5 мин.

Made in Red Bull

Человек, далекий от спорта, при словосочетании Red Bull вспоминает забавный рекламный ролик напитка, который «окрыляет». Личность, интересующаяся спортивными соревнованиями, имеет более широкий кругозор о деятельности этой австрийской корпорации, однако, как правило, знает о существовании одноименных футбольных клубов, команде в «Формуле-1» и множестве развлекательных экстремальных мероприятий, спонсируемых брендом, не вникая в подробности их бытия. Поэтому встает вопрос: почему сразу несколько футбольных клубов в разных уголках мира имеют одинаковые наименования и идентичные эмблемы, отличающиеся лишь названием города, в котором базируются. Попробуем разобраться.

Red Bull GmbH – австрийская компания-производитель энергетических напитков, которая была основана в 1984 году Дитрихом Матешицем. Австрийский бизнесмен во время отдыха в Таиланде случайно попробовал тонизирующий напиток Krating Daeng (в переводе с тайского «красный бык») и, впечатлившись вкусом и бодрящим эффектом, выкупил лицензионные права на его производство. Практически не меняя формулы напитка, Дитрих начал изготавливать и продавать его сначала в Австрии, а затем постепенно приступил к расширению точек сбыта. Матешиц разработал маркетинговую стратегию, согласно которой хотел увеличивать продажи товара путём непрекращающейся рекламы.

Главное нововведение австрийца – выкуп футбольного клуба, предполагающий полный ребрендинг предыдущего. В основном в футболе распространена практика выкупа прав на название стадиона (например, Emirates) и нанесение спонсора на экипировку клуба (например, любой клуб РФПЛ). Поэтому идея владельца Red Bull – некое ноу-хау в футбольном бизнесе.

ап

Чемпион Австрии сезона-2011/12 "Ред Булл Зальцбург"

Футбольная история компании Red Bull началась 6 апреля 2005 года, когда был полностью выкуплен и стерт с лица земли клуб «Аустрия» и создан совершенно новый FC Red Bull Salzburg. Большинство болельщиков зальцбургской команды было опечалено и обескуражено этим фактом, ведь сменилось не только название команды и стадиона, но и клубные цвета и эмблема. По большому счету, Австрия вмиг лишилась футбольного клуба с богатой историей и устоявшимися традициями. После событий, произошедших в 2005 году, инициативная группа болельщиков, отказывающихся признавать новую команду, вновь создала клуб «Аустрия» с целью реанимировать его былые заслуги. Сначала футболисты выступали в любительских лигах, однако в наши дни эта команда вполне может перейти в элитный дивизион, находясь всего в шаге от него.

С момента создания  FC Red Bull Salzburg получил финансовые вливания в размере 65 млн фунтов стерлингов, что для австрийского чемпионата – баснословные деньги. Результат долго ждать не заставил – после серьезного укрепления состава команда начала уверенно выигрывать и на сегодняшний день имеет шесть чемпионских титулов в первенстве страны.

А для чего, собственно, данный проект был нужен Матешицу? Разумеется, этим самым он продвигает бренд своей компании в мире и повышает уровень продаж изготавливаемой продукции. Red Bull Salzburg является постоянным участником еврокубков, команда на виду и на слуху. Поэтому маркетинговая составляющая вопроса здесь, конечно, уместна. Однако только этим дело не ограничивается. Клуб успешно осваивает умение находить молодых дешевых футболистов, а затем перепродавать их более серьезным клубам за большие деньги (вспомним трансфер Садио Мане в «Саутгемптон»), тем самым получая денежные средства в бюджет команды не извне, а благодаря собственной деятельности. Прибыль растёт с каждым сезоном, и это, несомненно, успешный проект Дитриха Матешица.

апа

Одним из главных маркетинговых решений американского филиала стало приглашение суперфорварда Тьерри Анри

Через год компания Red Bull GmbH приобрела франшизу «Нью-Джерси МетроСтарс», следствием стало создание свежеиспеченной команды в Новом Свете – New York Red Bulls. Матешиц не скрывал коммерческого характера проекта: рейтинги MLS постоянно растут и если, по его мнению, собрать в команде нескольких известных футболистов на закате карьеры, то и болельщики на стадион придут за любые деньги, и права на ТВ-трансляции будут приносить высокий доход, и популярность напитка в США вырастет в разы.

И снова удача! Все намеченные цели начали быстро претворяться в жизнь. Вот только результата пришлось подождать. Зато за последние три года New YorkRed Bulls дважды выиграл MLS Supporters’ Shield, что для команды, в которой видели лишь способ заработать денег, весьма хороший результат.

Одним из самых интересных проектов Red Bull GmbH видится RB Leipzig, созданный в 2009 году после покупки ФК «Маркранштадт». По строгим немецким законам спонсор не имеет права полностью называть и размещать свое название в наименовании клуба, поэтому немецкая версия ограничивается аббревиатурой словосочетания Red Bull.

Наибольший интерес RB Leipzig вызывает не случайно. Основной целью клуба является достижение спортивных успехов, а не коммерческой выгоды. Вектор развития команды таков – «быки» из Лейпцига получают постоянные инвестиции на приобретение талантливых футболистов, но, в отличие от зальцбургцев, стараются всеми силами сохранять их у себя после того, как те прогрессировали.

За семь лет команда прошла путь от низов региональных лиг до второй Бундеслиги и вот-вот выйдет в элитное первенство страны – динамика развития просто поражает и восхищает. Делать выводы пока рано, но в скором времени данный проект может принести Матешицу очередной куш.

а

На некоторые матчи "РБ Лейпциг" собирает больше зрителей, чем ЦСКА, "Локомотив" и "Динамо" вместе взятые

Настоящее удивление вызывает тот факт, что на некоторые матчи молодой клуб второй немецкой лиги без истории собирает больше болельщиков, чем московские ЦСКА, «Динамо» и «Локомотив» вместе взятые.

Еще один клуб, которым владеет Red Bull GmbH, именуется FC Red Bull Brasil и был основан в бразильском городе Кампинас в ноябре 2007 года. Данный филиал австрийской компании наряду с Red Bull Ghana является одним из самых малоизвестных в мире. Хотя большого недоумения это вызывать не должно, ведь он создавался с целью построить клуб, который будет искать юные дарования в Бразилии, обучать их азам футбола и самых перспективных отправлять играть в Лейпциг или Зальцбург. Разумеется, при такой стратегии развития о титулах говорить не приходится. Однако и бразильских звезд в составах немецкой и австрийской команды замечено не было. Во всяком случае пока...

«Ред Булл» - успешно и динамично развивающийся проект, сочетающий в себе грамотный маркетинг и четко организованный планомерный путь развития. Есть ли вероятность того, что в нашей стране появится условный Red Bull Sochi? Думаю, нет. Матешиц - прагматичный и грамотный бизнесмен, который не будет вкладываться туда, где завтрашний день может стать последним...