12 мин.

Уникальный сезон РПЛ-2011/12 длился полтора года: два этапа с делением на восьмерки, дебют «Краснодара», Карлос, Это’О и Гуллит – на Кавказе

Садимся в машину времени.

Вы точно помните тянувшийся рекордные 428 дней сезон-2011/12: чемпионский «Зенит», неудержимый Думбия, связка Воронина и Кураньи в «Динамо», Самуэль Это’О и Роберто Карлос в Махачкале, а Руд Гуллит – в Грозном. Турнир проходил в формате весна-осень-весна и изменил календарь: Россия синхронизировалась с большинством европейских лиг, почти отказавшись от летнего футбола.

Президент РПЛ Сергей Прядкин в большом интервью Sports.ru положительно оценил двухэтапный формат с увеличением матчей между топ-клубами, но пока перспективы системы непонятны, мы ныряем в события удивительного сезона-2011/12.

Реакция на восьмерки: нравились большие матчи, но никто не хотел жертвовать регионами. Червиченко сравнивал топ-8 с тортами и мороженым, аутсайдеров – с салатом и картошкой

В сентябре 2010-го исполком РФС утвердил переход на систему «осень-весна», вместе со сменой формата приняли и регламент промежуточного сезона. Он стал самым длительным в истории чемпионатов России: старт – в марте 2011-го, конец – в мае 2012-го. Сначала 16 команд дважды сыграли друг с другом, затем турнир разделился на две восьмерки: топ-8 гнались за чемпионством и еврокубками, команды 9-16 боролись за выживание (15-16 места – вылет, 13-14 – стыки).

«Я думаю, топ-клубы обеими руками за. Это очень интересно болельщикам «Зенита» и «Спартака» – встречаться четыре раза, а не два, – говорил Леонид Федун. – Но для развития футбола в других регионах это не очень хорошо, там тоже хотят видеть лучших игроков страны. Как владелец «Спартака» я поддерживаю игру в восьмерках, но как представитель РФС вижу в этом немало минусов».

Мнения футболистов разделялись согласно положению команд: игроки в первой восьмерке наслаждались, во второй – страдали. Нападающий «Динамо» Андрей Воронин выступал главным фанатом системы: «Мне очень нравилось! И ажиотаж был, и уровень футбола отличный, и мотивация. Всегда было приятно играть на хороших полях против классных футболистов». 

А вот вратарь «Крыльев Советов» Сергей Веремко отзывался негативно: «Мне не особенно понравилось. Постоянно играешь с одними и теми же – все приедается. Хотелось бы встречаться со «Спартаком», с «Локомотивом» – с ними интереснее посоперничать. Я против такого формата».

Вечная драма регионального футбола приводила к вопросу о футбольных полях. Газон на стадионе «Металлург» в Самаре критиковали все полтора года, но в начале весны 2011-го ситуация приблизилась к катастрофической. В марте матч с ЦСКА даже переносили, в апреле защитник «Краснодара» Неманья Тубич говорил, что играть низом физически невозможно.

Главный тренер «Ростова» Сергей Балахнин грустно резюмировал ситуацию с полями: «Как такового футбола мало, зато много борьбы и брака. Как в таких условиях показывать качественный и зрелищный футбол? Даже у нас на юге все время снег. Ладно сложно играть – нам тренироваться негде. Убьем газон».

Красивее всех формат препарировал Андрей Червиченко в интервью «Спорт-Экспрессу»: «Мне нравится качество футбола в первой восьмерке. Импонирует страсть, с которой бьются команды, неравнодушие, стремление занять место повыше. Очень нравится «Кубань», пышущая футбольной злостью. Ей заранее отвели восьмое место, а команда убивается в каждом матче.

Но я против разделения на хороших и плохих, на богатых и бедных. Расслоение вредит футболу. Накал борьбы в первой восьмерке выше, но нельзя жрать одни торты и мороженое! Есть еще салат, картошка».

Юрий Семин тоже оставался консервативным и настаивал, что разделение убивает развитие клубов: «Для футболиста это огромный стимул, когда он выходит играть против Это’О. Самое справедливое – игра дома, игра на выезде. Лучше системы не придумали».

Евгений Гинер видел прогрессивность формата и шел еще дальше – предлагал оставить привычный регулярный чемпионат, но проводить дополнительный этап для борьбы за еврокубковые места: «Чемпион определяется отдельно, в первой части чемпионата, а первые шесть команд могли бы разыгрывать места в Лиге чемпионов и в Лиге Европы».

Позицию главного критика восьмерок застолбил экс-президент РФС Вячеслав Колосков. Аргументация следующая: «Мировая практика показывает, что в чемпионатах играют 16, 18 или даже 20 команд – чувствуют себя прекрасно, выигрывают чемпионаты и завоевывают трофеи Лиги чемпионов. 

Для чего нужны лидеры, середнячки, аутсайдеры? Чтобы ведущие игроки могли передохнуть, нужна ротация состава. Если все равны по силам, будут выходить сильнейшие, пойдут травмы и осложнения с учетом европейских кубков. Поэтому в мире придерживаются стабильности, нигде подобного нет в мировой практике. Такое может быть где-нибудь на Мальте, Андорре или в Лихтенштейне».

Точное попадание с Мальтой и Андоррой, а с Лихтенштейном казус – в стране вообще нет чемпионата, только кубок.

Тот самый сезон: золото «Зенита», первое дерби не в Москве и очень много скандалов

•‎ «Зенит» стартовал с тяжелой победы над ЦСКА в Суперкубке (1:0), а затем славный «Твенте», блин, прошел питерский клуб (с Бруну Алвешем) в 1/8 Лиги Европы. В апреле ждал еще один удар – ничейная игра с тем же ЦСКА закончилась техническим поражением и штрафом в 200 тысяч рублей из-за отсутствия в заявке доморощенных игроков (россиян моложе 1990 года рождения). 

Лучано Спаллетти не скрывал сознательного желания собрать максимально сильную скамейку, игнорируя правила. Тренер ожидал только денежного наказания – начальник команды Владислав Радимов уточнил штраф у главы юридической службы Павла Пивоварова. «Вроде 200 тысяч», – сообщением ответил Пивоваров, не зная об изменениях в новой редакции регламента РФС. Радимова понизили до помощника тренера резерва, а юриста, по словам гендиректора Максима Митрофанова, наказали финансово.

Команда постепенно набирала форму. Трансфер Доменико Кришито за 15 млн евро стал мощным импульсом для сильной осени-2011. После 22-го тура «Зенит» вышел на первое место, которое успешно удержал до финиша. Клуб торжествовал вместе с Андреем Аршавиным – в феврале 2012-го он вернулся из Англии вслед за Жирковым, Билялетдиновым и Павлюченко. 

•‎ Для «Спартака» турнир стартовал тотальной катастрофой: одна победа в первых пяти турах и последнее место. В апреле 2011-го Валерий Карпин написал заявление по собственному желанию, но остался после победы в четвертьфинале Кубка над «Краснодаром». «Команда просит его оставить, болельщики скандируют имя. Возможно, мы нащупали дно, от которого должны оттолкнуться. Дальше поединок с ЦСКА, бросать нового тренера – самоубийство», – рассуждал Леонид Федун.

«Спартак» тоже усиливался в течение сезона. Закончив первый этап на четвертом месте и отставая от второго ЦСКА на шесть очков, красно-белые выиграли яркую борьбу за серебро и попадание в ЛЧ. Концовка вышла бурной: в конце марта 2012-го жуткую травму с переломами лицевого скелета получил Андрей Дикань, впоследствии пропустивший домашний Евро. 

В предпоследнем туре «Спартак» играл в гостях с уже чемпионским «Зенитом». Эммануэль Эменике на 82-й сравнял счет и отпраздновал элегантными хлопками по правому предплечью. Выяснилось, что в африканских племенах жест означает благодарность предкам, но судья Казьменко уличил форварда в оскорбительной провокации, а Геннадий Орлов утверждал в трансляции – это равнозначно матерному слову. Красную не аннулировали – не позволял регламент РФС.

«Спартак» в итоге вырвал победу – на 89-й забил Рафаэль Кариока, нарушив символическую для себя магию цифр (2:2).

•‎ В январе 2011-го миллиардер Сулейман Керимов купил «Анжи». Махачкалинский клуб больше всех выиграл от длинного формата турнира: клуб каждое трансферное окно делал монструзные покупки, готовясь с оптимальным составом сразу бороться за чемпионство в новом сезоне.

В феврале клуб подписал Роберто Карлоса, летом приехали Самуэль Это’О, Юрий Жирков, Балаш Джуджак и Владимир Габулов, перед стартом второго этапа «Анжи» возглавил Гус Хиддинк. Сюрреалистический сюжет стал реальностью.

Перед Карлосом стоял красивый выбор: «Анжи» из Махачкалы или «Лос-Анджелес Гэлакси». «Было невозможно отказаться от предложения, – признавался бразилец. – Керимов открыл для меня дверь в российский футбол, сейчас в роли игрока, затем – тренера, директора, президента. Здесь есть возможность поддерживать и благотворительные организации». Убедил и подаренный «Бугатти». Гаджи Гаджиев переместил Карлоса в опорную – для игры на фланге защиты в 38 лет не хватало мобильности.

Летом 2011-го Карлос стал жертвой ужасного скандала – на 90-й минуте в Самаре при счете 3:0 в пользу «Анжи» один из фанатов «Крыльев» бросил на поле банан, который заметил бразилец. Он сразу покинул поле и позднее объяснил: «В цивилизованных странах с таким принято бороться. Я испытал сильнейшее разочарование и сознательно ушел с поля, чтобы привлечь внимание к этому случаю». Защитник Расим Тагирбеков даже вспоминал, что Роберто плакал в раздевалке.

Чуть раньше Карлоса на Кавказе появилась другая легенда – Руд Гуллит возглавил «Терек». Баннеры «Welcome to Groznyy» быстро сменились раздражением из-за плохих результатов, обещанного голландцем сексуального футбола так и не увидели. «Гуллит должен знать, что его пригласили не в ночных заведениях и на дискотеках пропадать, а работать в футбольном клубе», – перед увольнением «Терек» жестко прошелся по тренеру на официальном сайте.

•‎ «Краснодар» дебютировал в Премьер-лиге, заняв место обанкротившегося «Сатурна». Так РПЛ впервые увидела дерби клубов не из Москвы, причем получилось эффектно – «Краснодар» победил в меньшинстве. «Доказывать мне ничего не надо. Я просто живу в провинциальном городе и занимаюсь тем, что люблю», – говорил Галицкий. Он наслаждался битвой с «Кубанью» и азартно уверял: тренер «Краснодара» Муслин даже лучше Хиддинка.

Именно разделение на две половины провело черту: восьмая «Кубань» с лучшей посещаемостью в лиге (почти 21 тысяча) сражалась с топами, а девятый «Краснодар» защищал статус лучшей команды второй восьмерки.

•‎ Занявший третье место ЦСКА летом 2011-го казался главным фаворитом лиги и даже выдал 7-матчевую победную серию, но потом начались потери – и если упущенные победы казались недолгим спадом, то разрыв крестообразных связок у Акинфеева сильно сказался на чемпионских амбициях. Важен контекст травмы – с вратарем столкнулся Веллитон. Роман Бабаев назвал бразильца конченым подонком, а футбольная Россия вдруг научилась читать по губам.

•‎ Убедительный сезон выдали другие москвичи – «Динамо» Силкина с отличным футболом не выпадало из еврокубковой борьбы. Шунин обосновался в роли основного голкипера, в полузащите тащили Мисимович и Семшов, а Воронин и Кураньи забили 24 гола на двоих, делясь опытом с молодыми и перспективными ребятами – Александром Кокориным и Федором Смоловым.

Есть небольшой шанс возвращения формата. Система с двумя этапами популярна в Европе

Одна из многочисленных идей Сергея Прядкина – сократить лигу до 12 команд, которые по итогам регулярного чемпионата делятся на две шестерки: клубы 1-6 мест снова играют по круговой системе, соревнуясь за чемпионство и еврокубковые места, а 7-12 места борются за выживание. 

«Я это сказал, и меня тут же начали критиковать: у нас большая страна и так далее. Если сокращаться, из нынешних 16 клубов придется 4 убрать. Как вы думаете, если сказать какому-нибудь губернатору, что вы не будете в Премьер-лиге играть, а будете в РПЛ-2, реакция какая последует?» – риторически спрашивает Прядкин. 

Сразу же появилась резкая критика. Председатель совета директоров «Уфы» Ростислав Мурзагулов недоумевал: «Я предлагаю дальше пойти: давайте сократим чемпионат до двух команд. Пусть «Зенит» со «Спартаком» выдают суперсерию из 20 матчей каждый год. Болельщики Москвы и Питера будут очень довольны».

Президент «Урала» Григорий Иванов тоже категорически против: «Мы же убьем весь региональный футбол! Я не шучу – убьем! Одна Москва будет играть друг с другом. И что? «Спартак», ЦСКА никогда не приедут в регионы? Ну это как?! Зачем мы изобретаем велосипед? Для чего нужны очередные непонятные реформы?

У нас огромная страна, какие 12 команд... Вы чего?» 

Основные плюсы системы: рост коммерческой привлекательности лиги, рост рейтингов (вдвое больше матчей топ-клубов) и увлекательная интрига (места в еврокубках разыгрываются между претендентами, а не заочно). Главная проблема, которая кажется неразрешимой в попытках утвердить формат в России, – число клубов в Премьер-лиге. В большинстве европейских стран с таким регламентом (Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Кипр, Финляндия) в элитном дивизионе нет больше 14 команд. Только два исключения – Польша и Румыния.

Польскую систему активно поддерживал Станислав Черчесов: «16 команд, 30 туров, как у нас, а потом деление на восьмерки. Первая играет за призовые места, вторая – за выживание. И все очень жестко – чемпионы там реально чемпионы».

Нюанс варианта – на втором этапе в восьмерках команды играют друг с другом только один раз. Теперь представьте потенциальные скандалы: почему у «Спартака» четыре матча в гостях, а у «Зенита» – три? Почему ЦСКА заканчивает сезон двумя выездами? 

Придется идти на крайние меры – изучать, чему Россия может научиться у футбольной Румынии. В нынешнем сезоне там увеличили число команд до 16 и отказались от симметрии: за чемпионство и еврокубки борются топ-6, а 7-16 места страдальчески выживают. Клубы 1-6 играют дважды (итого – 40 матчей за сезон), а 7-16 – однажды (39 матчей). 

Все снова упирается в количество матчей – слишком много для чемпионата, в котором требуется пауза в пару месяцев. «Когда у нас был полуторный чемпионат и играли в восьмерке, я как раз это застал, получилось интересно и для зрителей, и для игроков, – вспоминал Андрей Аршавин. – Тогда длилось полтора года – хватало времени. Не знаю, сможет ли все уместиться в один сезон».

Уместится ли – это уже вечный вопрос.

Интервью Малкома: как пережил травмы (не досматривал матчи) и почему в «Зените» мало забивает издали

Был мемом ВГИКа, получал от Акинфеева и Вернблума – а теперь с «Аланией» рвется в РПЛ. История Хосонова

Большое интервью Тедеско: путь к гибкости «Спартака» и философия в РПЛ

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Григорий Сысоев, Владимир Песня, Александр Вильф, Михаил Мокрушин, Сергей Расулов – мл.; Gettyimages.ru/Dmitry Korotayev/Epsilon; spartak.com/Александр Ступников; РПЛ/ФК «Урал»