9 мин.

Новая метла по-новому метёт

Для продолжения начатого ранее разговора о нововведениях в ФИФА после избрания нового президента этой организации, давайте ознакомимся с некоторыми решениями, принятыми на последнем заседании исполкома 18 марта 2016 года и переданными на утверждение майскому конгрессу ФИФА. Эти поправки имеют ключевое значение для будущего международной федерации, да и для всего мирового футбола в целом, так как практически эти вопросы положили начало скандалу в ФИФА и он разгорелся с такой невиданной силой, что со своего поста пришлось досрочно уйти президенту Йозефу Блаттеру, в опалу попал президент УЕФА Мишель Платини, были арестованы несколько высших должностных лиц ряда континентальных конфедераций и членов исполкома ФИФА, а прокурорские и судебные инстанции Швейцарии, США и других стран до сих пор продолжают расследование этих околофутбольных дел.

п

Экс-президенты ФИФА и УЕФА Йозеф Блаттер и Мишель Платини

Первым из предложенных кардинальных решений по изменению системы управления и принятия решений стоит пункт о том, что теперь конгресс ФИФА будет голосовать по решениям о выборе страны-хозяйки очередного чемпионата мира по футболу. До сегодняшнего дня этот вопрос входил в компетенцию исполкома ФИФА, что по мнению проведённого расследования позволяло его членам, число которых достаточно ограничено, влиять на окончательные результаты голосования путем предварительного сговора.

Конгресс также будет избирать членов юридических органов и комитетов ФИФА, включая аудиторскую и согласительную комиссии.

Одна из важнейших структур организации – исполнительный комитет – будет заменен на Совет ФИФА, выборы членов которого будут контролироваться и проводиться в соответствии с собственным выборным регламентом ФИФА. Все кандидаты в члены совета подвергнуться тщательной и всесторонней проверке со стороны независимой инспекционной комиссии ФИФА.

Предложено ограничить сроки нахождения на своих должностях 12 годами для президента и членов нового совета организации, а также всех юридических структур, аудиторской и согласительной комиссий. 

О независимости этих структур от воли президента организации, какой является федерация футбола, должны помнить и в обязательном порядке её обеспечивать национальные футбольные структуры, не исключая РФС. К сожалению, в практике работы нашего футбольного союза и федераций других стран встречалась и несколько иная картина. В ряде случаев это приводило к тому, что ФИФА временно отстраняла наиболее ярых нарушителей от активной футбольной жизни.

Исполком также принял решение довольно значительно увеличить расходы на программы ФИФА развития футбола, которые активно реализуются в различных уголках мира.

Итак, начиная с 1998 года все национальные федерации – члены ФИФА, а их сейчас 209, на регулярной основе получают ежегодно по Программе финансовой помощи (ФАП) 250 тысяч долларов США. За каждый четырехлетний цикл эта сумма составляет гарантированный доход каждой федерации в размере 1 млн. долларов. Исключением являются невыполнение некоторых несложных требований ФИФА по расходованию средств, например, тратить не менее 15% от общей суммы на женский футбол, либо временная дисквалификация федераций и т.д. Вместе с тем, доходы от проведения последних чемпионатов мира превзошли планируемые ожидания и прибыль оказалась столь солидной, что ФИФА стала дополнительно выплачивать национальным федерациям бонусы по Программе ФАП в годы, следующие за чемпионатами мира. Вместе с перечислением денежных средств ФИФА контролирует их расходование, требует строгой отчётности и внимательно следит, на что пошли эти деньги. Перечисляется помощь по этой программе и всем континентальным конфедерациям, включая УЕФА и т.д. По состоянию на конец 2015 года по Программе ФАП федерации и конфедерации получили от ФИФА финансовую помощь в общем размере 1 млрд. 143,5 млн. долларов. Согласно полученным отчётам основными статьями расходов стали следующие (в процентах от общей суммы): женский футбол – 19,3%, юношеский футбол – 19,2%, расходы на администрацию и планирование – 18%, инфраструктура – 11,7%, соревнования мужских команд – 11,6%.

Другая известная программа под названием «Гол» стартовала в 1999 году, и главной её целью была помощь в развитии собственной инфраструктуры исключительно для национальных федераций, многие из которых не имели своего офиса, тренировочных баз и ютились в тесных и неприглядных помещениях. Основополагающими моментами и идеей программы было относительное выравнивание и подъём материально-технического положения федераций из бедных и слаборазвитых стран к уровню более богатых и развитых национальных футбольных федераций. Поэтому в первые годы приоритет в проектах отдавался исключительно нуждающимся федерациям, а их коллеги из богатых и развитых футбольных стран в программе участия практически не принимали. Программа была в основном ориентирована на сооружение следующих проектов футбольной инфраструктуры, которые составили своеобразный треугольник:

1) дом футбола или офисные помещения для федераций футбола;

2) технические центры или тренировочные базы для национальных команд от юношеской до первой сборной;

3) натуральные или современные искусственные футбольные поля последнего поколения стандартных размеров.

Позднее к этому треугольнику были присоединены другие направления развития футбольной инфраструктуры. Это строительство футбольных академий, игровых залов и площадок для футзала (мини-футбола) и пляжного футбола, медицинских центров, футбольных мини-полей с искусственным покрытием и т.д.

Поначалу на каждый проект сроком на 4 года выделялось по 400 тысяч долларов с обязательным условием, что деньги федерациям не перечислялись. Для этого подписывался трехсторонний договор между ФИФА, федерацией и компанией, которой средства перечислялись напрямую из ФИФА по результатам выполнения каждой фазы произведенных работ. Таким образом осуществлялся контроль за расходом средств, а федерация избавлялась от финансовых забот и операций с деньгами. Позднее сумма на отдельный проект была увеличена до 500 тысяч, а сейчас она составляет 600 тысяч долларов. При этом национальная федерация в праве использовать на выполнение работ по программе «Гол» и другие средства, в частности получаемые от ФИФА по Программе финансовой помощи (ФАП) за год или несколько лет, а также средства из других источников финансирования, например, от УЕФА, от государственных или частных спонсоров.

Программа «Гол» показала свою высокую эффективность, и сейчас подавляющее большинство из 209 федераций футбола имеют прекрасные современные Дома футбола или офисы, технические центры и тренировочные базы, футбольные поля для обучения своих специалистов, тренировок национальных команд и подготовки футбольного резерва. К тому же в последние годы программа «Гол» перестала быть избирательной и по ней помощь от ФИФА уже получили более 200 федераций. На начало этого года по программе «Гол» реализовано 735 проектов по всему миру, из которых 271 – это технические центры, 161 – футбольные поля стандартных размеров, 151 – офисы или Дома футбола, 36 – футбольные академии и 115 – разное.

Третьим важным направлением в программах развития футбола ФИФА являются так называемые технические и образовательные проекты. Первоначально старт этих программ был дан ФИФА в 1976 году, но в начале 2000-х был перерыв и они возобновились с 2004 года. К подобным программам относятся прежде проект «ФУТУРО – 3» для инструкторов, которые после завершения подготовки обучают в качестве лекторов различных специалистов в области футбола, или проект под названием «Перформанс» для руководителей федераций футбола и клубов по организационным и прочим вопросам, а также курсы и семинары для тренеров мужских и юношеских команд, тренеров по физподготовке футболистов и тренеров для вратарей, для медицинских работников и сотрудников административно-управленческого аппарата, тренеров по женскому футболу, футзалу (мини-футболу) и пляжному футболу, для тренеров-педагогов по детскому массовому футболу, футбольных арбитров, для специалистов по планированию в футболе, маркетингу и финансам и пр. Если говорить о структуре курсов и семинаров ФИФА, то картина за прошедший 4-летний период с 2011 по 2014 годы выглядит следующим образом:

1) по образовательным проектам – курсы для тренеров – 48%, 33% – курсы для управленцев, административных и клубных работников, 8% – семинары для различных футбольных специалистов, 11% – другое;

2) по детскому массовому и юношескому футболу – курсы по детскому футболу – 83%, курсы для тренеров по юношескому футболу – 10%, семинары и прочее – 9%;

3) подготовка футбольных вратарей – курсы для тренеров по вратарям – 73%, семинары для тренеров – 23%;

4) пляжный футбол и футзал (мини-футбол) – курсы для тренеров по футзалу – 39%, курсы для тренеров по пляжному футболу – 26%, курсы для судей по футзалу – 18%, курсы для судей по пляжному футболу – 9%, семинары по футзалу и пляжному футболу – по 4% каждых;

5) женский футбол – курсы для тренеров – 32%, фестивали женского футбола для девушек – 20%, поддержка проведения соревнований – 14%, консультативная помощь – 7%, подготовка арбитров – 4%.

За период с 2008 по 2014 годы было проведено более 1900 курсов, семинаров и других мероприятий по техническим и образовательным проектам ФИФА, а сумма расходов только за период 2011-14 годов составила 49 млн. долларов.

Для реализации всех этих программ ФИФА выделяет национальным федерациям дополнительные финансовые средства, командирует за свой счёт лекторов, снабжает слушателей и участников учебными материалами и спортивной экипировкой. Подобные проекты на постоянной основе осуществлялись в России вплоть до 2008 года, когда работал московский региональный офис ФИФА. Он был открыт в 2001 году для оказания содействия всем федерациям футбола стран СНГ, включая РФС, по программе «Гол» и другим программам ФИФА развития футбола. Всего в мире действовало 12 таких региональных офисов ФИФА, и в период с 2001 по 2008 годы с помощью московского офиса и за счёт средств ФИФА в строй было введено около 30 проектов футбольной инфраструктуры во всех 12 странах СНГ, включая Россию, начиная от Домов футбола и технических центров до искусственных футбольных полей, футбольных академий и т.д., было организовано порядка 100 курсов и семинаров для инструкторов и тренеров различного уровня и специализации, руководителей и управленцев национальных федераций, футбольных арбитров, по программам развития детского, юношеского, пляжного и женского футбола, включая образовательные и технические курсы самого высокого уровня, футбольные фестивали и международные турниры по футболу.

К сожалению, московский офис стал первым и пока единственным, который после 8 лет успешной деятельности был закрыт по так называемым «политическим» причинам, а на деле без каких-либо объяснений и получения согласия от заинтересованных федераций из стран СНГ, а в ряде случаев против их воли.

После этого активный процесс реализации программ ФИФА развития футбола в России, в том числе детского и юношеского футбола, резко замедлился и сейчас почти сошёл на нет. Причём, со временем стали ясны причины неожиданного закрытия московского офиса, где не последнюю негативную роль сыграл тогдашний руководитель российского футбола. Теперь из уст этого человека мы слышим, что мы семь лет не занимались и пустили на самотёк дела юношеского футбола. Так зачем надо было в 2008 году содействовать закрытию московского офиса ФИФА, прямой задачей которого как раз была помощь и финансовое содействие в развитии детско-юношеского футбола в России, затем загружать этой работой главного тренера сборной России Хиддинка, который при всей его любви и знанием футболом не смог охватить необъятное, а через семь с половиной лет рассказывать всем кругом, что такое сотворили мы все вместе, а не лично я?

alt

Президент РФС Виталий Мутко и бывший главный тренер сборной России Гус Хиддинк

Тут сразу напрашиваются аналогии с применением допинга и мельдония в нашем спорте, В этой истории виноваты и спортсмены, и врачи, и тренеры, и работники РУСАДА, то есть все мы, но только не я лично или моё министерство. Обидно за весь наш спорт, включая футбол, и горько осознавать, что у нас такой незаменимый руководитель-совместитель, не признающий своих грубых ошибок, но постоянно обещающий и никак не уходящий в отставку.