6 мин.

Первые чемпионы мира из Аргентины

Вообще говоря, таковые были ещё в составе сборной Италии - двукратных чемпионов мира в 30-ые годы. И не сколько-нибудь, а добрая половина стартового состава. В результате этого аргентинский футбол в 1930-м и перешёл на профессиональные рельсы - чтобы прекратить отъезды сильнейших игроков. Но Италия успела насытиться достаточно для звания дважды сильнейших в мире.

Сегодня речь не о том, а о первой именно аргентинской команде, взобравшейся на вершину мира. Ей стал авежанедский Расинг в 1967-м году. Перед этим, в 1964-м и 1965-м, два шанса имели их соседи, Индепендьенте, но оба раза уступили легендарному Интеру Эленио Эрреры. "Академия" же своим шансом воспользовалась.

В 1965-м году дела у Расинга шли не очень, и исправлять положение был призван Хуан Хосе Пиццути - закончившая карьеру бывшая звезда клуба конца 50-х-начала 60-х, в котором он и стал таковой. Расинг времён Пиццути-игрока, бомбардира, был, пожалуй, сильнейшей командой страны, и на деле доказал это три раза.

Придя к руководству в команде, Пиццути довольно быстро выявил её игровые проблемы и принялся их решать. Некоторые из решений были судьбоносными, феноменальными по своей нестандартности и одновременно потрясающей эффективности. Например, Хуан Хосе перевёл Роберто Перфумо и Альфио Басиле, начинавших опорниками, в центр защиты. Так образовалась одна из лучших связок центральных защитников того времени и одна из лучших в истории аргентинского футбола.

Они прекрасно дополняли друг друга. Быстрый, умелый, цепкий, жёсткий и непроходимый, но не очень любивший играть головой "Маршал" Перфумо и мощный, выносивший всё со "второго этажа" "Коко" Басиле. Кроме того, Басиле, как и Перфумо, благодаря началам в опорной зоне, отличался хорошей техникой, а также умной игрой, лидерскими качествами: "Коко" управлял защитной линией, своевременным созданием искусственного положения "вне игры" - единственного оружия против разрезающих пасов.

Слева в обороне действовал Рубен "Панадеро" Диас. В обороне - немножко неверно сказано, так как Диас отличался ещё не привычной в те времена для фулл-бэка атакующей игрой, много подключался, помогал партнёрам разыгрывать мяч, играл с ними "стенки". "Панадеро" умел на поле всё и даже отлично играл головой, несмотря на то, что это далеко не главное, что требуется на фланге. Считается одним из лучших на своей позиции в истории аргентинского футбола. Справа играл очень умный и техничный капитан команды Оскар Мартин, который также сочетал это с хорошей игрой в защите и выполнением большого объёма работы.

Мигель Анхель Мори исполнял роль оттянутого плеймейкера - вместе с Перфумо они были единственными, кто оставались в обороне при подачах угловых в чужую штрафную или массированных атаках команды. Мори играл не всегда, не во всех сочетаниях, а вот опорник Хуан Карлос Рулли был поистине незаменим. Настоящий монстр, довольно быстрый и не знающий усталости, король перехватов в центре поля, был способен чуть ли не в одиночку уничтожить атакующие силы соперника. При этом владел очень хорошим низовым пасом.

Укомплектовывали полузащиту техничный бразилец Жоан Кардозо, классно игравший головой (в том "Расинге", как видно, очень многие владели этим искусством на высоком уровне), и энганче Умберто "Боча" Маскио. Возвращение Маскио из Италии было одним из важнейших моментов становления того Расинга: не только очень сильный технически, но и опытный, авторитетный Маскио оказывал большое и положительное влияние на игру более молодых партнёров. Когда Роберто Перфумо упоминает Маскио, его игру, то называет его не иначе, как "феноменом".

Впереди действовала троица Хуан Карлос "Эль Чанго" Карденас, Хуан Хосе "Жажа" Родригес и центральный нападающий Норберто Раффо. Главной звездой был Карденас - быстрый, техничный, с сильным и точным ударом с обеих ног. Родригес тоже был быстр и техничен, но если Карденас был больше фланговым игроком, предпочитавшим действовать справа (хотя и в центре часто оказывался, для нанесения завершающих ударов), то Родригес был скорее оттянутым форвардом ближе к левому флангу и вторым, наряду с Маскио, плеймейкером.

Раффо был центральным нападающим: феноменально играл головой и обладал прицельным ударом с правой. Несмотря на то, что этих качеств уже более чем достаточно для игры на позиции, центрфорвардом он скорее был номинальным, так как наравне с другими партнёрами постоянно обменивался с ними позициями, мог отходить глубоко назад для розыгрышей мяча или оказывался на одном из флангов (преимущественно правом), недурственно при этом исполняя обязанности вингера. Совершенно не чурался помогать обороне и был в этом хорош для форварда. В общем, если бы не настоящие монстры, вроде Луиса Артиме, Раффо легко мог бы играть в сборной Аргентины.

Ворота защищал Агустин Сехас - также один из лучших в Аргентине в своё время и, пожалуй, входящий в пятёрку сильнейших аргентинских вратарей в истории.

Стоят: Сехас, Басиле, Перфумо, Мартин, Чабай и Рулли

Сидят: Кардозо, Маскио, Карденас, Родригес и Раффо

Такой была "команда Хосе", названная так в честь своего создателя. Расинг Хосе стал чемпионом Аргентины уже в 66-м году, а кроме того, достиг невероятной серии из 39-ти матчей без поражений (и, в основном, с победами, разумеется) - долгое время этот рекорд казался недостижимым, однако в конце 90-х Бока Карлоса Бьянки сумела побить его. Футбол Расинга был атакующим, предвестником будущего тотального футбола: команда атаковала большими силами и приступала к отбору мяча там же, где его теряла, активно используя высокий прессинг.

Триумфальное шествие команды Хосе увенчал Кубок Либертадорес-1967. Для полного комплекта не хватало маленькой детали - Межконтинентального Кубка, который ещё не покорялся аргентинским клубам. В первом матче на "Хэмпдэн Парк" Селтик победил - 1:0 (МакНейл). И во второй встрече в Авежанеде в "Цилиндре" шотландцы относительно быстро повели (Томми Геммелл реализовал пенальти на 21-й минуте), но аргентинцы, благодаря смеси хорошей игры и боевитости, отличавшей команду Хосе, отыгрались и победили 2:1 (голы на счету Раффо и Карденаса).

Согласно регламенту Межконтинентального Кубка тех лет, считались только очки (победа - два, ничья - одно). Разница мячей, количество голов на чужом поле - всё это не имело никакого значения. В случае равенства очков, назначался третий, решающий матч, причём недалеко от места проведения второго. В тот раз для этого выбрали знаменитый уругвайский "Сентенарио" в Монтевидео.

Здесь британцы познакомились с тем, как аргентинцы тех лет играли, когда дело доходило до решающих матчей (в том числе различных кубков). Первые матчи (особенно второй) и без того напоминали битву, а в третьем накал достиг апогея, в жёстких стыках недостатка не было. От довольно жёсткой игры аргентинцев шотландцы потеряли голову, принялись демонстрировать свои боксёрские навыки на соперниках и проиграли в удалениях: три против двух у Расинга (Басиле и Рулли).

До удаления последнего и при его непосредственном участии был забит решающий гол. Шла 56-ая минута, когда Рулли перехватил мяч в центре поля, быстро отдал Карденасу, Чанго резко сместился в центр и произвёл потрясающий сурдасо (zurdazo) - выстрел с левой:

Вообще говоря, у Карденаса основная нога была правая. Но, как видите, и с левой он мог приложиться как следует. Гол принёс Расингу победу 1:0 и Межконтинентальный Кубок. Так команда Хосе стала первой аргентинской, взошедшей на вершину мира.