11 мин.

«Я буду защищать цвета «Атлетика» до своей смерти». Икер Муньяин отказал «Барселоне», пережил Бьелсу и предан «Бильбао»

Готов стать легендой клуба

«Я никогда не сомневался в том, что хочу остаться в «Атлетике». Очень горжусь принятым решением (о продлении контракта). «Атлетик» покинули некоторые мои хорошие друзья, однако каждый принимает свои собственные решения. Я буду защищать цвета «Атлетика» до своей смерти».

Это – слова Икера в 2014-ом году. Прошло целых шесть лет и через весь скепсис комментаторов Sports.ru, испанец сумел сдержать свое обещание. Сейчас никто и не помышляет о покупке Муньяина, ведь всем и так известно – капитан ни за какие деньги не покинет родное судно в ближайшие годы.

Сам игрок очень сильно изменился за эти шесть лет. Возмужал, пройдя через множество запоев и серьёзнейших травм, и кардинально изменился в психологическом плане. Из щуплого юноши, Икер вырос в бесстрашного бойца, полностью отдающего себя любимому делу. Внешне и вовсе стал напоминать «стандартного» викинга.

А его роман с «Атлетиком» отдалённо напоминает историю любви «Боруссии» и Марко Ройса. Только в случае испанца, привязанность оказалась куда сильнее. А узы крепкими, словно сталь.

Муньяин быстро стал своим. Забивал уже в 16 лет и помогал выбивать «МЮ» из Лиги Европы

Детство Икера Муньяина не пестрило удивительными историями. Он родился в скромном городке Памплона, где и начал увлекаться таким видом спорта, как футбол. Позже его отдали в местный спортивный клуб «Чантреа», где он стремительно прогрессировал и добивался успехов. Но Икер не умел проигрывать и это ещё скажется на его карьере.

«Я спокойно подошел воодушевить его после поражения. А он посмотрел на меня серьезно, и довольно громко сказал: «Ты думаешь, что я приехал сюда, чтобы стать только третьим!? «», – заявлял тогдашний тренер «Чантреа» Колдо Асуа. – Ему было уже целых 13 лет, а мне приходилось на повышенных тонах втолковывать этому пареньку, что неудачи – тоже часть футбола».

Естественно, перспективного левого вингера не могли не замечать скауты других клубов. Тем более, Муньяин постоянно ездил на турниры в Каталонию, где ошивалось множество скаутов великой «Барселоны». Уже тогда вся Испания искала «Нового Месси» в каждой подворотне и юный испанец идеально подходил по всем параметрам – юркий, быстрый, резкий и, что самое важное, низкий. А ещё Икер очень любил возиться с мячом, за что много получал по ногам.

Удивительно, но перед талантливым пареньком открывались все двери. Памплонский футбол оказался для баска настоящей прогулкой, так что семейство Муньяинов решило развивать мальчика именно в этом направлении. На общем столе лежало два контракта – один от богатой и щедрой «Барселоны», а второй от намного более скромного «Атлетика», который, кажется, просто забирал себе всех баскских игроков на автомате.

Семья действительно являлась для игрока чем-то большим, нежели просто близкие люди. Именно родственники повлияли на выбор команды, так как были огромными фанатами «красно-белых львов». Из Муньяинов (хоть и не настолько близких по крову) аж двое побывало в академии клуба. Правда, опыт Адриена и Юлена был достаточно печальным.

Но Икер не побоялся нового вызова – он всегда был самоуверенным мальчиком. Уже в 2005-ом году, Муньяин перебирается в Бильбао и начинает выступления в юношеской команде «львов». Смешно представить, но чтобы пробиться в основу, вундеркинду (по тем временам так казалось почти всей испанской футбольной общественности)  понадобилось всего четыре года. Испанец дебютирует в матче против «Янг Бойз» и забьет победный гол в ворота крепкой швейцарской команды.

И только через два месяца (для него это было большим перерывом) Муньяин забил самый «молодой» гол в истории Примеры. Тогда ему было всего 16 лет и 289 дней – возраст, когда многие из нас ещё и не знают, а что купить на сэкономленную мелочёвку. Это великое (не побоюсь этого слова) достижение побьют довольно быстро – через три года камерунец Фабрис Олинга распечатает сетку ворот «Сельты» всего в 16 лет, три месяца и жалкие шесть дней. Он сейчас, к слову, играет в Бельгии, а этот гол оказался единственным в его испанской карьере.

Да и вторым за всю жизнь камерунского нападающего.

Но вернёмся к Муньяину. После гола в ворота «Реал Вальядолида» (тот самый), на молодого испанца падает огромная гора восторженных отзывов. Звание главной надежды всей страны, конечно, прилагается. Хоть эта популярность была куда тише, нежели у Бояна Кркича. Главный тренер «львов» Хоакин Каппарос восторгался Икером. Оно и понятно – именно испанский специалист рискнул подтянуть мальчика к основе и сорвал джек-пот.

Причина такого решения Хоакина на поверхности – ему была необходима глубина состава. Формулировка от коуча была максимально понятной: «Я хочу посмотреть, как три абсолютно разных состава пытаются ужиться вместе».

Муньяин взобрался в основу очень резко. Уже на матч квалификации в Лиге Европы, испанец выходил на поле и давал Каппаросу дополнительные опции в последней трети поля. Икер первое время выступал на позиции левого вингера, лишь после нескольких травм перейдя в центр поля. У этого решения есть свои причины, но их мы затронем чуть позже.

Первые свои годы Муньяин проводил стабильно на высоком уровне, лишь иногда выпадая из общего рисунка игры. Он был запасным, который звезд с неба не хватал, но надеялся на что-то большее. Оно и не удивительно – стать легендой Бильбао было для испанца не просто мечтой, но и целью. Недаром, его образцом для подражания был Хосеба Эчеберриа – легенда полузащиты местного «Атлетика» (с которым Икер ещё успеет сойтись, но будучи подопечным испанца).

«Хосеба Эчеберриа был для меня настоящим идолом, не меньше. Я часто смотрел его игры по телевизору. Мне нравилось, как он играет, – заявлял Муньяин в начале карьеры. – Мне нравилось слушать указания тренера, находиться в раздевалке с этими людьми. Когда я выходил на поле, то просто продолжал быть собой».

Муньяин продолжал прогрессировать. Но условия для этого прогресса изменились. Когда в баскскую команду приходил Бьелса, то казалось, что Икер станет центром новой системы аргентинского специалиста. Во-первых, испанец уже тогда был на слуху и много играл (30 матчей в старте за последний сезон Каппароса). Во-вторых, его разноплановость позволяла Марсело рассчитывать на построение нескольких стилей игры (основного и парочки запасных).

Романс Марсело и «Атлетика» продлился недолго, но оказался очень плодотворным для обеих сторон. Для аргентинского специалиста это была вторая попытка покорить Испанию (в первой не получилось – Бьелса быстро ушёл из «Эспаньола» ради сборной своей страны) и попробовать свою философию в ограниченной среде. Для клуба приглашение такого наставника означало серьезность нового президента Хосе Уррути (который строил свою предвыборную кампанию и на имени будущего тренера в том числе) и четкую направленность на развитие.

Муньяин был очень юн. Сезон 11/12 не выдался для него выдающимся, но и провальным не стал. Икер быстро развивался и в системе Бьелсы исполнял свою важную роль, которая варьировалась от его позиции на поле. Вадим Лукомский уже писал про удивительное становление Адуриса при Марсело. Да, Ариц действительно вышел на новый уровень, но влияние главного тренера в те годы распространялось не только на него.

Муньяин всю свою карьеру был классным вингером, который обыгрывал соперников за счёт скорости и прекрасной техники. Марсело – первый, кто заметил в Икере и другие качества. Аргентинец начал лепить из чистокровного вингера игрока центральной оси. И это давало результат – всё свои голы в чемпионате 11/12 баск забил находясь на позиции оттянутого форварда.

Но те качества, что принесли Муньяину успех, никуда не делись. Если нужно было давить на фланг – Икер появлялся слева и очень редко на правом фланге (пример: матч с «МЮ» в Англии и оба матча с московским «Локомотивом»). Если необходимо было задавить в центре – испанец проявлялся в этой зоне (успешный матч против «Спортинга» и провальный против «Атлетико»).

Муньяин никогда не был работоспособным полузащитником, но его рывки – гениальны. Икер правильно располагается между линиями, его игровое мышление на запредельном уровне. Чаще всего, позиционная игра «Бильбао» строилась на перемещениях испанца. Но форма игрока была настолько нестабильна, что Бьелса отказывался делать на него основную ставку – юнец был слишком блекл в важнейших для команды матчах.

А Марсело всегда был максимально принципиален.

Бьелса пытался поменять Муньяина и постоянно ставил его в центр, но усилия наставника были тщетны. Все два последующих сезона, испанец стагнировал и всё больше начинал напоминать блеклую тень самого себя.  Всё это привело к тому, что игрок начал буквально забивать на футбол: ухудшилась дисциплина (семь желтых за сезон), а парень сильно просел физически (провел все девяносто минут лишь 9 матчей из 33 и начал часто получать микротравмы). Как итог – два результативных действия за сезон от некогда одного из самых перспективных игроков Испании.

Перед увольнением, Бьелса полностью перестал доверять Икеру: «У Муниаина серьезные проблемы с травмами и дисквалификациями в этом сезоне. При таких раскладах во время его отсутствия шансы получают другие игроки. И если они будут играть успешно, то именно они будут выходить на поле в дальнейшем», – заявил Марсело. – Предположения о том, что в футболе есть незаменимые исполнители, весьма ошибочное». В конце кампании 12/13, аргентинец оставил свой пост.

Задумка Марсело действительно была уникальной – сделать идеального плеймейкера без ярко выраженных слабых мест. Муньяин был быстр, очень умён и техничен, но в абсолютной степени недисциплинирован. Это и отличало его и Адуриса – Ариц работал как проклятый, чтобы стать лучше, а Икер просто расслабился и даже прекрасный тренировочный процесс (о котором лестно высказываются практически все) не смог мотивировать баска.

Серьезные травмы оказались лишь следствием растренированности и подтверждали отвратительную физическую подготовку игрока. Муньяин проведет один прекрасный сезон (11 по системе «гол+пас» на родной позиции слева), а потом сломает кресты. Это поделило его карьеру на до и после.

И это мы ещё не берем микротравмы, которые преследуют Икера до сих пор

Сейчас Муньяин уже повзрослел. Он стал настоящим капитаном «басков»

Если рассматривать карьеру Икера во время травм, то нельзя назвать её ужасной. Игрок выдавал неплохие матчи, попутно получая всё новые и новые повреждения. Звезда испанца тихо угасала в медицинском кабинете «Бильбао». Уже после вторых «крестов», от него отклеились все топы клубы – брать столь травматичного игрока невыгодно. Как бы Икер не был амбициозен и хорош в отдельные моменты.

Его связывали с Англией всю жизнь. Он был талантливым игроком, просто новаторские идеи по его игре пришли слишком рано. Как и он сам. История Муньяина удивительным образом показывает, что с тобой случается, если постоянное развитие перестает быть твоей основной целью.

Сейчас баск изменился. И четко прослеживается это по двум основным моментам:

  • Он принял те изменения, что ему предлагаются и ставит клуб выше себя. Муньяина начали часто заигрывать в центре из-за нехватки игроков в эту зону (потом появится Рауль Гарсия) и тот давал результат. То, что пытался сделать Бьелса, начало работать только через пять лет после его ухода. Перевод вингера в центр был вынужденным – тут его и меньше бьют, и физически меньше нагружают. Икер оказался прекрасным маэстро – через него теперь идут все атаки команды.

Последнюю кампанию игрок и вовсе провел с постоянно меняющейся позицией. Им закрывают всё дыры в атаке, но игрок не перестает быть полезен. Хоть и современный стиль прессинга игроку не подходит – ему не хватает физических данных.

Но его ум всё также остаётся и его главным достоинством по совместительству.

  • Он стал лидером. Капитанская повязка, любовь болельщиков и его высказывания это доказывают. Теперь Икер – главное лицо клуба и единственный человек, который способен говорить о том, что ВАР работает в чью-либо пользу. А ещё Муньяин стал хорошим ориентиром для молодых игроков. Например, для Кордобы, стиль которого максимально схож на раннюю версию именитого соотечественника.

Муньяин продлил контракт, убрал опцию возможного выкупа и заявил: «Мне не нужен этот пункт в контракте, ведь я хочу находиться здесь до конца и не собираюсь никуда уходить. Это – мой дом и я хочу остаться здесь до конца. Хочу отдать максимум себя родному клубу».

Правда, «Атлетик» спас Муньяина, хоть и мог продать хрустальный актив. Роль клуба в становлении таланта сложно переоценить – именно тут Икер прошёл всё стадии своего долгого развития. И я сейчас не только про футбольную составляющую.

Хочется прояснить – Икер не был сверхталантом. Даже те глупейшие секс-скандалы (привет, Де Хеа) не сильно повлияли на его топ-карьеру. Её толком и не было. Муньяин был талантлив, но не травмы помешали ему стать силой на мировой футбольной арене. Он сам себе её сломал.

Но как бы это ни было печально, но жизнь продолжается. Муньяин отпустил прошлое, возмужал, стал сильнее и готов окончательно победить травмы, заменить Адуриса и закрепиться в статусе легенды «Бильбао».

И у него получится. В этом его судьба.