16 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Кевин Лав и Яо Мин

41. Кевин Лав (2008 – н.в.)

Команды: «Миннесота», «Кливленд»

Краткая справка: 5 МВЗ, вторая сборная сезона (2012, 2014), Самый прогрессирующий игрок сезона (2011), 30+30, 34 очка за четверть, чемпионская защита против Стефена Карри, племянник основателя «The Beach Boys»

Место в рейтинге 2014 года: отсутствовал

All you need is Love.

Понятно, что речь не о кливлендских временах, хотя и они не так плохи. Одним из любимых игроков администрации этого блога он стал в то время, когда был закован в крепчайшую статистическую броню в «Миннесоте». Лав выходил на матчи со столь прямой спиной и мудрым взглядом, словно это благородный рыцарь выезжал из своего фамильного замка почтить вниманием и участием специально организованный для него турнир. Так уж было заведено, что мудрость взора всегда омрачалась неизбывной тоской в глазах. Причина понятна – замок-то находился в Миннесоте.

А ведь все могло бы быть совсем не так, и Кевин Лав мог начать свою карьеру в другом месте, вроде бы тоже проклятом, но впоследствии полностью реабилитированным. На драфте 2008 года его выбрал «Мемфис», но выбран Кевин был лишь для того, чтобы тут же быть обменянным.

Если на мгновение зажмуриться и представить, что Лав уже в начале карьеры играл бы вместе с Марком Газолем, то, во-первых, вместе им было бы худеть веселее, чем поодиночке, а во-вторых, команда в славном штате Теннесси могла бы получиться еще более легендарная, чем там, которую оставили после себя 2010-е годы. Пусть пухлые две башни прогрессировали медленно, но все же их уровня уже в первом сезоне должно было быть достаточно, чтобы «Мемфис» не выбрал на драфте-2009 Хашима Табита, а выбрал бы кого угодно другого. Варианты с Харденом и Карри звучат нереалистично бравурно, но и Рикки Рубио был бы подарком судьбы – тут еще и весь мир вроде у ног, и травмы тяжелой не случилось, и Spanish lullaby вместе с Марком.

Союз Лава и Рубио мог бы быть счастливым и в «Миннесоте», но все вышло несколько иначе. Понятно, что Рикки совсем скоро, не в этом году, так в следующем, станет чемпионом НБА в составе орденоносных «Финикс Санс», так что о лучезарном испанце говорить прекращаю, тем более, что, как я понимаю, от меня наверняка ждут объяснений того, что Кевин Лав вообще делает в этой рейтинге.

Я не Сергей Пархоменко, но тоже попробую объяснить. Кевин Лав – не статистический читер, вредящий своей команде. Это какой-то злопыхательский миф, потому что вот как раз без Лава та «Миннесота» первой половины прошлого десятилетия действительно была очень плохой командой. С Лавом – не была. Плей-офф так и не случился, умением пробиваться в сонм лучших команд лиги в ранге лидера не сподобил Кевина создатель, но кое-какими историческими достижениями Кевин отметиться все же сумел.

Раз уж начался сеанс воспоминаний о былой Любви, я перейду сразу к лучшему сезону Кевина и по совместительству тому сезону, который я смотрел чуть ли не больше всех других – к 2013/2014. Лав тащил «Миннесоту», как Эллиот Рид не тащила Джей Ди к финишу триатлона, с Кевином на площадке это была воистину элитная команда, и я нисколько не преувеличиваю, вы можете сами проверить, а у меня тут стилистический стиль, который я не хочу портить обилием цифр.

«Миннесота» выигрывала свои матчи легко и изящно, но вот поражений все равно хватало – как же так? А так, что почти все равные матчи против более сильных команд, да и просто все равные матчи, «Миннесота» проигрывала. Помню даже, как чертил какую-то табличку, где пытался найти ответ на вопрос, почему же так происходит из раза в раз. Ничего не понял – всегда на поражения влияли разные факторы, однажды вроде бы уже можно было начинать праздновать (кажется, сакральной жертвой должен был стать «Даллас»), но Лав при счете «-2» на последней секунде промахнулся с линии штрафного броска три раза подряд. Вроде бы то ли с десятой, то ли с одиннадцатой попытки в концовке удалось обыграть «Голден Стэйт», но это было уже больше похоже на монолог Романа Карцева о том, как он обновлял бомбардирские реформы после того, как игра заканчивалась и все уходили с поля.

Это был очень странный сезон. Кевин Лав был могуч, он был одним из лучших игроков лиги, что доказывал почти каждый день, но в итоге занял с «Миннесотой» лишь десятое место. Что уж говорить, если в плей-офф не попал даже «Финикс», который выиграл 48 матчей в сезоне! Запад был велик и славен.

Но, как говорила героиня одной из сестер Арнтгольц в легендарном одноименном сериале – «и все-таки я люблю…». Я совершенно уверен, что если бы Лав не перешел в «Кливленд», если бы «Миннесота» укрепила бы состав, а Рик Адельман не бросил бы тренерскую профессию, Кевин доказал бы, что может быть главной звездой в команде не только уровня плей-офф, но и уровня второго раунда.

Со мной соглашаются все статистические показатели его предкоролевских сезонов, возьмите хоть PER, хоть VORP, в те времена эти аббревиатуры благоволили Лаву, неизменно устанавливая его в первую десятку, а то и еще выше. Он бы и в первой символической пятерке один или два раза сумел бы угнездиться, но трудно что-то сделать с тем обстоятельством, что оба места форвардов в сборной сезона были заняты двумя лучшими игроками десятилетия.

Еще одним доказательством его великолепия являются победы в составе сборной США на ЧМ-2010 и Олимпиаде-2012, и не сами победы, а членство в этих великих командах. Сборная США-2012 – сильнейшая в XXI веке, не переубеждайте, не получится, а Лав был одним из ее лидеров и даже лидировал по подборам.

Очень редко можно увидеть игрока, который сочетал бы в себе столько талантов. Когда он только пришел в «Миннесоту», ему сказали примерно следующее: «Так, вот этому толстому на ворота бросать не давать, у него другие обязанности, путь кочевряжится потихонечку под кольцом». Эта ситуация многое говорит об уровне менеджмента «Миннесоты», но впоследствии Лав доказал, что он в атаке умеет практически все, и издали забить, и под кольцом раскрутить, и пас отдать (еще до эпохи передач через всю площадку караулившему величие под чужим кольцом Леброну Джеймсу).

Что до подбора, то это была для него не просто работа, поиски мяча под кольцом стали для него священнодействием. Многие до сих пор сомневаются относительно легитимности его способа борьбы за подбор, но я настаиваю, что эти его выкрученные локти и расправленные широкие плечи были отдельным видом искусства. Именно из этого искусства и родились все его цифровые рекорды, великая игра с 30 очками и 30 подборами, и прочая, и прочая, и прочая.

Считается, что Кевин Лав никогда больше не ценился общественностью столь высоко, как летом 2014 года, когда он сначала чуть не стал частью масштабного обмена, а потом стал частью масштабного обмена. По ходу первого сезона в «Кливленде» и по окончании того сезона многие поняли, что вроде не так уж Кевин Лав и хорош. Баскетбол изменился, теперь ценятся возмутители спокойствия Дрэймонды Грины, классика больше никому не нужна, особенно в том случае, если эта классика не умеет размениваться в защите.

Кевин Лав не умел. Один раз (и еще несколько, но этого никто не помнит) получилось, Карри не попал, Леброн привез титул в родную гавань. Чуть позже, особенно после того, как Кайри Ирвинг оставил королевство ради путешествия к краю земли, Лав как-то пообжился, набрал 34 очка за четверть, съездил на пару Матчей всех звезд. Вроде бы жизнь наладилась, но рыцарь окончательно превратился в великолепного оруженосца, и единогласно было решено, что прошло не только его время, но и вообще время всех ему подобных игроков, которых нельзя использовать в любимой всей лигой игре «в защите меняемся всегда».

А мне все равно. Я человек простой – вижу Кевина Лава, значит, вижу великого игрока. Достаточно долго он входил в тройку лучших игроков в лиге на своей позиции, и это если говорить беспристрастно. Я не беспристрастен, поэтому считаю, что Лав в лучшие годы был лучше и Гриффина, и Олдриджа, но не выдержал конкуренции на дистанции, поэтому в рейтинге он ниже обоих.

P.S. Зачастую мне трудно отделить личность спортсмена от его собственно спортивных успехов. С Кевином Лавом как раз такой случай. Легенда сайта Игорь Порошин в каком-то из выпусков своего подкаста сказал, что Федор Смолов – единственный российский футболист, который мог бы уверенно чувствовать себя среди интеллигенции в каком-нибудь литературном кафе. Я лично не знаком ни с одним игроком НБА, кроме Патрика Беверли (но он об этом едва ли помнит), однако могу со стопроцентной уверенностью провозгласить высочайший интеллектуальный уровень Кевина Лава. Для меня всегда болезненным был вопрос киноэрудиции, и Лав в этом смысле даст фору любому другому игроку НБА. Для него не составляет никакой проблемы дать прогноз на итоги церемонии Оскар, потому что он смотрел все фильмы-номинанты. Помимо этого, что особенно для меня ценно, он уважает классику, любит фильмы с Джоном Уэйном, Гэри Купером, смотрел всего Мартина Скорсезе и превозносит Дуэйна Скалу Джонсона. Да, последний пункт несколько выбивается из общего ряда, но я же тут создаю цельный образ, а не пишу житие.

Удивительно, но Кевин Лав достаточно прекрасен и без своей ярко выраженной синефилии. Слушать его – одно удовольствие, читать – другое удовольствие (не хуже первого). Даже внезапная паническая атака, случившаяся у него пару лет назад перед матчем с «Торонто», событие почти трагическое, придает ему какой-то болезненно-аристократический шарм. Тем более что он теперь использует свои ораторские таланты для того, чтобы помочь другим справиться с самыми разнообразными ментальными проблемами, основав именной фонд.

Love is all you need.

40. Яо Мин (2002 – 2011)

Команды: «Хьюстон»

Краткая справка: 8 МВЗ, вторая сборная сезона (2007, 2009), третья сборная сезона (2004, 2006, 2008), человек-эпоха и человек-культура, заслужил уважение Шакила О’Нила

Место в рейтинге 2014 года: 24 (текст)

為什麼?!

Tи охрiнiв?!

Да, не очень высоко (шутка про рост Яо Мина – done).

На восприятии Яо Мина как великого игрока НБА негативно сказывается множество вещей. Первой из них необходимо запустить аргумент о его родине.

Яо Мин всегда будет вспоминаться как культурное явление, а не как баскетболист. К его спортивным талантам, провалам и неизбежностям я вернусь чуть позже, а начну с того, что меня всегда больше всего интересовало в личности высоченного китайца больше всего.

Все любят детективные загадки, конспирологические теории, шпионские игры и прочие непременные атрибуты прошлого века, которые переосмысляются нами в веке нынешнем. Жизнь и карьера Яо – это одна сплошная конспирологическая теория. Я не до конца уверен в том, где правда, а где вымысел, но ведь это как раз то, что все мы ценим больше всего – возможность самим выбирать наиболее твердую фактологическую почву, чтобы встать на нее и великодушно помочь другим увязающим в трясине информации благополучно последовать за нами.

Многие истории (факты?), так или иначе связанные с Яо Мином, вызывают во мне душевный трепет и бесплодные мысли об устройстве мироздания. Его биография – это новейшая история Китая, великой державы, которая стремилась преодолеть комплексы своих лидеров и заявить о себе на мировой арене через спортивные достижения. Настольный теннис устраивал их примерно в той же мере, как Остапа Бендера устраивали восемь рублей и три талона на обед в кооперативной столовой «Бывший друг желудка», полученные им в городе Арбатове в качестве среднего сына лейтенанта Шмидта. Эта безделушка всегда рядом и всегда приносит результаты – но результаты не те, о которых мечтается. 

А хочется ведь стать своими в спорте великанов и полубогов! Да и идеологически баскетбол – очень правильный вид спорта для строителей коммунизма, муравейник живет, все работают сообща. Вот и решили в 1950-х годах ввести правило, согласно которому все девочки, которые имеют потенциал вырасти до 180 сантиметров, и все мальчики, способные дорасти до двух метров, должны в принудительном порядке быть отданы в баскетбольные секции.

В России многие знают историю о том, как в 1953-м году Александр Гомельский случайно увидел на улице 23-летнего Яниса Круминьша, ни разу не бравшего в руки баскетбольный мяч и работавшего лесником, зато выросшего почти до 220 сантиметров. Через три года Круминьш была главной звездой сборной СССР на Олимпиаде в Мельбурне. С Яо тоже есть подобная история, случившаяся в то время, – только не с Яо Мином, а с его дедом, Яо Симинем. Гигант – по китайским меркам – был замечен в 1956-м году опытным баскетбольным тренером (фамилия не утрачена, но я не знаю, как она пишется) во время какого-то социалистического шествия, в котором Яо Симинь с удовольствием участвовал и бил в барабан. К сожалению, Яо Симиню в то время было не 23, как Круминьшу, а уже 33 года, поэтому учить его играть в баскетбол было поздновато.

Зато начали следить за его детьми, коих родилось четверо. И не зря – все его сыновья выросли до солидных размеров, превзойдя отца. Разумеется, вопрос о том, «кем я стану, когда вырасту», перед ними не стоял – вот тебе мяч, паренек, пришло время ковать славу китайского баскетбола. Не очень-то и получалось, пока один из сыновей Яо Симиня – Яо Сиюань – не встретил такую же принудительно вылепленную баскетболистку и не создал с ней семью, в которой и родился Яо Мин («мин» – яркий, хотя китайские функционеры говорили, что его надо было назвать «Яо Пэнпэн» – «долгожданный»). Говорят, что брак родителей Яо Мина был не их выбором, а выбором партии, что ради них хотели сделать исключение из правила «одна семья – один ребенок», да много чего еще говорят, не знаю, чем уж и верить.

Спустя все эти годы мучений коммунистической партии и страницу читаемого (надеюсь) вами текста идеальное баскетбольное оружие по имени Яо Мин появилось на свет. Он был не один – за три (или все-таки меньше?) года до него родился другой будущий гигант – Ван Чжичжи. Все, кто видели матчи китайской баскетбольной лиги во второй половине 1990-х, говорили о том, что Ван Чжичжи играет лучше, чем Яо Мин, что убедительно подтверждали и результаты его команды, которая выиграла все чемпионаты Китая с Ваном в составе. Да, он пониже, но у него лучше бросок, он более подвижный, а 213 сантиметров – вполне достаточно, зачем быть еще выше? Как раз это ведь всегда и говорят про Яо, что он был бы более великим баскетболистом с более успешной карьерой, если бы был обычным семифутером. Почему же тогда карьера в НБА не получилась у Ван Чжичжи, раз он был столь идеально сложен?

Думаю, он пришел в лигу слишком рано, когда его не знали даже ребята из «Далласа», которые и выбрали его во втором раунде драфта. Хотя американцы понятия не имели, как он играет, потому что он не мелькал ни в одном даже самом приблизительном предварительном прогнозе на драфт, от него все равно много ждали. А Ван Чжичжи был не просто баскетболистом – он был военным, играл за армейскую команду и всю жизнь получал наставления о том, как надо родину любить, защищать, и как вся страна на него смотреть будет. Думаю, что парень, которого еще и документально, видимо, омолодили на два года для пущего эффекта, просто не справился психологически.

Этим и ценна карьера Яо Мина – он психологически как раз справился, хотя на него давления оказывалось не меньше. Его как раз знали уже все, потому и выбран он был под первым номером на драфте 2002-го года, но многочисленные знания эти порождали еще более многочисленные сомнения  в его успехе. Еще не успел исчезнуть из людской памяти провал Ван Чжичжи, да и легко было не поверить, что вот эта гротескно длинная тростинка просто переломится пополам, когда выйдет играть против баскетболистов НБА.

Все сомнения впоследствии были развеяны одним матчем – той самой первой встречей против Шакила О’Нила, которая транслировалась на весь мир, перед которой Шак выпустил ужасающий ролик, где рассказывал о том, как именно он будет разрывать Яо. Получилось не разорвать а даже лучше – признать. Шак моментально понял, что перед ним великий игрок, и впоследствии пел Яо Мину дифирамбы при каждом удобном случае.

У меня нет ответа, по какой причине Яо Мин с Трэйси Макгрейди так и не смогли выиграть ни одного титула. Под титулом я, конечно, имею в виду выход во второй раунд (который технически состоялся в 2009-м, но без Макгрейди, а половина второго раунда – уже и без Яо). Попыток было две – первая в 2005-м, но я и без того устал от конспирологических теорий, поэтому рассуждать о том, как «Кьюбан заряжал судеек», конечно, не буду. Скажу лишь о том, что проиграть серию, в котором вы выиграли первые два выездных (!!!) матча, а седьмую игру отпустили в небо, словно табор, с разницей в сорок очков – это как-то не очень по-чемпионски. Джеффа Ван Ганди уважаю, Тима Донахью не уважаю, но могу поверить праведному гневу обоих, поэтому эту серию оставлю за условными скобками.

В 2007-м с «Ютой» получилось как-то еще более странно. Опять два выигранных матча в дебюте, потом 3-2, решающий седьмой матч дома и поражение в нем. Особенной пикантности истории добавляет то обстоятельство, что Карлос Бузер просто переиграл Яо Мина в этой серии, особенно в последнем матче. Самая важная серия твоей карьеры, самая важная игра самой важной серии – и тебя переигрывает Карлос Бузер, который тогда был очень хорош, но все же не претендовал на статус лучшего игрока НБА на своей позиции. Яо Мин претендовал, и тем не менее проиграл столько вроде бы верных подборов в последние минуты того матча, что хотелось не просто хвататься за голову, а взяться за нее однажды – и уже не отпускать.

Да, были периоды, когда Яо был лучшим центровым НБА, точнее, период, – в первой половине сезона-2006/07, до травмы, ну и в отдельные талантливые мгновения других сезонов. Пиком и лебединой песней стал первый матч против «Лейкерс» в том самом втором раунде 2009-го, в котором Яо поставил на колени всех здоровенных лбов калифорнийцев, коих было аж трое. Я тогда еще подумал – а если Яо сможет сохранить этот уровень, что начнется! К сожалению, тут все и кончилось.

Великой амбассадорской карьере Яо не хватило полноты и цельности (цельность он добрал на участиях в Матчах всех Звезд). Травмы, обстоятельства и не совсем правильное использование его талантов тренерами не позволили ему провести каких-нибудь пятисот матчей в регулярных чемпионатах и тридцати матчей – в плей-офф. При всем великолепии его пика (-ов) – такого сокращенного резюме недостаточно для более высокого места в рейтинге, в котором берется дистанция в двадцать лет, что не мешает Яо Мину быть самым популярным игроком в истории баскетбола и главной гордостью великой нации.

P.S. Традиционно сообщаю, что у  меня все еще есть телеграм-канал «Люблю кино и спорт», на который вы можете подписаться и с удобной периодичностью читать. 

Фото: Gettyimages.ru/Jason Miller, Jeff Gross, Matthew Stockman; globallookpress.com/Matthew Stockman; Instagram/kevinlove