14 мин.

ЦСКА пока без главной идеи – нет прессинга, но есть пространство в опорной зоне. Им пользовался Смолов, а победу принесли перестановки Николича

Дорский разобрал главный матч тура. 

1. По сравнению с матчем против «Уфы» (1:0) Алексей Березуцкий сделал три перестановки в старте ЦСКА: Бийол, Тикнизян и Бистрович вместо Васина, Щенникова и Бохинена.

Уже после игры с «Локо» Березуцкий объяснил, что Щенников получил травму (его не оказалось даже в заявке), а Бистрович заслужил место в основе работой на тренировках. Объяснение выхода Бийола звучало гораздо неубедительнее: «Бийола тоже надо было посмотреть, и, по-моему, игра ему удалась».

Очевидно, тренер ЦСКА еще не до конца определился с основой и даже в нынешнем состоянии команды старт сезона потратит на поиск оптимальных сочетаний. Против «Локомотива» Бийол вышел в центре обороны – ход вообще не должен удивлять, потому что это эксперимент из межсезонья. Так же, как использование Чалова и Ахметова на флангах атаки.

2. Марко Николич, как и в первом туре с тульским «Арсеналом», стартовал со схемой 4-2-2-2, но одно изменение все-таки произошло. 

Крыховяк, который близок к переходу в «Краснодар», не попал в заявку (Николич сказал, что скоро клуб даст комментарий по ситуации с поляком). Его место ближе к левому флангу занял Рыбчинский, неделю назад выходивший правым защитником. На этот раз правый край обороны Николич доверил Сильянову.

3. Матч можно разделить на четыре части:

– первый тайм. Очень осторожная игра ЦСКА, доминирование «Локомотива» во владении (68,3%), но всего лишь с одним опасным моментом с игры,

– отрезок с 46-й по 58-ю минуту, когда армейцы стали чаще терять мяч на своей половине и допускать передачи в штрафную Акинфеева,

– отрезок с 59-й по 68-ю минуту, до выхода Дзагоева, Бохинена и Влашича у ЦСКА. Начало отрезка связано с изменением схемы «Локомотива»,

– отрезок после 68-й минуты до конца матча. Очень серьезный перевес ЦСКА в контроле мяча (69,8%) с большим количеством заходов в штрафную Гильерме и шансами спасти игру.

4. «Было неожиданно, что они будут играть вторым номером. Думал, будет открытая игра, туда-обратно. И мы вышли и не ожидали. Но потом приняли эту позицию и начали контролировать мяч», – сказал Жемалетдинов уже после матча.

Реакция Рифата удивляет гораздо больше стиля ЦСКА в первом тайме. Еще в межсезонье Березуцкий показал, что сейчас для него не важно владение и прессинг (возможно, после того, как наладится игра сзади, ЦСКА будет смелее – пока у нас нет полного понимания принципов Березуцкого), и первый тайм против «Уфы» в первом туре это только доказал (48,4%, а в стартовые полчаса было даже меньше). 

В первом туре ЦСКА показал худший результат по интенсивности прессинга (лучше был даже «Арсенал», проведший в меньшинстве конец матча против «Локомотива»), предпоследний – по среднему расстоянию оборонительных действий (38,13 от своих ворот – у «Локо», например, был второй показатель, 50,09). Ожидать от такого строящегося ЦСКА открытой игры, тем более против одной из лучших команд лиги в быстрых отрывах, было очень наивно. 

Как и с «Уфой», в первом тайме ЦСКА спокойно отдал мяч (31,7% на 68,3%) и пространство – разница заключалась лишь в том, что до перерыва против «Локо» у армейцев не было ни одного хотя бы 10-минутного отрезка, когда удавалось забрать мяч. 

Один из самых характерных показателей отсутствия прессинга ЦСКА – 0 потерь «Локомотива» на своей половине при развитии позиционных атак. По сути, до перерыва команда Николича вообще лишь дважды теряла мяч до центрального круга – и оба случая (один раз – Жемалетдинов, другой – Сильянов) случились сразу после атак ЦСКА. Плюс штрафной, с которого забил Бистрович – Тикнизян и Бийол пытались накрыть Рифата, забравшего подбор у штрафной «Локо» и убегавшего в контратаку.

Реклама 18+

5. При владении «Локомотив» выстраивался в 4-2-2-2. Жемалетдинов и Рыбчинский не исполняли роли классических крайних полузащитников, а уходили в полуфланги и открывали пространство для подключений Сильянова и Рыбуса.

Скрины сделаны в InStat Scout.

Жемалетдинов сказал, что «Локо» подстроился под ЦСКА и начал контролировать мяч, но до перерыва владение очень часто оказывалось стерильным. Иногда проблемы создавал сам «Локо» (например, Куликов опускался на одну линию с Бариновым – так перед или около одного Заболотного могло возникнуть аж четыре игрока соперника), но казалось, что у команды Николича в целом не очень много инструментов для доставки мяча к чужой штрафной.

63,5% передач «Локомотива» в первом тайме были сделаны в средней трети – перекатов между Магкеевым, Мурило, Бариновым, Куликовым и Рыбусем было слишком много. Несмотря на огромный перевес «Локо» во владении и количестве касаний мяча (377 на 222), до перерыва Камано реже всех полевых игроков встречался с мячом, а Смолов из футболистов ЦСКА по этому показателю опередил лишь Мухина и Чалова. Рыбчинский большую часть первого тайма тоже был выключен из позиционных атак «Локомотива».

6. При этом нельзя сказать, что у «Локомотива» вообще не было интересных розыгрышей в позиционных атаках. Во-первых, доставка мяча к финальной трети шла лучше, когда Куликов поднимался выше Баринова, находил свободное пространство и пасовал в одно-два касания дальше. 

Во-вторых, «Локомотиву» помогала относительная свобода Смолова. Конечно, в паре с Камано Федор гораздо реже убегает за спину, чем партнер по атаке – а в первом тайме против ЦСКА пространства за спинами Дивеева и Бийола было не очень много. 

Поэтому в такой игре более эффективны были отходы Смолова в опорную зону (она могла пустовать, если Мухин выдергивался за кем-то из соперников или при даже относительной резкой смене флангов «Локомотива» при атаке – Обляков и Бистрович не страховали, плюс Бийол не всегда решался играть в прием). 

Из 19 касаний до перерыва Смолов лишь 2 сделал в чужой штрафной.

Единственный удар с игры в матче Смолов нанес именно после отхода в опорную зону ЦСКА. Это атака на 16-й минуте была связана с еще одним приемом, которым «Локомотив» периодически (кажется, можно было чаще) пользовался по ходу первого тайма – выдвижение Мурило с мячом за центральный круг.

Так как в первом тайме ЦСКА практически не прессинговал и выстраивался по 4-5-1, Мурило и Магкеев получали достаточно возможностей для движения с мячом к финальной трети. В первой половине первого тайма этим пользовался только Мурило (однажды чуть не обрезал – Бистрович перехватил передачу на Рыбчинского, но не сумел организовать быстрый отрыв), ближе к перерыву Магкеев стал смелее, но этого явно не хватало. 

7. Даже если «Локомотив» доставлял мяч к штрафной за счет действий Куликова, Смолова или выдвижения одного из центральных защитников, к воротам Акинфеева команда Николича подбиралась все равно в основном за счет навесов.

Реклама 18+

До перерыва «Локо» сделал 10 передач в чужую штрафную с игры – лишь 3 из них шли низом, причем до адресата дошла только одна. Это была передача Жемалетдинова на Камано в добавленное время – Франсуа прекрасно открылся в зону за спиной Бийола, которую не успевал страховать Дивеев. ЦСКА спасла перекладина. 

Остальные 7 передач «Локо» с игры в штрафную в первом тайме – навесы, причем чаще всех подавал Сильянов (3). Отчасти из-за того, что подавляющее большинство из этих передач готовились на правом фланге, в первые 45 минут очень ярок был Бийол, ближний центральный защитник ЦСКА к этой зоне. 

Бийол четыре раза выиграл силовую борьбу, еще раз подстраховал партнеров и выбил мяч на угловой после заброса Сильянова на Смолова. В этом смысле с Березуцким точно можно согласиться – на относительно новой позиции Яка был неплох.

8. В отличие от ЦСКА «Локомотив» эпизодически включался в прессинг (обычно после передачи крайнего защитника на центрального, либо на не первый пас Дивеева/Бийола на партнера по центру обороны) и перекрывал Мухина (Смолов и Камано передавали его друг другу в зависимости от зоны, в которой находился мяч), но это не приводило к большому количеству потерь армейцев на своей половине. 

InStat насчитал у ЦСКА 6 потерь до центрального круга в первом тайме, однако они случались либо после выносов к центру поля на Заболотного, либо это были передачи в аут (даже если этот пас делал Мухин под прессингом, это было не опасно, хотя и говорило о дисциплинированности «Локомотива»).

На старте второго тайма ситуация изменилась – кажется, что «Локо» стал чуть агрессивнее встречать соперника у его штрафной при потере мяча, а попытки выйти через короткий и средний пас или даже обычные выносы игроков ЦСКА приводили к потерям. С 46-й по 59-ю минуту ЦСКА те же шесть раз отдал мяч «Локомотиву» на своей половине, причем это уже приводило к реальному давлению на ворота Гильерме – например, затяжной атаке с заблокированным ударом Камано и ударом Сильянова в ближний угол, с которым справился Акинфеев. 

9. До 59-й минуты «Локомотив» вроде бы контролировал игру, но почти не создавал остроту – кроме ударов Камано и Сильянова в одной атаке, команда Николича нанесла еще всего один удар из штрафной. Тот самый удар Камано в перекладину в самом конце первого тайма.

Реклама 18+

На 58-й минуте Камано и Дивеев столкнулись в борьбе в центре поля, а затем Тикнизян совершил тактический фол, прихватив Жемалетдинова. Кажется, это цепь самых недооцененных эпизодов матча.

Пока Камано и Дивееву оказывали помощь, Баринов, Рыбчинский и Жемалетдинов подбежали к скамейке «Локо» за водой – и в момент водопоя Николич каждому из них что-то объяснил.

Игра возобновилась – Дивеев и Камано делали первые шаги на поле, когда атака «Локомотива» уже началась. Мухин ситуативно сел в центр обороны, заняв место Дивеева.

Дивеев успел вернуться на свою позицию, гол «Локо» пришел после нескольких рикошетов, но и, конечно, его не назвать случайным. Чалов пропустил Куликова, даже не пытаясь сфолить, Обляков проиграл в жесткости Жемалетдинову, Бистрович – Куликову. На концентрацию Дивеева тоже наверняка повлияло оказание помощи и возвращение на поле прямо к опасному моменту у своих ворот. 

Второй фактор важности паузы из-за оказания помощи Дивееву и Камано – во время водопоя Николич поменял схему «Локомотива» и позиции Жемалетдинова, Рыбчинского и Камано. О роли Франуса мы узнали чуть позже (в голевом эпизоде он не участвовал), но сразу увидели, что Рыбчинский перешел направо, а Рифат – на позицию десятки. 

Как раз на позиции десятки Жемалетдинов и получил первый пас от Куликова – в первом тайме он не оказывался в этой зоне.

10. Переход «Локомотива» на 4-2-3-1 с тройкой Рыбчинский – Рифат – Камано под Смоловым совсем прижал ЦСКА к воротам Акинфеева. Сразу после изменения схемы на 59-й минуте и до выхода Дзагоева, Бохинена и Влашича на 68-й владение «Локо» составляло фантастические 84,8%. Команда Николича нанесла 5 ударов – и среди них был не только второй гол, но и еще один опасный удар Рифата, и две попытки Рыбчинского с позиции правого нападающего. 

Реклама 18+

Шок: с 59-й по 68-ю минуту ЦСКА совершил только 3 касания на чужой половине. В штрафной Акинфеева команды касались мяча по 7 раз – тоже полная катастрофа для армейцев.  

11. «70 минут мы полностью контролировали игру. Но потом произошли такие замены у ЦСКА, когда вышли Влашич, Дзагоев, Эджуке. И последние двадцать минут игра поменялась в их сторону», – сказал Николич после матча.

Супертрезвая оценка: после 68-й минуты «Локомотив» не нанес ни одного удара. После выхода Дзагоева (в большей степени), Влашича и Бохинена ЦСКА однозначно был лучше: 9-0 по ударам, 21-5 по передачам в штрафную, 33-2 по касаниям в ней.

Дзагоев, Бохинен и Влашич вышли вместо Тикнизяна, Бистровича и Мухина. Обляков сел на левый фланг обороны, Дзагоев, Бохинен и Влашич составили трио в центре поля, в котором Алан формально играл ниже всех. 

Дзагоев действительно чаще других участвовал в развитии атак (лучший вместе с Марио Фернандесом по касаниям, второй после Марио по передачам), но оказывался и у штрафной Гильерме, особенно в последние пять минут, когда ЦСКА максимально ее насытил.

Давление на штрафную Гильерме было серьезным – очень ярок был Эджуке, вышедший на 56-й минуте вместо Ахметова и нанесший 3 удара (2 – мимо, 1 – заблокирован). Но один из двух самых опасных моментов ЦСКА пришел после отскоков и индивидуальных действий Чалова – Федор все сделал хорошо, но немного не попал в створ. 

12. Николич отвечал на замены Березуцкого. Сначала – по позиции: вместо Жемалетдинова вышел Миранчук. Затем – ситуативно, увидев давление на правом фланге, где Марио Фернандес уже постоянно оказывался у угла штрафной «Локомотива». 

Опасный удар Фернандеса был связан с недоработкой Камано. Почти сразу после этого эпизода Николич заменил Франсуа на Пабло, передвинул Миранчука налево, Магкеева – в опорную зону, а Куликова – на место десятки. 

Конечно, «Локомотив» не снизил нагрузку на свою штрафную (да и на фланг, где противостоял Фернандес), но действия Николича были логичны: сняли недобегающего игрока, добавили мощи в штрафной за счет Пабло. 

13. Топ-3 игрока матча – Смолов, Куликов и Жемалетдинов. Пожалуй, именно в такой последовательности: Рифат забил победный гол, создал момент для Камано в первом тайме и для себя во втором, но на протяжении всей игры Смолов и Куликов были важнее и заметнее в структурах «Локомотива».

Реклама 18+

14. «Не самая лучшая игра ЦСКА, но второй тайм оказался достаточно позитивен. Может, «Локомотив» играл хорошо, может, мы играли не до конца правильно. Где-то не хватало конструктива, особенно в начале атак, но с заменами он появился», – отметил Березуцкий после матча. 

В конце ЦСКА мог отыграться, при этом по ходу всего матча у ворот Акинфеева не возникало большого количества моментов. Вроде бы такие итоги можно не признавать неудовлетворительными, учитывая статус соперника и перестройку армейцев, но это сложно сделать даже с натяжкой. 

Второй матч подряд ЦСКА легко отдает мяч, задумываясь об атаках на пространстве. Но, во-первых, у армейцев их не было и по ходу матча с «Уфой», и в матче с «Локомотивом», лучшие отрезки ЦСКА проводил на мяче с Дзагоевым в составе.

Во-вторых (и это гораздо печальнее), совсем непонятна основная оборонительная идея. ЦСКА не прессингует – это очевидно. Но на своей половине команда Березуцкого и не садится очень низко в двух блоках, оставляя пространство между линиями – у «Локомотива» им пользовался Смолов. 

Отсутствие генеральной идеи, ну или непонимание ее игроками – главный итог матча, даже если бы он закончился 2:2.

Телеграм-канал/твиттер Дорского

Каждый гол Бистровича – красота. Он стреляет только по девяткам и говорит, что «штрафной» – любимое слово на русском

Крыховяк – по-прежнему топ РПЛ. При Николиче он успевал везде, но пока есть вопросы по роли в «Краснодаре»

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко