Трибуна
13 мин.

Он спас «Баварию» от банкротства, финансировал легендарный «Сантос», дружил с Пеле, но умер забытым

От редакции: вы в блоге Fußballgott, это территория немецкого футбола и его истории. Подписывайтесь и ставьте плюсы!

ХХ век – эпоха великих клубных президентов. Пока футбол не стал индустрией с миллионными доходами, именно руководители клубов с их управленческими талантами, опережающими время идеями, футбольным и экономическим визионерством были главной движущей силой развития игры.

Имена некоторых выдающихся президентов на слуху до сих пор, они были увековечены в названиях стадионов и улиц – Сантьяго Бернабеу и Висенте Кальдерон в Мадриде, Констан Ванден Сток в Брюсселе, Франц Кремер в Кельне...

Одним из ярчайших футбольных функционеров середины ХХ столетия был Роланд Эндлер, бывший руководитель мюнхенской «Баварии» и бразильского «Сантоса».

Надежная сварка

Талантливый инженер-электрик и предприниматель, страстный любитель футбола, Роланд Эндлер был владельцем предприятий по производству и продаже сварочного оборудования.

Промышленник из рейнского города Нойсс, где находились две его фирмы, Elektro-Schweiß-Industrie GmbH и Neue Schweißtechnik Roland Endler GmbH, разбогател на волне немецкого экономического чуда, колоссального послевоенного подъема Западной Германии. Страна восстанавливалась, надежная сварочная техника была нужна повсеместно. Особенным успехом Эндлера стали сделки с немецкими автозаводами – в частности, сварочные выпрямители производства его фирмы массово использовались на заводах «Фольксваген» и «Опель».

Продукция Эндлера вышла на европейский рынок, немецкий промышленник начал экспансию в США (впрочем, весьма скромную) и Южную Америку, где добился успеха не только в основном бизнесе.

Сварочный выпрямитель марки Roland Endler в музее завода «Фольксваген» в Вольфсбурге

Масштаб инженера Эндлера можно представить по тому, что он стал почетным членом Мюнхенского технического университета. А масштаб связей Эндлера в мире футбола поможет понять следующая история.

Спасение полковника Графа

В начале 50-х годов к Роланду Эндлеру обратился главный тренер сборной ФРГ Зепп Хербергер. Просьба тренера была не совсем обычной – пристроить на работу отставного полковника люфтваффе Германа Графа.

Герман Граф – один из самых знаменитых летчиков Второй мировой войны. В молодости Граф играл в футбол и даже был кандидатом в сборную Германии, однако из-за травмы был вынужден расстаться с игрой.

Во время войны прославленный летчик-ас Герман Граф был одержим идеей спасения от фронта лучших немецких футболистов, с многими из которых он был знаком лично. В своей части он создал футбольную команду «Красные охотники», куда пристраивал известных мастеров, зачастую получая информацию от Хербергера, который всю войну пытался делать так, чтобы лучшие немецкие футболисты не попадали в боевые фронтовые части. В частности, за «Красных охотников» выступал Фриц Вальтер, будущий капитан сборной ФРГ и чемпион мира 1954 года.

После войны Граф попал в советский плен и постепенно стал ярым антифашистом. Вернувшись домой, Граф отстаивал идею ошибочности развязанной Гитлером войны, прямо говорил об участии немецких военных в преступлениях против мирного населения, призывал к покаянию. Своими убеждениями и действиями Граф вызвал жесткое отторжение в кругу бывших сослуживцев и многих высокопоставленных чиновников ФРГ.

Бывший национальный герой оказался никому не нужен, Граф не мог найти работу. Тогда-то Хербергер, знавший и Графа, и Эндлера еще с довоенных времен, попросил бизнесмена пристроить отставного полковника.

Эндлер назначил Германа Графа на скромную должность в отдел продаж отделения своей фирмы в Штутгарте. Граф великолепно проявил себя и спустя несколько лет руководил сетью продаж Эндлера на юго-западе ФРГ.

Реклама 18+

Роланд Эндлер – президент «Баварии»

С середины 50-х годов Эндлер жил в Мюнхене, болел за «Баварию» и был членом клуба. В то время «Бавария» даже по региональным меркам не была грандом. Единого чемпионата в ФРГ еще не было, мюнхенцы играли в Оберлиге «Юг», причем в 1956 году даже умудрились занять последнее место и оказаться во втором дивизионе регионального чемпионата.

Экономическое положение клуба было чрезвычайно шатким. Дело дошло до того, что в 1957 году «Бавария» собиралась отказаться от участия в Кубке Германии, так как не хватало денег для поездки на выездной матч. Эндлер оплатил вояж из своего кармана. Затраты того стоили – мюнхенцы успешно преодолели все стадии турнира и сенсационно выиграли трофей.

«Бавария» – обладатель кубка ФРГ 1957 года

В апреле 1958 года состоялось очередное собрание членов клуба, которое вошло в историю, как «Штурм в пивном подвале». Мероприятие было организовано в знаменитой пивной «Левенбройкеллер» и проходило чрезвычайно эмоционально.

Действующий руководитель «Баварии» Альфред Райтлингер, по основному месту работы чиновник министерства сельского хозяйства федеральной земли Бавария, подвергся жестким нападкам со стороны членов клуба. Райтлингеру ставили в вину плачевное финансовое положение, хаотичную кадровую политику, большие долги «Баварии», присвоение клубных денег и незаконные «серые» выплаты футболистам.

Выяснилось, что в неизвестном направлении утекли почти 20 тысяч марок, по тем временам большая сумма. Райтлингер и клубный кассир Планк регулярно платили футболистам деньги, выражаясь современным языком «в конверте», часть которых, видимо, функционеры получали затем обратно.

Также Райтлингера уличили в том, что, будучи высокопоставленным региональным чиновником, он бесплатно пользовался железнодорожным транспортом, но при этом брал деньги из клубного бюджета, якобы как компенсацию за проезд. Райтлингер и Планк были вынуждены сдать членские билеты «Баварии». Райтлингера также уволили с основного места работы в министерстве и приговорили к семи месяцам тюрьмы за финансовые махинации.

Спортивный суд Немецкого футбольного союза оштрафовал «Баварию» на 10 тысяч марок за двойную бухгалтерию и снял с команды 9 очков за финансовые нарушения. «Бавария» оказалась в тяжелейшем финансовом и организационном положении. Клубу были остро нужны деньги, и, что еще важнее, умный человек, который вывел бы «Баварию» из кризиса. По предложению большей части членов новым президентом с полномочиями на четыре года был избран Роланд Эндлер.

Однако был один нюанс: Эндлер вовсе не собирался становиться клубным боссом и даже не присутствовал ни на «Штурме в пивной», ни на выборном голосовании. О том, что его избрали президентом, Эндлер узнал... из телеграммы, которую получил у себя на заводе. Отказать любимому клубу в помощи он не мог и взялся разгребать завалы, оставшиеся от предшественников.

Первым делом Эндлер за свой счет оплатил все штрафы, висевшие на клубе за просроченные ранее платежи. Погасив денежный штраф от DFB, Эндлер подключил к делу адвокатов, и тем удалось сократить наказание с 9 очков до 4. Следующим шагом Эндлер и его юристы договорились о рассрочке выплаты всех прочих долгов «Баварии» в течение ближайших трех лет.

Президент «Баварии» Роланд Эндлер. Фото предоставлено Фондом Курта Ландауэра

Разбираясь в клубном финансовом хаосе, новый президент не забывал и о селекции. Он пригласил в «Баварию» знаменитого в те годы австрийского тренера Адольфа Патека, апологета атакующего футбола, который успешно работал в «Карлсруэ» и франкфуртском «Айнтрахте». По просьбе Патека Эндлер договорился о переходе в «Баварию» чемпиона мира 1954 года полузащитника Карла Мая и техничного венгерского форварда Яноша Замбоки, который стал лучшим бомбардиром команды. В сезоне-1958/59 «Бавария» даже с учетом заведомой потери четырех очков заняла четвертое место, что стало лучшим результатом команды за 10 лет.

Результативный футбол «Баварии» стал привлекать на трибуны толпы болельщиков. Этому способствовало то, что Эндлер каждый год укреплял состав команды яркими футболистами. Летом 1960 года в результате хитроумной комбинации в команде оказался один из молодых талантов ФРГ, защитник из Ганновера Вернер Ольк, который со временем станет капитаном и вожаком той команды, где будут блистать Беккенбауэр, Мюллер, Майер.

Большой ажиотаж вызвал приезд в Мюнхен форварда Милоша Милутиновича, одного из трех знаменитых братьев Милутиновичей, звезды «Партизана» и сборной Югославии. Милош Милутинович был участником двух чемпионатов мира, блестяще проявил себя в недавно созданном Кубке чемпионов. В одном из матчей турнира футболист забил три гола «Реалу». Милутинович считался одним из лучших европейских нападающих 50-х годов.

Реклама 18+

Однако у югослава были серьезнейшие проблемы со здоровьем – талантливый футболист страдал тяжелой болезнью легких, грозившей смертью. Эндлер гарантировал Милутиновичу лучшие медицинские условия и сдержал слово. Президент «Баварии» оплатил операцию, последующее лечение и восстановление. После Мюнхена, где Милутинович забил за полтора года всего пять мячей, он отыграет на высшем уровне еще шесть сезонов во Франции и родном Белграде. Впоследствии Милутинович, который со временем стал известным тренером, как и его брат Бора, неоднократно будет благодарить Эндлера за спасение не только карьеры, но и жизни.

Благодаря президенту к весне 1962 года клуб расплатился со всеми долгами и постепенно собрал очень хорошую команду, показывавшую яркую игру.

В сезоне-1961/62, последнем при президенте Эндлере, «Бавария» заняла третье место в Оберлиге «Юг», это был лучший результат мюнхенцев за все послевоенное время. Баварцам не хватило всего трех очков для попадания в финальный турнир, где в те годы определялся чемпион страны.

Новый тренер Хельмут Шнайдер, ярко игравший за «Баварию» еще до войны, продолжил курс на атакующий футбол. Замена на тренерском мостике Патека на Шнайдера стала, пожалуй, первым случаем в истории немецкого футбола, когда тренера поменяли из-за того, что он разругался с болельщиками. Непростой в общении, язвительный австриец Патек неоднократно вступал в словесные конфронтации с публикой и постепенно его стали очень сильно не любить. Эндлер пытался сгладить углы, но был вынужден убрать Патека.

Шнайдер был одним из лучших немецких клубных тренеров послевоенной поры. Вершиной его карьеры были два чемпионских титула, выигранные с дортмундской «Боруссией» в середине 1950-х. Приглашение именитого специалиста, да еще и в прошлом игрока «Баварии», привлекло на трибуны еще больше людей.

В те годы, когда футболисты и тренеры после матча шли с болельщиками в одну пивную, а основным источником клубных доходов были продажи билетов, хорошие отношения с фанами и привлекательный атакующий футбол были очень важны. Президент Эндлер это отлично понимал и требовал от тренера и футболистов яркой, результативной игры. Образцом для него были сборная Бразилии и «Сантос».

Эндлер впервые оказался в Бразилии, когда открывал в Южной Америке представительство своей фирмы. Немца потряс бразильский футбол: «Совершенно невероятно, сколько в Бразилии классных игроков! Однажды в маленьком городке в джунглях я видел матч двух команд, названия которых в Европе никто и не слышал. Однако даже самый слабый футболист любой из этих команд был бы у меня в «Баварии» звездой!».

Реклама 18+

Эндлер установил контакты с бразильскими клубами и первым привез их в Германию. В Мюнхене были сыграны три товарищеских матча, каждый из которых прошел при аншлаге.

24.05.1959: «Бавария» – «Коринтианс» 2:3

18.10.1960: «Бавария» – «Байя» 1:6

17.05.1961: «Бавария» – «Сантос» 2:3

Афиша матча «Бавария» – «Сантос». Фото предоставлено Фондом Курта Ландауэра

Перед каждой игрой Эндлер устраивал большой прием в своем загородном имении в Альпах. У дома развевались немецкий, баварский и бразильский флаги, радушный хозяин сердечно принимал гостей. У Эндлера сложились прекрасные отношения с руководителями бразильских клубов и футбольной федерации.

Завершение работы Эндлера в «Баварии» получилось неожиданным. Перед очередными выборами президента в 1962 году Эндлер попросил членов клуба о годовой паузе в работе – ему требовалось время, чтобы плотнее заняться развитием основного бизнеса и реализовать несколько зарубежных проектов. Новым президентом «Баварии» (временным, как поначалу предполагалось) был выбран строительный магнат Вильгельм Нойдеккер. При этом Эндлер продолжал тратить свои деньги на нужды клуба. Однако Нойдеккер вовсе не собирался довольствоваться временным статусом. Вокруг него сложилась оппозиция Эндлеру, схватка в борьбе за власть привела к конфликту. В ноябре 1962-го Эндлер объявил, что не будет возвращаться на пост президента клуба и отказался от предложенной должности почетного президента.

За годы президентства Эндлер спас «Баварию» от банкротства и заложил финансовый фундамент развития клуба. Совсем скоро мюнхенская команда с Беккенбауэром, Зеппом Майером, Гердом Мюллером и другими ярчайшими футболистами вознесется к футбольным вершинам.

«Сантос» и Пеле

«Сантос» начала 1960-х годов – сильнейшая команда мира.

Пеле, Зито, Пепе, Жилмар, Коутинью и их партнеры под руководством тренера Лулы показывали блестящий футбол. «Рыбы» много раз побеждали в чемпионате штата и национальном кубке, дважды выигрывали Кубок Либертадорес и Межконтинентальный кубок. Команда из небольшого портового города была олицетворением бразильского футбола, футбола высшего класса.

Реклама 18+

Почтовая марка, посвященная победам «Сантоса» в Кубке Либертадорес в 1962 и 1963 годах

Богатые клубы из Европы предлагали контракты звездам «Сантоса», однако благодаря Роланду Эндлеру клубу удавалось сохранить своих футболистов.

Эндлер обожал «Сантос». Немецкий бизнесмен не только обеспечивал финансирование, но и фактически представлял интересы клуба на международной арене: помогал привлекать спонсоров и организовывать турне по разным странам мира. За заслуги Эндлеру было присвоено звание почетного президента клуба, в 1964 году немец стал почетным гражданином города Сантос.

За годы сотрудничества с «Сантосом» Эндлер сдружился с Пеле. Дружба функционера и футболиста была настолько близкой, что Эндлер организовал для Пеле свадебное путешествие по Европе. Лучший футболист мира с супругой Роземери жили в доме Эндлера в пригороде Мюнхена, гостили в имении в Баварских Альпах и провели несколько недель в доме немца в итальянском курортном городке Риччоне.

Пеле с женой Роземери в мюнхенской пивной «Хофбройкеллер»

Эндлер лично за рулем своего лимузина возил новобрачных по достопримечательностям Европы. Апофеозом стала аудиенция Пеле и его супруги у Папы Римского Павла VI.

Пеле несколько раз посещал предприятие Эндлера в Нойссе. Хозяин фирмы посвящал бразильца в нюансы ведения бизнеса, объяснял основы менеджмента, маркетинга, финансов. Во многом благодаря Эндлеру Пеле преуспел по окончании футбольной карьеры, выстроив целую бизнес-империю вокруг своего имени. В первой половине 60-х Эндлер и Пеле всерьез рассматривали идею, что по окончании карьеры бразилец станет руководителем заграничного бизнеса Эндлера.

В те же годы в немецкой прессе активно муссировался слух, что якобы Пеле может подписать контракт с каким-то из клубов Бундеслиги. Чаще других фигурировали «Кельн», на тот момент образец организации и финансово-экономической деятельности, и менхенгладбахская «Боруссия» тренера Хеннеса Вайсвайлера с его ярчайшим атакующим футболом.

В 2012 году, выступая в ток-шоу на канале Sky, Пеле признался, что мог переехать в Германию: «У меня были предложения из Мадрида и Милана, однако самое детальное и конкретное получил от мюнхенской «Баварии». Роланд Эндлер, еще будучи президентом клуба, предложил мне контракт и прямо сказал: «Если ты когда-нибудь захочешь приехать в Мюнхен, то мы все организуем». Я был очень благодарен Роланду, но прекрасно чувствовал себя в Бразилии и не хотел уезжать».

Последние годы

Роланд Эндлер отошел от оперативного управления бизнесом на рубеже 1970-80-х годов. Последние годы он жил в Германии и Италии и умер забытым 27 августа 2003 года в своем мюнхенском доме.

Реклама 18+

«Бавария», которая обязана существованием Роланду Эндлеру, посвятила бывшему президенту короткое сообщение в ленте новостей на официальном сайте, даже не упомянув о заслугах функционера перед клубом.

Лишь спустя несколько лет болельщики «Баварии» из Фонда Курта Ландауэра нашли могилу Эндлера и написали эссе о бывшем президенте клуба.

Могила Роланда Эндлера на Лесном кладбище Мюнхена. Фото предоставлено Фондом Курта Ландауэра.

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst