конечно же, провокационными. «Я был мягким. Я никогда не хотел ездить по кругу». Его босс Берни Экклстоун не пытался остановить Лауду. Он знал, что Ники серьезно относится к этому. Было ли совпадение, что запасной пилот Рикардо Сунино уже стоял в боксах?

Второе возвращение за три миллиона долларов

Лауда начал новую жизнь. Он основал авиакомпанию. Против всех политиков и национальной авиакомпании. И против всех неудач. В 1991 году самолет его авиакомпании потерпел крушение в Таиланде. Погибло 223 человека. «Худшее, что я когда-либо испытывал».

Лауда опередил производителя самолетов «Боинг», объявив причину аварии. Для него было важно, чтобы технический сбой не был скрыт. Левый двигатель самопроизвольно перешёл в режим реверса.

Всего через три месяца Лауда объявил о своем возвращении в автоспорт. «Макларен» заманил его рекордными 3 миллионами долларов. «Одна только моя рекламная ценность стоит таких денег. За езду я требую только один доллар, все остальное за мою личность».

Также гонки стали безопаснее, что способствовало его возвращению. «Я бы не справился со старыми алюминиевыми монококами». В 1981 году «Макларен» впервые использовал карбоновый монокок. В своей первой гонке после возвращения он финишировал на добротном четвертом месте. Уже на третьем этапе сезона в Лонг-Бич австриец выиграл.

В 1984 году Лауда стал чемпионом мира в третий раз. Против напарника по команде, который был быстрее. «Я мог делать то, что хотел. Маленький ядовитый карлик всегда был быстрее на полсекунды». Этим карликом был Ален Прост.

Лауда победил его благодаря опыту, хитрости и злости. Он сосредоточился на гонках и использовал все возможности, которые ему попадались. В итоге пол-очка разделили двух пилотов «Макларена». Это рекорд. Драма всегда окружала Ники Лауду.

В конце 1985 года он окончательно завязал с гонками. В Зандворте Лауда отпраздновал свою последнюю победу в Гран-при, когда он снова поставил Проста на место в легендарном оборонительном сражении.

В своей последней гонке в Аделаиде австриец успел даже полидировать. Тогда его подвели тормоза. «Я был почти счастлив от этого. В противном случае я, старый осел, мог снова начать сомневаться в собственном решении». Было много заманчивых предложений.

Гран-при Монако 2018 года стал началом конца

Жизнь Лауды шла бурно. В «Феррари», «Ягуаре» и «Мерседесе». Двойняшки от второго брака. Основал три авиакомпании: Lauda Air, Fly Niki и Laudamotion. Гонки менялись.

Гонщики стали более защищенными. Несчастные случаи с пожарами, как у Лауды на Нюрбургринге, были пережитком прошлого. Хэмилтон зарабатывает в десять раз больше своего наставника. В «Мерседесе» на двумя болидами работает 1600 человек. В 1972 году их было где-то 30.

С 1997 года Лауда жил с чужой почкой. Последствия его аварии заставили его вести дисциплинированный образ жизни. Ровно год назад началась катастрофа. Лауда заразился гриппом во время Гран-при Монако.

Вместо того, чтобы отдохнуть на яхте, на которой он жил, он появился на трассе. Грипп отступил, но не прошел. После Гран-при Великобритании он перенес воспаление легких.

Лауде нужно новое легкое. Когда мы услышали о пересадке в августе прошлого года, мы почувствовали, что началась его самая тяжелая битва. Потому что сильные лекарства против отторжения нового органа были ядом для его почек.

Прошла целая вечность, прежде чем ему наконец разрешили покинуть отделение интенсивной терапии Венской больницы. Мы все думали, что выиграет и эту гонку. В январе он простудился и был вынужден вернуться в больницу. Ниже на фото его последнее появление в паддоке...

Вновь его вернули к жизни. Он отправился на реабилитацию на озеро Люцерн. Новости были таковыми, что восстановление идет медленно, чередуясь с неудачами.

Я разговаривал с ним дважды с момента пересадки его легкого. Ники уже думал о возвращении к нормальной жизни. «Когда я вернусь, ты должен будешь навестить меня наедине. Худшее для меня – это скопление людей. Есть риск заражения».

Он проклинал себя за то, что простудился так быстро. Контакт с его любимым видом спорта не давал ему уснуть. «Тото информирует меня обо всем, что происходит в команде».

Была небольшая отдышка, характерный кашель прошел, но в остальном передо мной был обычный Лауда. На электронные письма вы всегда получали типичный для Лауды ответ: «Спасибо, Ники».

Когда я отправил ему последнее сообщение две недели назад, ответа не было. В то же время я слышал, что его перевели в реанимацию. Вода в легких, осложнения с почками.

Это была битва, которую он больше не мог выиграть. Ники Лауда скончался в больнице Цюрихского университета в возрасте 70 лет. Автоспорт потерял легенду. Мы можем только сказать: Спасибо, Ники!