Трибуна
9 мин.

Виталий Фридзон выдал 57 очков и спас Матч всех звезд Лиги ВТБ

Второй день уик-энда в Москве, как и первый, был посвящен баскетболу. Да и о чем, в конце концов, можно думать зимним снежным днем 14-го февраля, как не об оранжевом мяче и десяти игроках, сражающихся на право обладать им и соединить его с нужным кольцом? С этими мыслями поселился я совсем рядом с ВТБ-ареной в Петровском парке, где на протяжении всех выходных было настолько пустынно, что казалось, будто это и не вечно оживленная Москва вовсе.

Ближе к четырем часам воскресного дня стало ясно, что люди просто ждали начала Матча всех звезд, чтобы выйти из своих домов и совершить баскетбольное единение в пределах ВТБ-арены. Понятно, что было много семейных пар, пришедших с детьми, потому что Матч всех Звезд – все-таки зрелище семейное. В эти выходные у московских жителей было лишь две альтернативы – сходить на новый фильм с Сергей Буруновым «Родные» или посвятить вечер баскетбольному карнавалу. Большинство, конечно, выбрало песни Лизы Монеточки под руководством Жоры Крыжовникова, но нашлось все же достаточное количество спортивных энтузиастов.

Началось мероприятие с того, что неожиданно для всех были объявлены новые члены Зала славы Единой Лиги ВТБ. К престижному пантеону присоединились Кайл Хайнс, Нандо де Коло, Яннис Блумс и – сюрприз-сюрприз – Роман Скворцов. Выглядело это объявление несколько странно, но таковы уж пандемические времена, в которые мы вынуждены жить. Ведущий (еще не Ургант) стремительно называл вышеуказанные фамилии, перечисляя их регалии, но никто из них не приглашался на паркет помахать трибунам или победно потрясти кулаком. Причины понятны, объяснимы, но и печальны одновременно – коронавирус не позволяет приглашать и лично благодарить героев. Так что в этом году Зал славы был вынужден существовать лишь в виде вот такой своеобразной бегущей строки.

Известно, что главное на Матче звезд – это не сам баскетбол, а шоу, поэтому большое внимание придавалось именно антуражу вечера. По случаю Дня всех влюбленных организаторы решили совместить баскетбольное действо с театральностью. Тема была выбрана известная всем – «Ромео и Джульетта». Даже обе баскетбольные команды были названы в честь враждовавших в произведении Шекспира кланов, сборную России назначили Монтекки, а сборную Мира – Капулетти. Если вам интересно, сколько раз за вечер была использована шутка героя Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля» про «а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира», то я тоже хотел это выяснить, но в какой-то момент сбился со счета.

Несмотря на то, что Иван Баскетбольный Ургант считает, что «Ромео и Джульетта» – драма, на самом деле старик Шекспир писал трагедию. Нельзя не заметить определенную странность выбора трагедии в праздничный вечер, но сделано все было очень достойно. Зрителей ждал запланированный хэппи-энд, шекспировский сюжет был удачно соединен со стилистикой комиксов, и текст этого самого комикса был относительно сносным. Все же то, что касалось визуальной части, заслуживает еще более высокой оценки.

Даже если любовь и не витала в воздухе, организаторы сделали все, чтобы зрители почувствовали романтичную атмосферу. По трибунам бегал бородатый купидон с постоянно выпадающей стрелой, одиноким девушкам показывали на экране одиноких молодых людей и предлагали выбрать пару на вечер (как минимум). Телеканал Москва 24 и вовсе провел прямое включение, по ходу которого было сделано предложение в прямом эфире, причем адресат этого предложения – молодая улыбчивая девушка – вроде бы была не в курсе того, что должно произойти. Смотрелось достаточно мило, я даже пытался пустить скупую 29-летнюю слезу, но не смог.

Ближе к пяти часам вечера зрители начали готовиться к важному для многих событию – конкурсу бросков сверху. Почему-то прямо перед конкурсом заиграла знаменитая «Another brick in the Wall». Честно скажу – я долго пытался понять, какое отношение она имеет ко Дню Святого Валентина. Подумалось, что самая повторяющаяся строчка «Leave the kids alone» наводит на мысль о том, что она как-то связана с темой Ромео и Джульеттой, которые тоже были детьми, и которых тоже лучше было бы оставить в покое. Только вот в песне смысл был несколько иной, и отстать от детей должен был учитель, а не родители, ну да ладно.

Что же сам конкурс бросков сверху? Табло выглядело примерно как упражнение из учебника английского. Петенев – Battle, Вольхин – Cook(е). Кто-то бился, кто-то готовил, а зрители за всем этим наблюдали. Признаюсь – я никогда не понимал, как оценивать данки, вот совсем недоступно для меня это искусство, примерно такая же ситуация и с голландской живописью. Единственный случай, когда я был действительно впечатлен бросками сверху, это когда в Москву на стритбольный турнир Moscow Open в июле 2012-го приезжал совершенно грандиозный мужчина Джастин, представлявшийся как Jus Fly. Это было по-настоящему завораживающе, тогда случился один из четырех случаев в моей жизни, когда я буквально кричал от восторга и удивления.

Воскресным февральским вечером такого мастерства не продемонстрировал никто, но Тайус Бэттл сразу заявил о себе, как о лучшем данкере вечера. Очень старался и Кук, прекрасно исполнивший вторую попытку, но проблема в том, что первая попытка у него не задалась совсем. Он пытался исполнить что-то очень странное и сложное, причем почти каждый раз что-то новое, но минута прошла, а мяч в кольцо так и не зашел. А как сказал перед началом конкурса Ургант – это важное условие.

Таким образом, в финал вышли Бэттл и Петенев, и арена, разумеется, отчаянно болела за Петенева, особенно во время той попытки, когда он пытался воссоздать на земле русской знаменитый данк Майкла Джордана с прыжком от линии штрафного броска. Не вышло – а в это время Бэттл зря времени не терял, забивая красиво и уверенно, почти никогда не получая от уважаемого жюри оценку меньше девяти баллов. Победа от него никуда не ушла.

Закончился конкурс данков, зрители немного выдохнули, и началась всеми любимая часть представления игроков, где все выбегают довольные и улыбчивые под любимую музыку. Рифмованное представление участников вечера от Урганта получилось в меру ироничным, включавшим в себя любимые администрацией этого блога отсылки и аллюзии. Использованы были такие шедевры массовой культуры, как «Кулагин и партнеры», «Санта-Барбара» и проч.

Кстати, об Урганте. Разумеется, баскетболу очень повезло с тем, что главный шоумен страны по совместительству является большим поклонником лучшей игры с мячом. Его участие не обсуждается, и я лично знаю людей, которые согласились включить трансляцию Матча звезд только после моего аргумента о то, что «ну там же будет Ургант». Только вот мне показалось, что этот вечер он провел без присущей ему искры. Это не упрек, ведь невозможно все время носить в себе эту искру, иногда ее нужно оставить в покое, но все же хочется всегда видеть Урганта, у которого, что называется, идет. В воскресенье же все было как обычно, но, как говорил Штирлиц Мюллеру, не было вдохновения. Были моменты, когда он талантливо шутил, талантливо поправлял галстук, но это были лишь моменты.

Что же до основного матча, то я уже готовился написать о том, что тут и комментировать-то нечего, как и в любой другой игре в рамках Матча звезд. Но. Но. Случилось явление Виталия Фридзона народу, участие которого в звездном мероприятии я активно лоббировал еще пару недель назад. После вчерашнего матча ЦСКА и «Зенита», я писал, что семь очков для Фридзона на этой стадии его карьеры – прекрасный результат, и что это прекрасно, когда в команде есть такой снайпер-ветеран, который в любой момент может выйти и напомнить о себе. Так вот – это я писал вчера. Сегодня Фридзон тоже набрал семь очков. А потом решил не останавливаться и набрал еще 50 (пятьдесят). Да, все верно, итоговый результат снайпера всея Руси – 57 очков, причем по ходу игры он попал 16 трехочковых бросков. Карри? Томпсон? Кто-кто?

И ведь это сборная Мира (Капулетти) еще легко отделалась, потому что если бы на Матч звезд позвали бы Сергея Моню, то он бы еще минимум пятнадцать трехочковых забросил совершенно свободно, доведя количество очков сборной России до трехзначного числа, начинающегося на двоечку. Больше о самой игре рассказать мне нечего. Не уверен, что происходившее на паркете можно однозначно трактовать как игру в баскетбол, скорее это был такой дружеский междусобойчик между старыми знакомыми (где, как обычно бывает, пришел шальной дед и всех разогнал).

Зато вот про конкурс трехочковых, который прошел в перерыве основной игры, следует рассказать несколько подробнее. Болел я, само собой, за Айзею Кэнана из-за его недолго и неяркого, но все-таки аризонского прошлого. Игроки «Финикса», сами понимаете, бывшими не бывают. Помимо казанского снайпера в конкурсе принимали участие Джеремайя Хилл, Артем Комолов и Михаил Кулагин. Кэнан с Кулагиным, к сожалению, в первом раунде показали совсем невзрачный и одинаковый результат в 14 очков, поэтому в финале оказались лучший дальнобойщик сезона Артем Комолов и попавший первые шесть или семь бросков подряд Хилл из «Астаны». В финале у гордости Казахстана не получилось сохранить уровень и запал первого раунда, поэтому весьма очевидно, что выиграл Комолов, что вполне справедливо, учитывая показатели в Лиге ВТБ. Приз дали, все как полагается.

Объявили под конец вечера и MVP основного матча, хотя официальное объявление, возможно, было даже в чем-то избыточным, потому что в этот вечер были только Фридзон и остальные. Возможно, теперь Хавьер Паскуаль, возглавлявший сборную Мира и наблюдавший за тем, как Фридзон убивает его временных подопечных, будет чаще использовать Виталия уже в «Зените». Видите, как бывает – нашли настоящую спортивную интригу и в выставочном матче. Полагаю, это прекрасный итог отличных выходных.

Фото: VTB League