14 мин.

«Мы вас всех тут переживём». Как дела сейчас у жертвы «Ред Булла» «Аустрии» Зальцбург

Если вы из тех людей, что, приезжая в город, сразу же ищут на автомате глазами какие-то проявления футбольной жизни – стикеры, граффити и всё тому подобное, – то в Зальцбурге вас ждёт удивительное открытие. Оказывается, что в городе по-настоящему есть только один футбольный клуб. И нет, речь вовсе не о команде с девятью чемпионствами в австрийской Бундеслиге подряд и плей-оффом Лиги чемпионов в прошлом сезоне. На улицах Зальцбурга есть только фиолетовая «Аустрия» – любительский клуб из третьего по силе дивизиона, который был убит коммерсантами из «Ред Булла», воскрес и, как гласит девиз, висящий на уютном «Макс-Айхер-Штадионе» прямо над фанатской трибуной, «ещё всех вас тут переживёт».

austria-salzburg.at

История «Аустрии» ведётся с 13 сентября 1933 года – именно в этот день было подписано соглашение о слиянии двух других спортивных объединений, «Герты» и «Рапида» из Зальцбурга, под новым именем, уже тогда популярным для клубов в стране латинизированным вариантом написания названия Австрии. В 1953 году команда впервые поднялась в высший дивизион, хотя первые неуспешные попытки делала ещё во время Второй мировой войны, в 1970-х впервые попробовала бороться за титулы, в 1971/72 году дебютировала в еврокубках, но настоящий успех пришёл в девяностые. 1994 год вошёл в историю клуба: первый домашний титул и первый международный финал, Кубок УЕФА против «Интера» (0:2 по двум встречам). За этим последуют ещё два домашних чемпионства, несколько довольно ярких европейских кампаний, небольшой спад, но вместе с тем и новые надежды – в 2000-м клуб поменял всю систему финансового управления и готовился к случившемуся в 2003 году переезду на новый, построенный специально под Евро-2008, стадион в Вальс-Зиценхайме взамен устаревшего морально и физически «Леэнер-Штадиона» (о том, какая судьба у него сейчас, можно почитать здесь). Будущее выглядело оптимистично.

Воспоминания о лучших годах – так выглядит одна из стен «Клуба 33» , скромной, но очень уютной VIP-ложи на стадионе

Но фиолетовые очки пришлось снять очень быстро: сразу после переезда на новый стадион команда из крепкого середняка превратилась в аутсайдера с дырявым составом и два сезона перебивалась с хлеба на воду, так как идеально разрекламированная новая финансовая схема сразу же начала сбоить, и клуб начал наращивать долги с космической скоростью. К весне 2005 года ситуация стала настолько критической, что боссы начали озираться вокруг в поисках каких-либо экстренных решений, чтобы дело не закончилось банкротством – в лиге ещё не остыл след «Тироля», лопнувшего в 2002 году сразу же после трёх чемпионств подряд. И решение быстро нашлось: 6 апреля 2005 года было объявлено, что 100% клуба переходит во владение концерну «Ред Булл».

Для «Ред Булла», к тому моменту уже какое-то время наращивавшему присутствие в спорте для продвижения собственного бренда, приход в футбол означал выход на качественно новый маркетинговый уровень. Соревновательный экстрим, на котором концерн специализировался до этого, всё же представляет собой довольно узкое направление с относительно небольшой аудиторией – а самая популярная игра на планете это уже совсем иное дело. Но подход, ставящий маркетинг во главу угла, совсем не сочетается с тем, как устроена футбольная экосистема. Сразу же после официального переоснования клуба в июне того же года «Ред Булл» настоял настоял на полном ребрендинге: новое название «Ред Булл Зальцбург», новый логотип, нёсший в себе элементы декора с банки с газировкой, красно-белые цвета вместо традиционного фиолетового. От семидесятилетней истории клуба не осталось и следа – и даже на сайте обновлённого клуба первое время было указано, что он основан в 2005 году, и только после большого скандала и нагоняя от австрийской Бундеслиги дату сменили на правильный 1933-й, так как новое детище концерна всё ещё было юридическим правопреемником «Аустрии» и существовало на её лицензии.

Разумеется, дело закончилось массовыми протестами болельщиков. Новое руководство какое-то время изображало попытку вести диалог, но она закончилась довольно быстро: после того, как в качестве утешения и символа связи между старым и новым клубом фанатам предложили лишь раскрасить в фиолетовый только капитанскую повязку и гетры выездного вратарского комплекта, это было расценено как оскорбление, и активные болельщики порвали с «Ред Буллом» в одночасье. Ответом клуба стал полный запрет на проход на стадион хоть с чем-либо фиолетовым – ни старые футболки, ни шарфы на трибуны больше не допускались. Это правило существовало ещё несколько лет – даже когда желающих по старой памяти заглянуть на огонёк и поностальгировать вовсе не осталось.

«Боритесь за единственный настоящий клуб города!» // as33.at

В разгар вражды между концерном и фанатами тренер обновлённой команды Курт Яра так и заявил болельщикам: «Не нравится – основывайте свой клуб». Ровно это и было сделано: 7 октября 2005 года организация Initiative Violett-Weiß («Фиолетово-белая инициатива»), которая и вела в предшествовавшие месяцы диалог с новыми владельцами, основала юридическое лицо для нового клуба, со старым названием, старым логотипом и старыми цветами. «Аустрия» Зальцбург вернулась – на три года позже основания фанатами нового «Уимблдона» и на три месяца позже появления «Юнайтед оф Манчестер». С последними зальцбургский клуб по сей день соединяет тесная дружба.

Поддержка «Фиолетово-белой инициативы» и их борьбы против «Ред Булла» была колоссальной: солидарность выразили 23 клуба из Австрии, больше полусотни по всей Европе и даже два клуба из США. Среди высказывавшихся в поддержку новой «Аустрии» были такие громкие имена австрийского футбола, как Ханс Кранкль и Херберт Прохаска. Многие крупные телеканалы со всей Европы снимали сюжеты и документальные фильмы о первых месяцах клуба.

«В Зальцбурге – только “Аустрия”» – один из самых популярных мотивов для стикеров

Но медийная огласка – это одно, а футбольный путь обратно к высшим лигам – это совсем другое. На весеннюю часть сезона 2005/2006 клуб заявился в четвёртый дивизион в кооперации с полицейским спортивным клубом «Шварц-Вайсс» Зальцбург, но к лету был вынужден отказаться от партнёрства и на следующий сезон отправился уже в самостоятельное плавание в седьмой дивизион, с командой, несколько игроков из которой были попросту найдены среди фанатов и активистов «Инициативы».

Для подъёма на третью ступень австрийского футбола, в Регионаллигу, клубу потребовалось всего четыре сезона. В первые же годы нашёлся и новый дом для команды: спортплощадка посреди зажиточного Максглана на западной окраине города, совсем рядом с известной пивоварней «Штигль».

Почти десятилетие «Аустрия» училась заново существовать и готовилась к возвращению в профессиональный футбол – что удалось сделать в 2015 году. Увы, этот уровень клуб не потянул: уже к ноябрю в тогдашней Эрсте лиге вскрылось, что клуб нарастил почти полуторамиллионные долги и будет проходить через финансовую реструктуризацию, чтобы избежать внешнего управления, а к зиме команда потеряла тренера Йорна Андерсена (за несколько лет до этого вытащил после Клоппа «Майнц» в Бундеслигу, а после отъезда из Зальцбурга отправился тренировать сборную Северной Кореи). Сезон еле-еле дотянули до конца, запаса по очкам хватало, чтобы не вылететь даже с учётом штрафа в шесть очков за финансовые проблемы, но банкротства избежать не удалось, клуб отправился обратно в Регионаллигу из-за потери лицензии, а из неё в следующем сезоне прямиком в четвёртый дивизион, где спасся от полного разорения только с помощью сборов денег, организованных болельщиками. Проверку на прочность «Аустрия» не прошла – но в очередной раз её прошло сообщество фанатов.

Как же живёт зальцбургская «Аустрия», самый популярный клуб города, сейчас, в 2022 году? Прямо сейчас она поживает очень даже неплохо. Команда лидирует в зальцбургской зоне Регионаллиги – пожалуй, самой сложной и интересной зоне из трёх, формирующих группу «Запад» после реформы нижних лиг трёхгодичной давности. Финансовое положение не блещет, особенно после ковидных лет, но клубу вполне хватает на поддержание базовой инфраструктуры, минимальные зарплаты игрокам (абсолютное большинство футболистов в команде имеют другие работы, как это водится в лигах без профессиональных контрактов) и даже качественное медийное освещение всего, что происходит вокруг клуба – посмотрите, к примеру, каким восхитительным видео они представляли новую форму этого сезона (да, на новые дизайны футболок каждый год, а также на качественный мерч им тоже хватает). В нём главная звезда команды, нападающий Марко Хёдль, с неподражаемым актёрским мастерством выпрашивает у тренера «кое-что, что мне ужасно нужно, я без этого не справляюсь, у всех команд есть к этому свободный доступ, а мне нужно, чтобы вы достали это, я так больше не могу», изображая практически наркотическую ломку от отсутствия новенькой футболки.

Кстати, автор идеи, оператор и монтажёр этого видео (а также дизайнер самой формы) – сотрудник клуба Штефан Шуберт, много лет совмещающий с десяток должностей от фанподдержки до медиа-службы и даже членства в совете правления. На таких энтузиастах и держится вся «Аустрия».

Именно эта атмосфера – «всё для болельщиков, всё силами болельщиков» – выходит на передний план при любом походе на матчи «Аустрии». «Макс-Айхер-Штадион» находится в десяти-пятнадцати минутах езды на автобусе от самого центра, и в дни матчей попутчиков не в фиолетовых майках практически не встретишь. А сразу после выхода из автобуса упираешься в пиццерию с самым логичным названием на свете Pizzeria Violeta, которую тоже держат болельщики и вход которой украшен огромными кустами с фиолетовыми и сиреневыми цветами. Она делит общее здание с клубным офисом и небольшим фан-шопом, который работает два часа в неделю и перед домашними матчами – и в часы работы в нём не протолкнуться.

Не протолкнуться и на самом стадионе: «Макс Айхер» помещает в себя всего около 1 800 болельщиков, и все домашние матчи собирают как минимум две трети от вместимости. И мы всё ещё говорим о клубе из третьего дивизиона, который – за исключением одного провального года – не видел нормального проффутбола уже 17 лет. Стадион очень компактный, с небольшой свободной зоной у классической палатки с пивом и булками со шницелями, и с двумя трибунами, по длинной стороне поля и за воротами – там располагаются фанаты, и там всегда набито битком, с яркими перформансами почти каждый матч, с неутихающей поддержкой и настоящей атмосферой праздника. Правильно, они пережили столько неприятностей за последние два десятилетия, что теперь им важно только то, что они есть, есть их «Аустрия», эти ребята в фиолетовых футболках, каждые выходные пинающие мячик то тут, то там по земле Зальцбург, и это единственное, что на самом деле имеет значение. Под баннером одной из ультрас-группировок на фанатской трибуне всегда висит другой баннер, где по-английски написано We care about football, do you? («Нам важен футбол, а вам?») – этот же вопрос встречается и в городе в виде стикеров. И по ним действительно видно, что это всё – вдали от блеска лигочемпионских софитов и миллионных контрактов – им важнее всего.

Команда, которая подобралась к этому сезону, действительно выглядит конкурентноспособно на уровне зальцбургской Регионаллиги. С 2017 года, с четвёртого дивизиона, за спортивную составляющую в клубе отвечает немец Кристиан Шайдер, до этого поработавший в зальцбургских и баварских низах, а здесь получивший сразу двойную роль спортдиректора и тренера клуба. В составе до сих пор есть люди, попавшие в основу ещё в ту пору – это собственные воспитанники Лука Зандмайр и Александер Швайгхофер, которые до сих пор получают немало игрового времени. Есть в составе и вовсе человек-феномен «Аустрии»: невысокий, вертлявый и при этом совершенно безжалостный опорник Рене Зиа, воспитанник вражеского «Ред Булла», игравший за «Аустрию» с 2012 года до вылета из проффутбола в 2016-м и вернувшийся в команду снова в 2021-м, уже в статусе любимца и легенды.

Но основной костяк всё же собирали уже под возвращение в Регионаллигу – как, пожалуй, лучший игрок команды, центральный нападающий Марко Хёдль, тоже воспитанник РБЗ и игрок детско-юношеских сборных Австрии, поигравший на профессиональном уровне в Цвайте Лиге с другой «Аустрией», из Клагенфурта, и в 2019 году перебравшийся в команду-тёзку. Остальных ключевых игроков команды собирали уже по ходу странствования по Регионаллиге – в 2020 году пришёл нынешний капитан, полузащитник Мануэль Крайнц, тоже хлебнувший профессионального футбола с «Блау-Вайссом», а прошлым летом подписали нападающего Йоханнеса Цоттля из низших лиг Баварии, проведшего в 2021/22 ярчайший сезон на самом высоком для себя уровне.

austria-salzburg.at

Лидерство в таблице, неплохой состав, толковый для этого уровня тренер, относительно ровная финансовая ситуация за счёт инвестора Макса Айхера (да-да, стадион носит название его компании имени себя), владеющего крупным сталелитейным концерном в соседнем с Зальцбургом немецком Фрайлассинге… Может, пора уже задуматься о том, чтобы ещё раз попробовать штурмовать подъём на профессиональный уровень? Прямо и публично клуб о подобных амбициях не заявляет, но в личных разговорах сотрудники «Аустрии» признаются, что на внутреннем уровне они готовы на новую попытку. Проблемы две: сложность самого подъёма и стадионный вопрос.

Что не так с подъёмом? В 2019 году западную зону Регионаллиги разделили на три подзоны, Зальцбург, Тироль и Форарльберг. По замыслу, полные сезоны в каждой подзоне должны быть сыграны до зимы, а весной топ-2 каждой зоны отправляется в «супер-Регионаллигу», в которой команды борются за одно место продвижения в Цвайте Лигу, а не попавшие в неё команды играют ещё два круга между собой в формате почти что товарняков. Звучит чудовищно, не правда ли? На это наложился коронавирус, который оказался несовместимым с любительским футболом, и два года подряд весенняя часть чемпионата отменялась, а когда в 2021/22 всё же получилось сыграть эту «супер-зону», смысла в этом всё равно не оказалось никакого, так как ни одна из шести попавших в неё команд не подалась на профессиональные лицензии (инфраструктурные и финансовые возможности западных клубов всегда оставляли желать лучшего, а снизивший соревновательный уровень новый формат лишь усугубил проблемы). Эту реформу уже признали провалившейся, и Австрийский футбольный союз будет возвращать всё как было следующим летом – но как минимум в этом году любые амбиции на подъём должны быть испытаны этой сложной системой.

И что же не так со стадионом, спросите вы, клуб же играл на «Максе Айхере» во втором дивизионе? Не совсем. Первую половину сезона «Аустрии» пришлось снимать стадион «Вор дер Ау» в Шваненштадте (80 км от Зальцбурга, на минуточку, с довольно паршивым сообщением общественным транспортом), и только когда банкротство замаячило на горизонте, а платить за аренду стадиона стало нечем, Бундеслига сжалилась и позволила доиграть сезон у себя в Максглане. Второй раз крохотный скромный стадион допуск на профессиональный уровень уже точно не получит.

Инвестор Макс Айхер уже несколько лет вынашивает идею строительства нового универсального стадиона на 5 000 зрителей на севере города – проект включает в себя возведение около стадиона социального жилья и нескольких инфраструктурных объектов, которые оправдают вложение денег. Но город уже который год затягивает с одобрением проекта, поэтому воз и ныне там. При этом вливание денег в «Макс-Айхер-Штадион» довольно бессмысленно, поскольку для того, чтобы довести его до бундеслижных стандартов, нужно буквально переделать половину арены.

«[Вице-мэр] Ауингер: где ваше решение стадионного вопроса?» – спрашивала фанатская трибуна на матче с «Пинцгау» Заальфельденом в середине августа. // austria-salzburg.at

Впрочем, возможно, всё начинает двигаться с мёртвой точки: пару недель назад, после очередных фанатских протестов по этому поводу прямо на матче, администрация Зальцбурга выступила с альтернативным предложением, которым можно будет воспользоваться на время согласования проекта и строительства. Сейчас в городе два стадиона, имеющих лицензии Бундеслиги: «Ред Булл Арена», которая по понятным причинам «Аустрии» не будет доступна никогда, и живописная «Унтерсберг-Арена» в пригороде Зальцбурга Грёдиге с фантастическим видом на одноимённую гору (да-да, ту самую из «Звуков музыки»). На данный момент стадион в Грёдиге занят, собственно, «Грёдигом» и дублем РБЗ «Лиферингом», но городу удалось добиться от «быков» подтверждения, что при необходимости они заберут «Лиферинг» обратно к себе на стадион, освобождая Грёдиг для ещё одной команды. Всё складывается.

Возможно, это и будет решающим толчком к тому, чтобы ещё раз, спустя восемь лет после провальной попытки, замахнуться на профессиональный уровень. Но если этого не случится, мало кто среди этих полутора тысяч болельщиков, ходящих по два-три раза в месяц на уютный олдскульный стадион в Максглане и ездящих за клуб на выезды, даже если приходится стоять посреди леса на склоне горы (как на недавнем кубковом матче с «Тельфсом»), расстроится. Они здесь не для этого собрались. Они собрались ради своей «Аустрии», с которой уже пережили многое и будут переживать и дальше.

austria-salzburg.at

Ещё больше об австрийском футболе читайте в телеграм-канале Bei Licht und Schatten и в твиттере @FRFussballAnna