Семь советов китайскому «Милану»
Судя по всему, в ближайшее время будет оформлена сделка по продаже "Милана" китайской группе инвесторов. Вот семь советов будущему владельцу клуба, которые помогут ему вернуть "Милану" былое величие.
Из искры возгорится пламя
Разумеется, ни о каком Кристиане Брокки во главе нового "Милана" не может быть и речи. В никому не известную персону (а равно и в чехарду некогда известных игроков) никто вкладывать деньги не будет.
Перечислять фамилии потенциальных кандидатов сейчас нет смысла, однако не помешала бы фигура одновременно и титулованная, и яркая – в современной Азии уважают победителей и заостряют внимание на эмоциях, иногда даже картинно-преувеличенно. Поэтому, видимо, нужна некая смесь Унаи Эмери и Жозе Моуринью… Нет, Эмери и Юргена Клоппа!
На первых порах лучше предпочесть результат (Эмери), а когда команда выстроится и начнет побеждать, понадобится изрядная доза Клоппа – и привлечение фанатов обеспечено.
Тренер возрождающегося "Милана" не может, как Брокки, говорить на пресс-конференциях: "Конец этого сезона – это тест не только для меня, но также и для некоторых игроков". Сложно поверить, что серьезный бизнесмен будет вкладывать деньги в такие словесные виляния. Но рука инвестора сама так и потянется в карман, если найдется человек с именем и регалиями, который не постесняется заявить что-нибудь в духе: "Или игроки выкладываются так, как обязаны по контракту и должны болельщикам, или пусть отправляются из великого "Милана" в запас, а если контракт закончился, то и к чертовой бабушке! Мы таких с собой в Лигу чемпионов не берем".
При этом вариант по генуэзскому образцу "Ферреро-Монтелла" ("отжигает" президент, а тренер работает) скорее всего, не будет эффективным, и не только потому, что Винченцо ничего еще не выиграл. За эксцентричным и активным в медиа руководителем клуба работа самой команды может потеряться. Что отчасти и наблюдается в "Сампдории", "Палермо", и – сюрприз! –"Милане" образца президента Сильвио Берлускони.
Однако за такой вариант развития событий можно не беспокоиться – это явно не стиль группы китайских бизнесменов (кем бы они ни были), вложивших огромные деньги. Клоунам в руководстве места не найдется, на управленческом уровне все будет с умом. А когда руководитель ставит себя серьезно, то серьезно работают все – и тренер, и футболисты.
Совет: пригласить на должность главного тренера искрящую фигуру, которая могла бы зажечь и игроков, и общественность.
"Милану" необходим куда более мастеровитый, авторитетный и харизматичный тренер, чем Кристиан Брокки
Да, что касается игроков…
Состав
Новый тренер "Милана", слыша поблизости звон золотых сольдо в кармане у владельца, вряд ли скажет, что в обороне его устраивает сплав молодости Родриго Эли и опыта Алекса, а в атаке – беспросветный чудак Марио Балотелли. Игроком, достойным основы, нельзя считать даже Джанлуиджи Доннарумму. Его ошибки принято списывать на молодость, и это верно, но для результата команды нет никакой разницы, почему именно пропускает голкипер. Он, ошибаясь, пропускает, и этого достаточно. Тем не менее, в нынешнем сезоне место в воротах ему было практически гарантировано.
Поразмыслив немного, можно прийти к выводу, что покупка двух-трех звезд мировой величины быстрого результата не принесет: для того, чтобы молодым или менее мастеровитым партнерам вырасти рядом с большими игроками, нужно время, а его нет. Приобретение в атаку исполнителя мирового уровня – это хорошо, но кто будет доставлять ему мячи не от случая к случаю, а постоянно? А дисквалификации? Травмы? Наконец, нельзя исключать возможные трения внутри команды, из-за чего кто-то может оказаться на лавке не по игровым причинам.
Таким образом, состав нужно менять не точечно, а массово. Хватит ли на это денег? Если поверить в то, что за 70% "Милана" китайцы готовы выложить 600-700 млн. евро, то резонно предположить, что эти деньги у них не последние. И уж конечно, не таким составом эти деньги планируется отбивать. Следовательно, на усиление в китайском загашнике что-то отложено. Кубышку можно открывать с прицелом на успешное выступление в чемпионате и евросезоне-2016/17, но может вмешиваться финансовый фэйр-плей, ведь "Милан" давно уже ничего серьезного не зарабатывает.
Но, может быть, нужно держаться реалий? Если "Милан" не попадет в Лигу Европы (а такое вероятно, если он не выиграет Кубок Италии), то массовое усиление будет просто невозможным: никто из звезд не польстится на клуб с мировым именем, но не участвующий в Лиге чемпионов. Век футболиста не столь долог, чтобы терять как минимум год.
Есть отчего поскрести в затылке. Но вот совет: заранее просчитывать возможное неучастие в Лиге Европы-2016/17, параллельно заманивать хорошими зарплатами игроков из числа не суперзвездных, но мастеровитых. На Евро-2016 таких будет в достатке, есть кого присмотреть.
Имеется также еще один интересный момент, который совершенно непонятно как учитывать: наблюдатели отмечают, что сумма сделки выглядит завышенной. В самом деле, ведь в семьсот с чем-то миллионов евро оценивается, например, "Ювентус", имеющий собственный современный стадион. И поэтому логичны сомнения в том, что миллиард евро – это реальные условия продажи "Милана".
В финале Кубка Италии "Милан" попытается вскочить на подножку еврокубкового поезда. Для этого надо обыграть флагман итальянского футбола туринский "Ювентус"
Кстати, о стадионе...
Закладка камня
Нарекания на качество поля звучат давно, и не помогает даже "полусинтетика" (на основе из синтетического газона проращивается натуральная трава). Заполняемость 80-тысячной арены также оставляет желать лучшего. Оспины пустых кресел на лице огромной чаши стадиона – зрелище непривлекательное и плохо продаваемое на новых рынках телетрансляций.
Летом прошлого года "Милан" получил разрешение на строительство собственного стадиона, вместимость которого должна была составить 40-50 тысяч. Возвести его планировалось к сезону-2017/18, однако уже осенью Берлускони пошел на попятную, заявив, что "Милан" останется на "Сан-Сиро", и объяснил это свое президентское решение любовью к легендарному стадиону. Скупая слеза, конечно, скатилась по щеке среднестатистического тифозо. Однако имеющий глаза и уши понимал, что все это происходило в период переговоров с Би Тэчауболом, и возможно, что предполагаемый новый совладелец просто не захотел сразу тратиться еще и на новую арену.
Совет: не разбрасываться полученным разрешением – такие бумаги в полной бюрократов Италии получить ой как непросто – и начинать строительство. В долгосрочной перспективе использование собственного компактного стадиона для матчей, проведения концертов и офисных помещений однозначно выгоднее аренды громоздкого "Сан-Сиро", столь любимого Берлускони.
Между прочим, что касается Берлускони…
Чтобы "бывший" не навредил
Нет никакого сомнения в том, что китайские инвесторы, проведя предварительные переговоры, все еще выжидают результатов выступления "Милана" в этом сезоне, и в частности – попадет клуб в Лигу Европы или нет. Подробности сделки, которая якобы должна состояться еще до Euro-2016, таковы: за 70% акций "Милана" китайский консорциум выложит 600-700 млн. евро. Берлускони при этом будет через Fininvest контролировать 30% акций и занимать должность почетного президента.
Потенциального инвестора такой расклад в теории должен удовлетворить, однако нельзя забывать о влиянии Берлускони, которое может оказать негативное воздействие в том случае, если почетный президент решит, что дела в клубе развиваются не так, как ему хотелось бы. 30% – это, конечно, не контрольный пакет, но степень влияния дона Сильвио в Италии преуменьшать нельзя. Расстановка сил в "Милане" – как раз тот случай, когда фактор "бывшего" неплохо бы исключить совсем, здесь нельзя брать за образец отношения Массимо Моратти и Эрика Тохира.
Сильвио Берлускони с дочерью Барбарой планируют оставить 30% акций клуба в своём распоряжении
Возможно, на полный выкуп китайцам просто не хватает денег, возможно, Берлускони не хочет отпускать любимую игрушку, а хочет, давая ее "в руки", на всякий случай придерживать за один край. Но будущий владелец должен крепко подумать, прежде чем соглашаться на то, чтобы под боком у него грелся реактор, который уже не раз взрывал общество и о выведении из строя которого давно мечтает довольно значительная группа болельщиков "красно-черных".
Совет: приобрести "Милан" полностью. При невозможности – озаботиться тем, чтобы у Сильвио и Барбары Берлускони остался минимум рычагов влияния. Это, наиболее вероятно, будет и полезнее для дела, и приятнее для болельщиков, которых дон Сильвио недавно назвал "неблагодарными". Те в ответ, конечно, заклевали патрона в соцсетях, что, впрочем, делали и раньше.
И вот еще что, насчет болельщиков и соцсетей…
Медиа
Известный футбольный клуб в руках китайцев – это не только ценные призы, но и потенциальные миллионы поклонников на Востоке. В настоящий момент в Азии по популярности лидируют оба испанских гранда, оба немецких, а также английская тройка "МЮ", "Ливерпуль", "Арсенал". Итальянские клубы находятся на задворках, что специалисты объясняют просто: нет результатов. Прошлогодний финал Лиги чемпионов "Ювентуса" – это замечательно, но выиграла-то в нем "Барселона".
С Лигой Европы еще сложнее. Год назад в полуфинал вышли "Наполи" и "Фиорентина", но до главного матча не добрались ни те, ни другие. Причем неаполитанцы уступили "Днепру", о котором до полуфинала в Азии вряд ли вообще кто-то слышал, а "фиалки", клуб хоть с некоторым, но именем, были разбиты также не слишком известной в Азии "Севильей" - 0:2 и 0:3.
Картина популярности итальянских команд в Азии становится совсем унылой, если учесть, что финал Лиги Европы даже в самой Европе не дотягивает по ажиотажу до лигочемпионского, а в текущем розыгрыше ни одна итальянская команда не дотянула и до 1/4 финала.
В Азии итальянские клубы не очень популярны, поэтому "Милану" нужна яркая продуманная кампания на тех интернет-ресурсках, которые популярны именно в Китае
Между тем, в современном мире огромный процент успеха в продвижении на рынке дает активность в соцсетях. При этом нужно учитывать местную специфику: посетители азиатской части интернета часто используют для общения совершенно другие платформы, и недостаточно просто нарастить число фолловеров в Фейсбуке и Твиттере. Это поможет продвижению в Индонезии (второе и третье место в мире по количеству пользователей соответственно), но будет абсолютно бесполезно в Китае, где всем правит соцсеть Weibo, как минимум идущая на равных с вышеупомянутыми сервисами.
Совет: пока еще не поздно, оккупировать соцсети присутствием "Милана". Сделать так, чтобы итальянский футбол в азиатском сознании ассоциировался только с красно-черными цветами. Внушить, что есть только великий "Милан", а все остальное – суррогат, случайность или нечестная игра, и неважно, кто там сколько звездочек себе рисует.
К слову, о промоушене.
Драйв
Установившееся эмоциональное равновесие нужно нарушать. С пятым чемпионством "Ювентуса" подряд в Серию А, похоже, начало вкрадываться безразличие. Как известно, "ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте", вот туринцы всё и прибрали к своим рукам. Пора вернуть эту материю себе.
Нужно активное поведение в неигровое время на поле. Интересные события на тренировках и разминках. Яркие пресс-конференции, такие, чтобы цитаты разлетались молниями по лентам новостей. Кадры, облетающие футбольный мир. На первое время сойдет даже новый сезон сериала "Манишка против Балотелли". Обязательно - благотворительность и продвижение социальных проектов. Каждый член команды должен постоянно иметь в виду необходимость работы на публику с пользой, так, как это сейчас происходит в проекте Roma Cares, например.
Roma Cares - отличный пример работы с публикой, которой "Милану" следует поучиться
Совет: не быть вареной рыбой, побольше драйва, движухи, активности, в общем – эмоций и нестандартного поведения.
И вообще, чего-нибудь неожиданного. Дело в том, что…
Есть козырь
Свято место конкурента "Ювентуса" в этом сезоне оказалось пусто: "Рома" это поняла, когда было уже поздно, "Наполи" весь сезон пытался дойти до кондиции на старых дрожжах; "Интер" сообразил быстро, но не хватило сил и спокойствия; "Фиорентина", эпизодически лидируя, удивлялась на своего форварда Калинича, колотившего мяч за мячом, да так ближе к зиме в удивлении и застыла (кстати, до сих пор очнуться не может).
Иными словами, начало нового сезона – лучшее время для того, чтобы выныривать из-за спин и бить тузом внезапности.
Стартового провала "Ювентуса" никто не ожидал, но почему бы ему не повториться и в новом сезоне? Проблемы у туринцев в то время больше заключались в головах, чем в ногах, а голова – дело темное, прогнозу не поддающееся. И если "нерадзурри" не расстанутся с Манчини и невнятной средней линией, а братья дела Валле в трансферное окно будут по-прежнему прижимисты, то у "Милана" в начале сезона будет пять-восемь туров для того, чтобы нагло взять лидерство в свои руки. Тогда, когда от него никто уже этого не ждет.
Совет: помня горький опыт "Наполи", работать легко и раскованно, и не отпускать это лидерство до самого конца.
Успех футбольного клуба не в количестве миллионов болельщиков. Тем более - не в числе китайских болельиков итальянского клуба.
Абсолютно начхать на количество "маек, проданных с логотипом" где-то в мире. Это фейк, это левый миф, заряжаемый для оправдания некоторых денежных сумм в кассе того, или иного футбольного клуба на Западе.
Нужны деньги (как можно больше), которые поступают не от количества сетевых кликов и лайков, вообще-то.
И нужны спецы дОлжного уровня. Не для работы в твиттерах, причем. А для успешных трансферных переговоров, не считая обычных тренерских обязанностей.