Реклама 18+
Реклама

Как Ред Булл уничтожал Аустрию Зальцбург

Modern Football и смерть традиций

Перевод статьи: The Football Supporters Federation // Modern Football and the death of history. С небольшими дополнениями.

Представь себе следующую ситуацию. Ты выдвигаешься на первый в сезоне матч своей команды, одет как обычно – клубная футболка, шарф, флаг – но идешь ты, только для того чтобы услышать от «своего» стюарда: «а тебе здесь не рады, парень». Ситуация может показаться смешной и нереальной, но именно в такой ситуации оказались фанаты Аустрии Зальцбург этим летом (2005), после того как их клуб забрали производители всем известных напитков.

 

А дальше началось великое противостояние между миллионами долларов компаний, преследующих свои корпоративные интересы и группой местных футбольных фанатов, сражающихся за свою клубную идентичность. Учитывая такое соотношение сил, очевидно, что победителем могла стать только одна сторона. А может быть…

Несмотря на то, что Аустрия Зальцбург, конечно, не претендует на звание главной команды Австрии, её форма и цвета, несомненно, одни из самых узнаваемых, а фанатский движ один из лучших в стране.

Славная история команды началась еще в 1933 году. В раздираемой гражданской войной Австрии команда образовалась путем слияния двух противоположных по политической ориентации клубов. Заводской Рапид Зальцбург объединился с буржуазной Гертой Зальцбург. Нейтральная политическая позиция нового клуба была закреплена фиолетовым и белыми цветами прямо в тот момент, когда Австрия попала под мощное влияние нацисткой Германии.

Проведя большую часть своих послевоенных сезонов в топе Австрийского футбола, главный успех Аустрии Зальцбург пришел в 1990-х когда главным тренером стал Отто Барик: три титула в австрийской лиге, участие в квалификации Лиги Чемпионов, участник финала против Интера на Сан Сиро в 1994, первая австрийская команда, которая выбила немецкую команду из европейского кубка (Айнтрахт).

 Состав Аустрии Зальцбург. 1993 год.

Но период успеха и относительного процветания был, однако, не долгим. В самом начале 2000-х уровень задолженностей стал очень серьезным и клуб был на грани потери лицензии, что, по законам Австрийского профессионального футбола приравнивалось к автоматической переквалификации клуба в любительский.

Поэтому ни для кого не было неожиданностью, что большинство болельщиков поначалу было радо инициативе дельцов из Ред Булла взять под свое крыло Аустрию. Сразу же был назначен новый тренер, было куплено 15 новых игроков. Звезды из Англии, Германии и Чехии. Новое руководство клуба метило в финал Лиги чемпионов.

Но на этом трансформация клуба не закончилась. Сначала клуб полностью сменил название на Ред Булл Зальцбург. Как не печально, но это тоже не стало неожиданностью. Это обычная практика для Австрии, когда спонсор влезает в название команды. Затем Ред Булл представил новую форму и новую эмблему, клуб также поменял традиционные «фиолетово-белые» цвета на корпоративные «красно-белые».

"За эти цвета мы пойдем на всё!"

Домашние игры превратились в «вечеринки», включающие в себя диско-стайл лазер шоу, приземления парашютистов прямо на поле, и участие в открытии матчей разных звезд из телевизора.

Хотя понятное дело, что все происходившее для фанатов было невыносимо, но еще терпимо, по сравнению с тем что началось позже. Новые владельцы клуба вскоре дали четко понять свои намерения порвать все связи с прошлым Аустрии. Клубные источники стали заявлять о том, «что у Ред Булла Зальцбург еще нет никакой истории и нет никаких традиций». Для всей богатой истории Аустрии отвели лишь маленькую вкладку на сайте нового клуба под названием «истоки».

И вот тогда всем старым поклонникам Аустрии Зальцбург стало ясно, что их обедневший клуб просто стал пешкой в мировой бизнес-игре.

Активные действия фанатов начались с создания инициативной группы «Initiative Violett-Weiss», главной целью которой было защита традиционных ценностей Аустрии Зальцбург через мирные протесты. Первоначальные акции «бело-фиолетовой инициативы» получили мощный отклик в местных СМИ и большую поддержку от многих европейских фанатов, по большей части Германии и Италии, которые выступили в поддержку Аустрии под лозунгами «Против Современного Футбола».

  Некоторые акции в поддержку Аустрии Зальцбург (США, Германия, Италия, Швеция, Австрия)

Столкнувшись с такими нелицеприятным пиаром, денежные мешки из Ред Булла нанесли ответный удар. Последовали запреты на неугодные баннеры на секторах, например: «Фиолетовый и Белый с 1933». Вся фанатская трибуна была забанена и отправлена на сидячие места.

Дошло до того, что клуб заставлял стюардов не пускать на сектора людей в бело-фиолетовой атрибутике, расценивая их как провокаторов.

Протестная акция с выбрасыванием пиротехники на поле стала поводом для более жестких мер со стороны руководства нового клуба. Более 50 человек были забанены пожизненно, а 6 из них были привлечены к уголовной ответственности. Среди забаненых траблмейкеров оказалась и бабушка, которой билет достался на день рождения, очевидно, что судили всех без разбора.

Протесты фанатов уже мертвой Аустрии Зальцбург. 2005 год.

Тогда фанаты Аустрии пошли на переговоры с руководством и выдвинули ультиматум из пяти пунктов:

1. Признание и уважительное отношение к истории клуба Аустрия Зальцбург

2. Домашняя форма только в фиолетово-белом цвете

3. Возврат фанатов на Южную трибуну

4. Отмена всех запретов на посещения стадиона

5. Постоянный диалог между болельщиками и руководством клуба

Однако переговоры почти сразу зашли в тупик. «Было совершенно ясно что Ред Булл не собирался идти на компромисс по любому из этих пунктов», - говорит Гарольд Миттмайер, один из основателей «Initiative Violett-Weiss». «Особой издевкой и провокацией был «жест доброй воли» когда во вратарскую форму добавили фиолетовые носки». В целом стало очевидно, что Ред Буллу абсолютно были не нужна старая гвардия болельщиков, в которой они видели только угрозу и лишних раздражителей.

В октябре 2005 большинство фанатов традиционной Аустрии Зальцбург забили на Ред Булл, большинство из них вернуло свои сезонные абонементы по специальной системе созданной для недовольных болельщиков. Так Ред Булл вышел победителем в этом противостоянии, которое для новых владельцев команды было смешной проблемой на пути к полному господству. Теперь у Ред Булла все пошло так, как они и планировали.

Почти сразу новая команда закрепилась в верхней части таблицы. 15 000 тысяч зрителей каждую игру, большая рекламная кампания и всё больше и больше новых фанов стало появляться у нового клуба. Дни матчей Реду Булла Зальцбург были, прямо сказать, далеки от традиционного футбола. Никакой организованной поддержки, никаких песен и зарядов. Тишина и только редкие спонтанные аплодисменты и случайные выкрики. Ред Булл нанял специальных аниматоров, которые заводили толпу и запускали волну по стадиону. Все это очень напоминало другие корпоративные увеселительные мероприятия от Ред Булла, а-ля соревнования по прыжкам на мотоциклах с трамплина.

 

Но что произошло с так называемой проигравшей стороной, с настоящими фанатам Аустрии Зальцбург, с теми кто прохлопал момент, когда их клуб был похищен огромной корпорацией? Теперь свое внимание они направили на другой фронт. Появилась идея создать новый футбольный клуб. Новый Спортивный союз Аустрия Зальцбург должен был возродить великие традиции уничтоженного клуба.

7 октября 2005 года фанаты сделали первый шаг в создании нового клуба. Новый «ФК Аустрия Зальцбург» был успешно зарегистрирован во всех соответствующих инстанциях . Это очень важный шаг для Австрии. Для любого клуба, который становится юридически лицом и хочет вести легальную деятельность, должно быть получено одобрение полиции.

Затем начались переговоры с одним из местных любительских футбольных клубов о слиянии в четвертом любительском дивизионе Австрии. Так как у любительского клуба, как правило, нет никакого суппорта никаких проблем по фанатской стороне вопроса возникнуть не могло. Все переговоры велись на официальном уровне, никаких возражений против слияния со стороны местных футбольных органов не поступало. Помогала также некая симпатия и сочувствие всех к положению, в которое попала Аустрия.

Клубы успешно объединились, и уже в первом сезоне Аустрии Зальцбург побеждает в самом нижнем любительском дивизионе Австрии. При этом за новую команду выступало даже несколько человек с фанатской трибуны.

 

Постепенно, переезжая со стадиона на стадион, Аустрия становится первым зальцбургским клубом, который поднялся на четыре лиги подряд. Спустя 10 лет, в 2015/16 сезоне Аустрия Зальцбург попадает в профессиональную лигу.

Вскоре был написан бизнес-план Аустрии Зальцбург и несколько потенциальных спонсоров заинтересовались поддержкой такого проекта. Также существование клуба не было бы возможным без ежемесячных фанатских взносов в копилку их новой команды.

Нужно сказать, что многие расценили такой поворот судьбы с позитивной стороны. Возможно, факт захвата Ред Буллом их клуба был настоящей удачей. «Ведь у нас всегда был клуб под названием Аустрия Зальцбург, с фиолетово-белыми цветами. На этот раз мы вернем его, но теперь он станет еще лучше, ведь он будет управляться, и принадлежать болельщикам и тем, кому он по-настоящему дорог. Это могло стать тем, чем мы все могли бы гордиться, тот футбол, каким он и должен быть, для настоящих преданных фанатов, а не для денежных мешков».

История бело-фиолетовых – это еще один пример фанатского сопротивления против коммерциализации футбола. Подобная история однажды произошла и в Англии с ФК Уимбилдон и ФК Юнайтед оф Манчестер. Именно их примером и вдохновились фанаты Аустрии. Подобные случаи наглядно показывают нам, что футбол превращается в товар и что наша игра очень хрупка и уязвима в современных денежных реалиях.

Любой болельщик понимает, что вернуть обратно свой футбольный клуб - это очень непростое дело. Понимание того, что «мой клуб больше не мой клуб» непрерывно связан с важным вопросом о том, а что собственно составляет футбольную идентичность клуба и как сами фанаты идентифицируют себя со своим клубом?

Как далеко могут зайти клубы с их коммерческими амбициями? В какой момент принесенные в жертву клубные традиции изменят клуб до неузнаваемости? История, имя, цвета, стадион – важно ли все это? Многие из вас, конечно, никогда не задавались подобными вопросами. Но для тех, кто реально столкнулся с подобной проблемой, как, например, фанаты Аустрии, эти проблемы однажды стали самыми важными. И подобные истории учат нас только одному - жизнь футбольного фаната будет продолжаться, даже если кто-то сверху скажет, что история закончилась.

«Еще много воды унесет за собой Зальцах, но уже совсем скоро мы увидим, как наш футбол возвращается домой! И мы снова все вместе будем стоять на нашей трибуне, фиолетовой и свободной. И мы будем гнать Аустрию вперед, а наши друзья по всему миру увидят, что мы доказали - настоящую страсть нельзя уничтожить и уж тем более купить!» - фанаты Аустрии Зальцбург. 2005 год.

 

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
DER SCHLACHTRUF
+28
Популярные комментарии
Trisha Waits
0
ну скандальчик с баннером и спонсором это тоже не о качестве игры))
Ответ на комментарий Иван Блинов
так статья в первую очередь о фанатах и болельщиках, а никак не о качестве футбола, которые показывает те или иные 11 игрочков.
Иван Блинов
0
так статья в первую очередь о фанатах и болельщиках, а никак не о качестве футбола, которые показывает те или иные 11 игрочков.
Ответ на комментарий Trisha Waits
разумеется, нет XD баннеры рб зальцбург не желают другим зла, а себе - скандала со спонсором (и хоть так попасть в прессу). кстати, почему же вы обошли стороной эту прекрасную историю (о том что некоторые играют в интересный футбол, а другие, увы, только в бирюльки ("тродицыи") и горазды)
Trisha Waits
0
разумеется, нет XD баннеры рб зальцбург не желают другим зла, а себе - скандала со спонсором (и хоть так попасть в прессу). кстати, почему же вы обошли стороной эту прекрасную историю (о том что некоторые играют в интересный футбол, а другие, увы, только в бирюльки ("тродицыи") и горазды)
Ответ на комментарий Иван Блинов
надеюсь вы про Ред Булл
Написать комментарий 5 комментариев
Реклама 18+