6 мин.

«Цзянсу Сайнти» вместо «Ливерпуля»

«Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся»

Уильям Роджерс - американский ковбой, комик, актер и журналист

Китайские клубы в рамках зимней трансферной кампании делают европейским клубам умопомрачительные предложения: за Алекса Тейшейру — 50 млн евро, за Джексона Мартинеса — 42 млн, за Рамиреса — 28 млн, за Жервиньо — 18 млн, за Фредди Гуарина — 13 млн. Наверняка, если вы не следили за футболом последние пару недель, вышестоящие цифры кажутся фантастикой. Но это суровая реальность. Китайский футбол взорвал трансферный рынок, как несколько лет назад российские команды, совершив исторические трансферы Самуэля Это’О, Халка, Виллиана и прочих дорогостоящих звёзд. EF, отойдя от шока, объясняет причины футбольной революции в Китае.

Китай. НачалоСпорт в Китае пользуется огромной поддержкой на государственном уровне. Достаточно вспомнить великолепную Олимпиаду в Пекине. Китайские атлеты всегда на первых ролях в большинстве дисциплин, но футболу в этой стране до определённого момента не уделяли должного внимания.

Последний и единственный раз сборная Китая выходила на чемпионат мира в 2002 году, где завершила групповой этап с разницей мячей — 0:9. Следующие квалификации первой команде страны лучше не вспоминать. В первое десятилетие XXI века футбол в Поднебесной погряз в коррупции на всех уровнях. Естественно, громкие разбирательства коснулись и сборной, где были выявлены своеобразные «тарифы» на вызов в национальную команду. Отмываться от позора пришлось очень долго. Только в последние пять лет в стране стабильно нет громких скандалов, связанных с договорными матчами.

Главным героем возрождения, или, скорее, даже вдохновителем «второй жизни» стал генсек коммунистической партии Си Цзиньпин. Как-то, говоря о своей любимой игре, он объявил о трёх целях, которые должны быть выполнены в ближайшее время. По его замыслу, Китай на дистанции в несколько десятков лет обязан выйти на чемпионат мира, вскоре получить право на проведение Мундиаля, а финальной точкой станет победа на первенстве планеты. Красиво, не правда ли?

Время рекордовВполне логично задуматься, почему же удивительные трансферы произошли именно сейчас, а не прошлым летом? Здесь ответ лежит на поверхности. Чемпионат Китая проводится по системе «весна-осень», а трансферное окно закрывается только 26 февраля. А клубы, что понятно и так, предпочитают закупаться в преддверии нового сезона.

вава

Действующий чемпион Китая "Гуанчжоу Эвергранд" усилился центральным полузащитником "Тоттенхэма" Паулиньо

Когда первое лицо государства объявляет о развитии игры, неудивительно, что в успешной с экономической точки зрения стране находятся люди, готовые вкладывать огромные деньги в футбол. Во-первых, это великолепная реклама своего бизнеса или бренда. Во-вторых, банальное, но вполне объяснимое желание выслужиться перед Си Цзиньпином, принимая участие в реализации его планов.

Есть ещё один немаловажный и, возможно, ключевой фактор. В октябре 2014 года в стране был принят закон, направленный на привлечение частных инвестиций в спорт и культуру Китая. Компании получают существенные налоговые послабления. Привычный налог на прибыль в Китае равен 25 процентам. Денежные вливания в спорт, в том числе в футбол, позволяют владельцам крупных компаний снизить его в несколько раз. Теоретически налог на прибыль при больших вложениях средств в развитие спорта может упасть до трёх процентов.

Безусловно, можно долго рассуждать о том, как покупка Алекса Тейшейры разовьёт китайский футбол, но факт в том, что сумма трансфера теперь кажется не безумной тратой, а логичным вкладом в развитие бизнеса. Просто ранее компании тратили ещё большие средства на традиционные налоговые выплаты, а сейчас за счёт покупки футболистов за огромные деньги получают послабления от государства. 

К счастью, для старушки Европы в Китае есть свой лимит на легионеров, который серьёзно ограничивает клубы. В противном случае мы бы вполне могли стать свидетелями ещё более грандиозных трансферов. Согласно текущему регламенту, в заявку на матч может попасть максимум четыре легионера. Есть ещё одна любопытная особенность, касающаяся вратарей. Иностранцам в ближайшее время места в «рамке» не уготовано. Играть в воротах допускаются только местные футболисты.

Интеграция в европейский футболНе стоит думать, что в Китае хотят создать закрытое футбольное общество и игнорировать ведущие европейские чемпионаты. Постепенно китайские бизнесмены захватывают клубы по всему миру. В качестве основного примера выделяется миллиардер Цзянь Линь, владеющий 20 процентами акций «Атлетико».

Полузащитник "Челси" и сборной Бразилии Рамирес предпочел игре в АПЛ и Лиге чемпионов чемпионат Китая и круглую сумма на банковский счёт

Первой командой полностью, принадлежащей китайцам, стал французский «Сошо». Нидерландский «Адо Ден Хаг» также ушёл под крыло пекинской компании, а в Италии на большие китайские деньги вполне могут соблазниться руководители «Лацио» и «Милана», хотя на данный момент официальной информации о переговорах нет.

Проникновение в Европу — малая часть глобального плана. Китайцы, повышая своё влияние в Старом Свете, прокладывают путь на вершину футбольного Олимпа для своих самых талантливых соотечественников. Китайских игроков и тренеров всё чаще можно увидеть на стажировках в известных европейских клубах.

Пока без лучшихНа первый взгляд, трансферная кампания китайских клубов пугает и вдохновляет одновременно. С другой стороны, если не смотреть на потраченные суммы и проанализировать переходы с холодной головой, то выяснится, что до глобальной революции в современном футболе ещё очень далеко.

Конечно, пресса уже бурлит слухами о переезде в Китай лучших игроков мира, но по факту китайцы тратят огромные деньги на футболистов, прошедших свой пик. Исключение — Алекс Тейшейра, однако где гарантия, что бразилец полностью бы раскрылся в «Ливерпуле»?

На данный момент китайский чемпионат больше является продуктом на перспективу, нежели грозным конкурентом европейским топ-лигам. Скорее, Суперлига Китая стала альтернативным вариантом для возрастных футболистов, которые ранее предпочитали ехать на заработки в MLS или Ближний Восток.

Опасная игрушкаСейчас нет ни одного китайского клуба, работающего в плюс. Команды терпят большие убытки из-за подобной трансферной кампании. Естественно, часть вложений окупится. В Китае заключён рекордный телеконтракт суммой больше миллиарда долларов за пять лет.

Впрочем, нет никаких гарантий, что футбол продолжит поддерживаться на высоком уровне. Тот же Си Цзиньпин сможет находиться у власти максимум десять лет. Если же первые лица государства охладеют к игре, то и спад активности бизнесменов не заставит себя долго ждать.

Большие сомнения и в серьёзном выступлении легионеров. «Сбитые лётчики» из Европы вполне могут отбывать номер за большую зарплату, так как с точки зрения спортивной мотивации, им будет тяжело заставить себя бороться за китайские титулы после сражений в Лиге чемпионов.

В общем, могущество китайского футбола не стоит переоценивать. Да, здесь много денег и огромное внимание к игре №1. При этом ни о какой конкуренции с ведущими европейскими чемпионатами и речи быть не может. Скорее, у ветеранов и футболистов, не оправдавших надежд в Европе, появился ещё один соблазнительный вариант поправить своё финансовое положение.

Сезон в Китае откроется 27 февраля. В матче за трофей «Цзянсу Сайнти», в который перебрались Тейшейра и Рамирес, сыграет против новой команды Джексона Мартинеса «Гуанчжоу Эвергранд».