15 мин.

Олеся Яхимович: «У нас ралли не так широко освещаются, как футбол или хоккей»

Здравствуйте, Олеся. Недавно на глаза попалась беседа для одного из сайтов. С момента ее публикации прошло достаточно времени. Расскажите, как поменялась ваша жизнь с того момента?

- Привет! Напомни пожалуйста, о какой именно беседе ты говоришь? Она была не одна.

Я про вашу беседу с Марией Кингисепп в 2004 году.

 - Ничего себе откопал! Десять лет прошло с момента этой статьи! С тех пор СТОЛЬКО изменилось в моей жизни, что всего не перечислить) Я считаю, что надо разделить вопросы о спорте и о личной жизни. Некорректно всё будет мешать в одном "шейкере" ))

Нет проблем. Тогда первая часть беседы - про спорт, вторая про вас.

 - Я правильно поняла, что мне сейчас надо рассказать, что изменилось для меня в спорте с 2004 года?

Да! В несколько предложений. Если можно.

- Хорошо. Давай вспоминать.

  • 2004 год был для меня самым успешным за 15 лет участия в гонках. Тогда удалось заработать звание КМСа. Но я его так и не оформила из-за своей природной лени))

  • В 2005-2006 годах я не была востребована в Кубке и Чемпионате России и, чтобы не потерять навыки, ездила в клубных гонках. Результатов не было.

  • Потом, как только я получила в 2007 году интересное предложение, узнала, что стану мамой и... конечно же, пришлось отказаться от гонок на время.

  • После декрета и пятилетнего перерыва я в 2012 году вновь вернулась в гонки в составе прекрасной команды GSI rally и два года мы ездили с Дмитрием Соколовым с переменным успехом. Но, всё-таки, несколько кубков смогли заработать.

Сейчас опять мучительное затишье и мучительные поиски пилота.

Почему решили прекратить сотрудничество?

- Да, чтобы мы и по собственной воле?.... Просто закончилось финансирование. А за свои не поедем - "полковник Кудасов нищий, господа!" ))

Вы сказали, что ищете пилота. А разве, не пилот должен искать штурмана?

- Мы по жизни друг друга ищем. Пилоты штурманов, штурманы пилотов) Только так и находимся.

Если водителем будет девушка... какой будет ваша реакция? Согласитесь участвовать с ней?

- А какая у меня должна быть реакция? Только "солидарно-положительная"!))Тем более, есть масса примеров как в мировом автоспорте (и мотоспорте, кстати, тоже), так и в России в частности достойной конкуренции, которую составляют девчонки мужикам в ралли. Я только "ЗА"!

В чем сложность быть пилотом? Тебе диктуют, что и где. Рули и рули..

- Заешь, как говорили раньше? "Все знают семь нот октавы, но лишь Великий Моцарт умеет писать музыку".

Чтобы стать пилотом, достойно показывающим результаты, нужны ГОДЫ упорных тренировок под наставлением опытных Мастеров. Когда нажать тормоз и какой ногой, когда и какую включить передачу, насколько сбросить скорость, чтобы не получилось слишком медленно, но и не перебор, в какой момент дёрнуть руль, чтобы сорвать машину в повороте... Даже мне это сейчас кажется чем-то недосягаемым...

Во время ралли бывает страшно?

- Страха нет только у дураков. Страх должен присутствовать всегда. Но он должен быть разумным. Таким, чтобы ты смог с ним справиться. Чтобы он тебе не помешал в достижении результатов. Всё-таки не крючком тут вяжем...Хотя, при этом деле тоже можно сломать пальцы))

Скажите, как вы относитесь к курсам контраварийной подготовки и насколько их важно пройти участникам ралли?

- Я бы рекомендовала их пройти не только участникам ралли, но и всем водителям, которые машину купили вместе с правами. Для них это лишним не будет точно. А для раллистов это обязательно.

В вашем "досье" они есть?

- Нет. Официальных курсов я не проходила и диплома об их окончании у меня нет. Всё занятия только в индивидуальном порядке с Мастерами или самоподготовка.

Что самое сложное для Вас при подготовке к трассе?

- Не совсем поняла выражение "при подготовке к трассе". Подготовке чего или кого?

Если автомобиля - это одно, если при написании стенограммы во время ознакомления с трассой - это совсем другое.

Я считаю, что сложностей при написании трассы вовсе быть не должно. Опытные раллисты любую трассу должны прописать чётко и с минимумом исправлений. Это называется профессионализм. К этому должны стремиться все.

Машину настроить тоже несложно, когда знаешь - что и как должно работать. Для этого и существуют тестовые заезды. Ведь на каждой гонке покрытие разное. Где-то ровный грунт без ям и камней, где-то наоборот - яма на яме. От этих особенностей и настройки подвески будут разные, и колёса подбираются согласно состоянию дорог и погодным условиям, и настройки мотора на летний и зимний режим тоже разные.

Дождевые гонки были в карьере?

- Мне в этом плане везло) Под сильным ливнем мчать не приходилось, как ни странно. А маленький дождь не страшен. Намного тяжелее ехать, когда за бортом +30.

Кондиционеров нет, окна не открыть из за летящей пыли, да ещё и приходилось с включённой печкой ехать, чтобы мотор не перегревалася. Бывали случаи, когда от теплового удара сознание теряли.

Ваше отношение к зимним гонкам?

- Обожаю зимние гонки!

Расскажите про ваши любимые моменты из зимнего сезона.

- Это была гонка ралли "Лахденпохья" в 2003 году. Этап Чемпионата России. Меня тогда пригласил Миша Милов с ним поехать. Его штурман не смог. Ехали мы на восьмёрке в зачёте Р9. Первый ДОП был очень красивый. Он проходил по льду замёрзшей Ладоги. Светило яркое солнце и мороз был около -20.

На улице холодно, а в машине жара. Мишаня был весь простуженный. Постоянно трескал аскорбинку. Но ехали мы бодро. Потом посмотрели времена и поняли, что едем первые в классе. Так и сохраняли темп на протяжении всей гонки. Это был мой первый в жизни кубок. И сразу первое место.

Может поэтому я с тех пор люблю зимние гонки)

Хотя, недавняя Яккима с другим пилотом запомнилась мне двумя оборотами через крышу. Но, всё - равно было как-то позитивно и весело)

Вернусь к тому разговору. С Марией.  Вы рассказываете про своего учителя - Людмилу Белолипскую. Почему не попробовать составить дуэт с её сыном? Насколько я понимаю, вы в дружеских отношениях.

- Алексей, её сын, к классике не имеет интереса. Он занимается совсем другой деятельностью и в другой дисциплине.

К тому же, чтобы серьезно заниматься автоспортом, нужно ооооочень много денег! У меня их нет...

Еще очень важную роль играет психологическая совместимость пилота и штурмана. А с Лёшкой, если бы мы поехали вместе, передрались бы, несмотря на дружеские отношения)

Много денег, это примерно сколько? В сезон.. стоимость хорошей новой иномарки? Или больше - меньше?

- Если под понятием "хорошей новой иномарки" подразумевать Ferrari, то, пожалуй, да... больше)))

Нельзя сказать точную цифру. Это зависит от многого. Например, от автомобиля, на котором собираешься ехать. Обслуживание Лансера и старой доброй «Зубилки» будут значительно отличаться по стоимости.

Расскажите, про самую любимую трассу и автомобиль, с которым пришлось иметь дело.

- Самой любимой гонкой многие годы неизменно остаётся карельская трасса ралли "Белые ночи". Эти дороги не прощают ошибок и заставляют выкладываться на все 200%.

А самым прекрасным автомобилем, на котором мне пришлось ездить, был Subaru Impreza Евгения Аксакова.

Знаменитый бело-синий монстрик с прекрасной подготовкой команды "Ралли Подмосковье". Кстати, стартовала я на нём как раз на "Белые ночи" в прошлом году. Только доехать гонку не удалось.

После гонки сильно устаёте?

- Первым делом - это физическая усталость. Если ты после гоночного дня не вымотан до предела, значит ты не выкладывался на полную. Хотя, мы ещё умудрялись найти силы на совместный ужин перед тем, как на утро всем разъехаться по домам.

 

Кому сложнее: штурману или пилоту?

- Обоим. Но здесь нельзя ещё забывать о механиках. Они - главные люди в команде. Я всегда это говорила и буду говорить. Они зачастую устают в десятки раз больше нас. 

Насколько важно членам экипажа разбираться в технике?

- Никогда не знаешь, что именно и когда сломается в автомобиле. Несомненно, члены экипажа должны быть технически грамотными, чтобы попытаться устранить поломку своими силами. Чем мы и занимались с Димой весь второй круг на ралли "Кубань" в прошлом году. Ведь, как известно, посторонняя помощь на трассе запрещена под угрозой снятия с гонки.

В чем для вас кайф от гонок?

- Это уже не просто увлечение. Это уже образ жизни. Наркотик, от которого нет спасения. И, если долго его не принимать, начинается ломка, депрессия и уныние.

Правильно ли я понимаю, что в раллийных сериях участвуют автомобили, аналогичные ДТМ? То есть, тюнингованные.

- Общими в подготовке автомобилей могут оставаться очевидно-необходимые вещи, такие как каркас безопасности, ремни, сидения, системы пожаротушения и пр. Больше общего в подготовке раллийных автомобилей и автомобилей DTM я не знаю. В каждой дисциплине свои технические требования.

Конечно, автомобили нестандартные. Но кое-что остаётся всё-таки неизменным. Например, мотор. Его можно перебрать, поставить какие-то более прочные детали (в виде кованых поршней или ещё чего-то), но заявленные производителем мощность и объём должны оставаться неизменными.

Скажите честно, следите за Дакаром?

- Специально не вылавливаю по телевизору или в интернете все репортажи и не смотрю их от начала до конца. Но, тем не менее, всегда интересно знать новости с трассы одной из самых престижных и опасных гонок в Мире.

Бывает мысль попробовать себя там? Не говорю желание, понимаю, что дорого. Мысль..

- Нет. Никогда. Это всё снаружи красиво. Но на самом деле - это адский труд, который под силу только физически крепким людям. Я же там потеряю сознание прямо на первом ДОПе. У меня слабое здоровье.

Как известно, в формуле - 1 во время межсезонья, помимо тестов есть работа на симуляторах. Как в ралли, с этим дела?

- Мы с Димой Соколовым много ездили на симуляторе. Отрабатывали перед первой совместной гонкой диктовку. Наряду с этим я вникала, как он видит дорогу. Проехали всю трассу WRC на симуляторе Richard Burns rally. Были первыми))

У самой в планах какие соревнования посетить в этом году?

- Промчать в этом году не знаю что придётся. Пока пилот не найден, планы на этот сезон туманны.

А посмотреть, конечно же, "Белые ночи " в июне. Чуть ранее в мае ралли "Пикник". Мои друзья помчат. Поеду их поддерживать) Осенью, надеюсь, будет ралли "Псков". Совершенно чудесная гонка, благодаря стараниям Олега Мыслевича & Co.

Скажите, а какой интерес спонсорам вкладывать в ралли и в пилотов?

- Реклама. В Европе и в Мире это хорошо работает. В России найти нормального спонсора практически нереально. У нас ралли не так широко освещаются, как футбол или хоккей. Соответственно и отдача за огромные вложенные средства будет минимальной.

В футболе и хоккее есть команды, которые финансируются из регионального бюджета. Скажите, в раллийных мероприятиях участвует наше государство? Или футбол важнее?

- Государство? Не смеши! Они, дай Бог, может и слышали краем уха, что в России есть какая-то раллийная возня...Грустно...

Зато есть Moscow Raceaway и Гран-при Сочи.

- Хочешь сказать, что это финансируется из государственного бюджета?

Сочи, не сомневаюсь.

- Но это, всё-таки не ралли. Кольцевым гонкам больше внимания уделяется. И, с точки зрения спонсоров, в кольцо выгоднее вкладываться.

Но даже в кольцевых гонках для России не все гладко. Пример Виталия Петрова тому подтверждение. Да и, я так понимаю, что чудо должно произойти, если про российскую раллийную жизнь будут показывать сюжеты по телевизору или трансляции отдельных гонок.

- Как раз у Виталия Петрова именно в России всё было чудесно. У него было хорошее финансирование, и он мог оттачивать своё мастерство круглосуточно.

А вытащить ралли в России на достойный уровень возможно только при стремлении наших раллийных богов к популяризации нашего спорта и активного его внедрения в массы. А это и есть, собственно, чудо....

Как известно, есть легендарные гонщики. Сергей Успенский или Себастьян Леб. А есть штурманы, которые тоже легенды своей профессии? Большинству читателей они не известны.

- Из всех своих современников я первым делом могу назвать велоколепного дядю Лёшу Щукина. Это поистине легендарный штурман и просто прекрасный человек. Уверена, что нет ни одного гонщика, который бы его не уважал. А вообще, штурманов - профессионалов своего дела много в России.

Расскажите, что едят гонщики и штурманы?

- Мы едим всё, что любим. Специального питания для гонщиков нет. На сервисах в перерывах для меня обязательно кофе и пара бутербродов. Этого достаточно. В машину с собой берём пару бананов, фруктовые пюрешки в удобных упаковках и много-много воды. Особенно мне. Я постоянно болтаю и в горле всё время пересыхает.

Сложно перейти из штурманов в пилоты? А в обратном порядке?

- Многие штурмана перешли в пилоты и прекрасно справляются. И много пилотов ездят периодически справа. В ралли ведь пилот и штурман - это первый и второй водитель. Они должны быть взаимозаменяемыми.

Можно немного важных терминов из ваших уст, чтобы читатели не пугались их, когда будет возможность увидеть гонки.

- Можно. Без проблем. 

  • «Крыша» - переворот через крышу. Или, как будет лучше понятно обывателю – перевёртыш. Но мы так не говорим.

  • «Уши» - серьёзный вылет с трассы. Как правило, списание кузова автомобиля.

  • «Свечка» - переворот через морду.

  • «Убор» - вылет с трассы

  • «ДОП» - скоростной участок

  • «Привезти» (например, привезти 15 секунд) - обогнать соперника на 15 секунд. То же самое «накатить»

  • «Легенда» - дорожная книга

  • «Стенка» - стенограмма

  • «Корнет» - контрольная карта. В последнее время это понятие мало используется.

  • «Мандатка» - административные проверки

  • «ТИ» - техкомиссия

  • «Ноль» - автомобили организатора, едущие перед основным каналом вне зачёта. Они наблюдают, нет-ли препятствий на трассе и можно-ли пускать основной канал. 

  • «Открывашка» - автомобиль, закрывающий трассу для движения всех посторонних автомобилей

  • «Метла»- автомобиль, снимающий перекрытие допа. После его прохождения дорога открыта для движения посторонних автомобилей.

Олеся, что входит в обязанности учителей или раллийных тренеров?

 - Если вкратце, то ученику надо объяснить, как правильно читать и считать легенду, как правильно писать стенограмму, как правильно и чётко видеть дорогу и понимать её так, как понимает пилот (если речь идёт о штурманской подготовке). Обязательно надо изучить ПР, чтобы понимать все нюансы проведения и организации соревнования. Да, много ещё чего! Всего не перечислить.

Какие сайты рекомендуете к прочтению, чтобы быть в курсе событий?

- Есть очень хорошая группа вконтакте "Автоспорт&мотоспорт". Ребята молодцы! Пишут обо всём на любой вкус. Поклонникам Жени Новикова и Polo cup будет интересен сайт Almrally. Там и о других гонках пишут. Но главные новости, естественно, о Жене и кубке Polo. И, естественно, wrc.com. Название сайта говорит само за себя)

Кто вы, барышня, по образованию и в чем сейчас ваша работа?

- Начинала я автомехаником в автосервисе. Ремонтировала стартеры и генераторы. Сейчас уже десятый год работаю с брендами General Motors - Opel и Chevrolet. Была инженером по гарантии, а сейчас инженер по предпродажной подготовке. Курирую весь путь автомобилей от снятия с автовоза до момента отдачи клиенту. Работу свою очень люблю.

А училась вообще в Университете на экономическом факультете. Но спустя год поняла, что это совсем не моё и пошла в автосервис гайки крутить. Всю жизнь с автомобилями. Больше ничего не умею и не хочу.

Свой сервис нет желания открыть?

- Желание есть. И всегда было. Но во мне, наверное, нет предпринимательских способностей. Посему, это и останется мечтой.

 Вы рассказывали в своих воспоминаниях, что был декрет. Расскажите про своего ребенка. 

- Её зовут Лиза. Сейчас ей шесть с половиной лет. Очень живой, активный и развитый ребёнок. Занимается танцами и акробатикой. Любит со мной в картинге гонять. Была в восторге, когда мы с моим близким другом её покатали на боевом автомобиле в боевом режиме. Если пойдёт по моим стопам, помогу, чем смогу

Как проходит ваше свободное время?

- Первым делом с дочкой. Ездим, гуляем по всему городу. Ходим в музеи, в разные интересные места. Летом в фонтанах купаемся)) Естественно, ещё и с друзьями встречаюсь. Они все из нашей раллийной тусовки. Нам всегда интересно вместе и есть о чём поговорить.

Мы с вами обсудили ваши раллийные машины. Хочу спросить про жизненные, для езды на каждый день. Какие любите, какие совсем не ваши?

- Ну, сейчас я езжу на обычной «десятке». Схватила удачно эту машину. Очень ею довольна. Бюджетный вариант. Убила на тренировке, восстановила и дальше поехала.

Ещё есть Пежо 307. На ней удобно ездить на дальние расстояния. 

А вообще, я очень люблю большие рамные седаны. В прошлом году чуть не купила Linkoln town car. Но, вспомнила наш двор и поняла, что даже не въеду в него)Совсем не люблю джипы и малолитражки. Мечтаю о Subaru Impreza WRX в кузове "лиса". Для меня это самый совершенный автомобиль.

Праворульные машины и вы совместимы?

- А какая разница - с какой стороны руль?

Есть же стереотип, что правый руль не для России.

- Владивосток-это Россия. И там левостороннее движение. Дело привычки. Мне вообще всё равно, на чём ездить. У меня категория прав В и С. Мне хоть КРАЗ дай. Главное, чтобы в руле)

Какая музыка у вас звучит в машине?

- Мой любимый Константин Евгеньевич Кинчев. Ещё Metallica, Rammstein, Linkin Park и Ария. Они все великолепны!

К байкерам часто заезжаете?

- Не люблю мотоциклы. Среди моих приятелей много байкеров, но сама - нет. Три года назад на мощном мотоцикле разбился мой школьный друг. Похоронили. С тех пор ещё больше не люблю мотоциклы. Я их боюсь

Из техники ещё боюсь самолёты. Но такого панического страха, как перед мотоциклами, нет.

Вы счастливый человек?

- Абсолютно!

Сейчас модно делать правила жизни. Хочу узнать ваши.

- У меня нет правил. Я живу так, как мне нравится. Я наоборот люблю правила нарушать. Конечно, я берегу самое ценное - родителей, дочь, друзей и любимого человека. Ради них я готова поступиться любыми правилами.

Спасибо за беседу. Хочу услышать ваши пожелания читателям. 

- Будьте добрее ко всем. Цените то, что имеете. Берегите близких вам людей.