7 мин.

Российский Голем

Российский футбол - удивительный феномен, который, имея вид Иова, то есть персонажа, страдающего всеми болезнями сразу, назло всем продолжает существовать. О его болезнях было написано немало текстов, но ни разу не обсуждалась серьезно одна вещь, которая, по моему мнению, является ключевой: болельщики. 

Благодаря создаваемому фону нашими СМИ, при упоминании этого слова в воображении сразу рисуются картины беспорядков. Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что это все неправда, и на самом деле болельщики в своем большинстве хорошие и добрые, кроме небольшой группы маргиналов. Более того, в сложившейся ситуации средствам массовой информации и нечего более про них показать, кроме отдельных позитивных моментов, вроде танца Халка на Невском. 

Почему же так происходит? Ответ на это очевиден: болельщики просто не нужны руководству клубов. Чтобы это понять, сначала стоит посмотреть на маркетинговую политику клубов. В свете полупустых трибун самым актуальным является вопрос, как клубы ищут себе новых болельщиков. Как известно, реклама является двигателем торговли, болельщики - это потенциальные покупатели атрибутики и билетов на стадион, возьмем для сравнения США, футбольная лига которой считается слабой, поскольку туда едут доигрывать возрастные игроки. Вот как выглядит реклама клубов там.  

alt

Есть ли такие рекламные щиты на улицах городов России? Да, есть в Петербурге, в Москве поисковики знают только о щитах Динамо, да и то, которые были установлены несколько лет назад, конечно же они есть в Краснодаре, были установлены в Самаре, когда Крылья вернулись в Премьер-лигу. Стоит ли говорить, что большой рекламы о предстоящем матче еще меньше? Это бросается в глаза даже жителям близкой нам Белоруссии, так пользователь Скай Волк в своей записи о Суперкубке удивляется, почему в Москве отсутствовали афишы, информирующие о матче, ведь вывеска ЦСКА-Зенит достаточно привлекательна, и его удивление полностью оправдано, поскольку в Белоруссии афишы и рекламные щиты - обычное дело, и они есть даже у такого клуба как "Неман", название которого вряд ли что-то скажет российскому болельщику.

Но не одной внешней рекламой куется маркетинговый успех. Может быть руководители клубов работают в направлении привлечения болельщиков через конкурсы-лотереи-призы? Опять мимо, они носят единичный, несистемный характер. В этом году такую акцию провел только Спартак вместе со своим спонсором. Многие вспомнят, что на Петровском или на Металлурге в Самаре проводили розыгрыш среди зрителей, называя сектор, ряд и место победителя, однако, этот розыгрыш был уже среди пришедших, а не среди потенциальных зрителей. Как это не смешно, но самую громкую акцию по привлечению болельщиков проводила давно исчезнувшая "Москва", когда раздавала бесплатно билеты в школах и просила привести с собой маму. Таким образом, нынешние клубы даже не достигли уровня сеятеля кисти Остапа Бендера, призывавшего граждан приобретать облигации госзайма

   

alt

Хорошо, опустим внешнюю рекламу, все таки 21 век, надо использовать по максимуму все достижения прогресса, в частности социальные сети. Да, у каждого клуба теперь есть там свои официальные аккаунты, а также собственные каналы на Ютубе, но что они из себя представляют? Очередной парадокс нашего футбола - самый известный аккаунт в твиттере был у клуба "Енисей", который прославился публикуемыми в нем шутками. Как потом выяснилось, аккаунт был неофициальный, и вел его молодой человек, который впоследствии еще и удостоился в свой адрес нелециприятных слов от одного из руководителей Енисея. Да, иногда происходит что-то необычное, вроде недавней пикировки аккаунтов Зенита и Ростова, однако по факту аккаунты остаются обычными ретрансляторами ленты новостей своего клуба. Что же касается видеоканалов, то большинство из них не выходит за рамки "интервью игроков/тренеров-нарезка голов-репортаж с тренировки". Иногда к этому добавляются ролики об истории клуба, либо анонсы грядущих матчей. Можно выделить каналы Зенита и Рубина, где помимо этого можно найти видео, показывающие игроков в необычной обстановке, либо кадры антуража матча, но не более. Хороший канал был у Динамо, но именно, что был, поскольку его рассвет пришелся на 14-15 годы, когда у них была своя постоянная передача, в которую приглашались не только люди из Динамо (например, Владимир Стогниенко), и обсуждались результаты матчей. Кроме того, у них была своя рубрика с Александром Бубновым, в которой он даже не ставил двойки, а обсуждал с ведущим предстоящий матч команды. В настоящее время все это пропало, а канал вернулся к упомянутой выше схеме "интервью-голы-тренировки". 

К чему эта информация? А к тому, что бейсбольный клуб "Нью-Йорк Янкиз" продал в 2014 году телегиганту "FOX" права на свой клубный канал за 3,9 миллиардов долларов. Представить, что МатчТВ купит какой-нибудь контент с каналов российских клубов, или хотя бы идею, невозможно, что говорит об отсутствии какого-либо интереса у клубов к данному направлению своей рекламы, хотя тот же Ютуб славится своей демократичностью, когда с помощью одной камеры и ширмы отдельные видеоблогеры охватывали миллионную аудиторию и добирались до большого ТВ.

 

alt

Подытоживая написанное, хочется добавить, что упомянутая MLS, имея в конкурентах таких монстров, как NBL, NFL. NHL и NBA смогла в последние годы собрать армию из 75 миллионов болельщиков, про разницу посещаемости стадионов и сумм телевизионных контрактов нашей лиги с американской говорить даже не приходится.

Получается, клубам остается пригласить хороших PR-менеджеров, и после этого футбол преобразится? Возможно, но только не в случае с футболом российским, поскольку отсутствие в нем маркетинга как такового обусловлено простой фразой "болельщик не нужен". Руководство клубов не просто не ценит своих болельщиков, оно относится к ним, как к враждебному элементу, который свалился на его голову. Чтобы доказать этот смелый тезис, стоит обратить внимание на так называемых специалистов по работе с болельщиками. Практически во всех клубах такими специалистами являются бывшие или действующие представители фанатских группировок. Мотивируется это тем, что они имеют авторитет в своей среде, поэтому могут повлиять на фанатов. Что же, какая-то логика в этом есть, только есть несколько "но". Первое - получается, работа с болельщиками сужается до работы с только наиболее их активной частью, а потом кто-то удивляется, почему самая высокая посещаемость остается только на секторах за воротами, а центральные трибуны остаются полупустыми. Второе "но" заключается в том, что представитель фанатской группировки, даже будучи уже сотрудником клуба, остается фанатом, поэтому можно не надеяться на отсутствие пиротехники во время матча. Кроме того, еще не забыта история, когда руководитель департамента по работе с болельщиками Рубина Дмитрий Хрисанов был задержан французской полицией за участие в беспорядках в Марселе, а его подчиненный Азамат Садыков оказался тем единственным, кто зажег файер в матче со Словакией, потом они были уволены из клуба, но самое смешное в этой истории то, что Хрисанов за несколько месяцев до этого получил почетную грамоту от РФС за успешную работу с болельщиками. Хотя, что винить клубы, когда, я надеюсь, бывшее объединение болельщиков возглавлял человек, которого, не смотря на уже достойный возраст, называют исключительно по прозвищу, да еще и почему-то в интернете что ни его фотография, так либо с нацистским приветствием, либо с какой-нибудь немецкой вещью того времени, ну а про его похождения во Франции знает каждый. 

На что же похож этот безумный симбиоз клуба и фанатов? Он похож на тюрьму. Руководство доносит свои пожелания через наиболее авторитетных представителей вверенного контингента, естественно, те имели это руководство в виду. При этом руководство понимает, что совсем без этих подопечных нельзя, иначе тюрьму закроют, и они перестанут получать деньги из бюджета. Так стоит ли здесь вообще о маркетинге говорить, тем более, когда деньги и так стабильно приходят? 

Именно поэтому российский футбол - это голем, искусственно созданное существо, которое способно лишь выполнять приказы своих создателей. Многие надеются, что голем внутри живой или же на его лице вдруг появится слеза, как в фильме про Электроника. Но, все прекрасно помнят, что ожившие в конце персонажи детских сказок достигли этого прежде всего помогая людям, для голема это невозможно, ведь он изначально создан только для подчинения создателям и помогает им обогащаться (за очень редким исключением вроде Краснодара), а если создатели ненавидят остальных, то это будет делать и их творение. 

Естественно, все руководители клубов, услышав про себя такое, скажут, что это все клевета, они очень любят болельщиков и всегда рады полным стадионам, а руководство РФС заявит, что они всячески борются за наш футбол. Полноте, отношение клубов к болельщикам очевидно, а РФС своими решениями на протяжении последних лет, подобно профессору Выбегалло, создавало из существующего голема существо, которое поглощает все больше и больше. Все слова о развитии футбола от них - это не более чем лозунги, которые не уходят дальше бумаги, на которой написаны, поэтому нам остается лишь ждать, когда голема перестанут держать его глиняные ноги.