9 мин.

Андрей Бодров: Убеждал Данни не играть на Роналду

Бывший пресс-атташе "Локомотива", главный редактор информационно-аналитического портала «РБ» Андрей Бодров рассказал о своих визитах в Португалию, Марате Измайлове, Эдере, а также о фильме, посвящённому долгожданному чемпионству "железнодорожников" в 2018 году.

- Как часто вы бывали в Португалии?

- Мое знакомство с Португалией началось с Чемпионата Европы-2004. Объездил почти все города-участники. Это фантастический месяц в жизни: впахиваешь как Папа Карло, и в голове только футбол. В дальнейшем не раз работал на матчах еврокубков с участием "Спартака", "Зенита", "Локомотива". Португалия, к слову, моя любимая страна в Европе. Мне там очень нравится.

- Какие места успели посетить и что больше всего понравилось?

- Особое очарование - Лиссабон. Эти улочки, трамвай, кафешки, большая вода... И, конечно, портвейн. И умиротворяющая обстановка, без напрягов. Португальцы - спокойные и более рассудительные, чем соседи испанцы.

- Что видели за пределами городов ?

- Поразил Мыс Рока, это самая западная точка континента. Красивая скалистая местность, здесь хочется задуматься о чём-то важном. Загадал какое-то желание, правда, теперь не помню, какое именно.

Или взять Обидуш. Там тоже скалы, только ещё величественнее. Там проводил сборы «Спартак» при Черчесове. Отель называется «Прайа д’эль Рей», и там сон проходит под громкий шум волн. Там же в мае 2005 года жил ЦСКА накануне победного Кубка УЕФА.

- Вы были в нескольких странах Европы, можно ли назвать Португалию футбольной?

- Конечно, португальцы - футбольная нация. У них высокая культура игры, можно сказать, обаятельная.

- Что может помешать развитию их футбола?

- Если сравнивать с соседней Испанией, могущественной, с финансовыми возможностями и крупным населением, Португалия находится преимущественно в тени. Едва ли португальский футбол опередит экономику своей страны. Всё будет скромно. Но со вкусом.

- Самыми большими клубами всегда были "Спортинг", "Порту" и "Бенфика". Чьи стадионы или базы вы посетили?

- Побывал в расположении всех трёх. Это клубные офисы, кабинеты коммерческих служб, пресс-службы, руководителей селекции. Португальские топ-клубы - крепкое хозяйство, которое имеет внятную инфраструктуру и крепкую вертикаль.

- Получается, вас приглашали в святая святых!

- Не стоит преувеличивать. Португальцы достаточно демократичные, не бюрократы. И стараются уделить время гостям. А во времена «Локомотива», к примеру, случилась удивительная история. Мы провели секретный матч со "Спортингом" на его базе.

- Почему товарищеский матч должен был оставаться в тайне?

- Так решили главные тренеры. Этот матч нигде не снимался, нет ни одной фотокарточки, ни одного видео. Играли, кажется, двумя составами, победу одержал "Локомотив", и гол забил Баринов (он тогда был совсем молодым). Прошло много времени, можно рассказать, эта информация никого не травмирует. А Диме Баринову будет приятно.

- Очень интересно и любопытно. Но все-таки, чья инфраструктура развита больше?

- К 2004 году появились все эти стадионы: "Да Луж» и "Жозе Альваладе", которые готовили к Евро. На тот момент это были самые современные стадионы. Не верится, что прошло 16 лет.

- Удалось ли поговорить с кем-нибудь из участников сборной Португалии 2004?

- Запомнилось интервью с Нуно Гомишем... Он произнес фразу: "Когда мы играем и побеждаем, то думаем о народе. Мы играем для нищих».

- Что он имел в виду?

- Футболисты страны вышли из бедных семей. Риторика Нуно Гомиша удивила своей проницательностью. Он не забывает, кто смотрит футбол, и какие слои населения существуют.

- В нулевые московское "Динамо" подписало достаточно много португальцев: Дерлей, Данни, Нуну Фрешо, Жорже Рибейру, Луис Лоурейру, Сисеру и Тьяго Силва. Вы лично общались с кем-то из них?

- С Данни, но уже после его перехода в «Зенит». К тому моменту он уже очень хорошо изъяснялся на русском языке... С ним можно было обсудить нюансы.

- Например.

- Меня всегда волновала одна деталь. Почему Данни, находясь в сборной, вместо остроумных и смелых решений, которые он принимал в "Зените", ориентировался на других. Конкретно - на Криштиану Роналду. Я подметил, что хорошо помню некоторые игровые ситуации на чемпионатах Европы. Данни то и дело отдавал передачи на Роналду, хотя сам мог обострять, находясь в более выгодной позиции.

- И что вам ответил Данни?

- Он расплылся в улыбке и сказал: "Ты же понимаешь. Это во многом связано с моделью игры и установкой тренера". В общем, я дал установку Данни больше не играть на Роналду. Он только посмеялся.

- Андрей, какое ваше мнение о Роналду?

- После того разговора с Данни я окончательно понял, что Криштиану Роналду такой, знаете ли, коммерческий персонаж для футбола. При всех своих невероятных способностях. Но в сборной Португалии уже лет десять навязывается такая модель: мяч должен оказаться у него, у Криштиану, даже если он вдруг отстал от атаки.

- В чем это проявляется?

- Его чаще других выводят на удар, где-то даже искусственно. Он бьет пенальти, штрафные, это делается для того, чтобы он побил все рекорды и продолжал оставаться иконой. В футболе говорят: все равны, всем по способностям, но на примере сборной Португалии это не так.

- То есть, вы думаете равенство в сборной отсутствует именно из-за Роналду?

- Он гениальный футболист, но когда на него играют все партнеры (это установка для всех поколений), то извините... Во многом этот персонаж - раскрученный.

- В 2016 году сборная Португалии сенсационно переигрывает французов в Париже. Могло ли это стать причиной приглашения Эдера в "Локомотив"?

- Отчасти. Как правило, состоятельный клуб всегда имеет список кандидатов на усиление. И тогда эта позиция оказалась незаполненной. Помимо Эдера были варианты объективно покруче. Но только Эдер имел статус чемпиона Европы, человека, который забил тот самый гол Франции. И это придавало особый шарм переходу в «Локо».

- Как оцениваете его игру?

- Эдер - не самый выдающийся нападающий по европейским меркам, но для «Локо» очень хороший вариант, со всеми необходимыми качествами. Важно, что позитивный парень. Впрочем, в «Локо» он уступал в конкуренции. Для Эдера это был некий «аванс судьбы": он стал чемпионом Европы и гол забил в свой звездный час. И когда Эдер стал автором чемпионского гола «Локо», я не удивился. Он - не гений, но ему дано быть частью великих историй.

- В 90-е и 2000-е годы в Португалии играло несколько наших соотечественников. В том числе и Марат Измайлов. Вы не знаете, как сейчас складывается его жизнь, после возвращения в Россию?

- Говорят, что Марат живет в Португалии. В Москву приезжает раз в два месяца, к родителям. Возможно, это уже устаревшая информация.

- Видели его лично за эти годы?

- Мы с ним встретились как-то в Лиссабоне. От интервью отказался, просто посидели в одном ресторане. Часа четыре пили чай. Говорили о его судьбе, "Локомотиве", российском и португальском футболе. Мы не могли наговориться.

- Как можете охарактеризовать его натуру?

- Он - достаточно интересный и симпатичный человек. И настоящий фанат футбола. Но скажем так, Марат не особенно стремится к обществу, предпочитает уединение.

- Если не секрет, Марат не рассказывал вам о карьере в "Спортинге" и в "Порту"?

- Рассказывал, речь шла и о радостях, и о печалях. В целом, он принял португальский футбол, ему было удобно раскрыться в этом чемпионате, тем более там исповедуется достаточно открытый футбол. И Измайлов в "Спортинге" на определенном этапе был кумиром, его любили и хвалили.

- Наверное, что-то помешало ему стать лучшим?

- Чтобы реализовать себя и стать суперуспешным игроком в Европе, надо иметь не только мастерство и скорость, но и здоровье. У Марата было две проблемы - склонность к травматизму и мнительность. К примеру, кто-то не придаёт значение своим ощущениям перед матчем, не обращает внимания на боль. Кто-то в крови и с переломом будет доигрывать до конца матча. Марат немного другой человек.

- У Марата были проблемы с характером?

- Мне кажется, будь у него крепкое здоровье и стойкая психологическая установка, он мог стать «российским Шевченко». В Украине однажды появился такой дерзкий герой, покоривший Европу. Измайлов не смог стать таким.

- Андрей, в завершении нашей беседы, хотелось спросить про клубное телевидение «Локо». После чемпионского матча с "Зенитом" был выпущен фильм - "14 лет и 3 минуты до победы". Можете коротко рассказать, как пришла такая идея?

- Этот проект за определённый гонорар реализовала сторонняя организация, специализирующаяся на создании документальных фильмов. Мы, как пресс-служба, содействовали продюсерам и операторам. Идея о фильме пришла руководству клуба перед стартом весенней части. Фильм об «особенном сезоне». Это было рискованно, ведь никто не мог гарантировать этого чемпионства.

- Почему рискованно?

- Был очковый запас. Но сильные конкуренты. С точки зрения футбольных примет - можно сглазить, и было бы неправильно делать фильм о победе, когда впереди много туров. С другой стороны, это было необходимо, запечатлеть чемпионский путь, потому что клубные медиа должны были получить поддержку в год чемпионства. Фильм проходил долгие согласования и вышел в свет ближе к 2019 году.

- Как Юрий Павлович изначально отнесся к этой идее?

- Сперва пошёл в отказ. Так и сказал на ознакомительной встрече: не надо съёмок. Потом поворчал, выслушал доводы и всё же пошел навстречу. Он не возражал против операторов в раздевалке, они находились на территории команды, которая обычно закрыта. Чтобы убедить Юрия Павловича в необходимости содействовать съёмкам, я использовал одну метафору.

- Любопытно. Какую?

- Есть такой фильм - "Невозможный Бесков", снятый в конце 80-х годов и вызвавший настоящий фурор. Впервые в истории советской документалистики был показан известный футбольный тренер и его команда без прикрас. Бесков ведёт диалоги с футболистами на тренировках, в перерыве матча. Диалоги порой раздражённые, даже с взаимными претензиями. Настоящий футбольный стресс. Когда фильм вышел, Юрий Павлович был начинающим тренером и, конечно, запомнил его. Вот я и решил ему посоветовать оставить после себя историю. Если Бесков на это пошёл, чем Семин хуже?

- Когда вы поняли, что фильм получился?

- Это была задача съемочной группы - добиться качества. Но однажды я понял, что фактура набирается. Вхожу после матча в раздевалку, а там Влад Игнатьев, весь в крови, и ему доктор зашивает голову. Рядом вижу оператора с камерой, который не растерялся и снимает всё это действо. Ну, думаю, вот это действительно фильм про чемпионство.