11 мин.

Тренеры, которые делали КХЛ великой

Главные люди первых десяти лет лиги, которая начиналась с большой надежды, а продолжается больше по инерции.

Андрей Назаров

Что сделал: работал во всех 10 сезонах КХЛ, провел больше всех матчей в регулярках. 

Что символизирует: огонь и стабильность.

КХЛ все первые 10 лет своего существования прожила в обстановке разнообразных перемен – от территориальных до идеологических. Но что бы в лиге ни происходило, Назаров без работы не оставался. И заставил уважать себя как тренера, несмотря на все свои фирменные проделки. 

Изначально считалось, что если на чем бывший тафгай и сможет выехать, то исключительно на мотивации. Это и в самом деле его сильная черта, но Назаров проявил себя и в качестве тренера-стабилизатора, у которого неплохо получается наладить работу штаба (и тут неважно, что тактикой рулит кто-то другой) и выправить ситуацию в проблемных клубах, где до его появления бардак кормился хаосом («Северсталь», «Донбасс», «Нефтехимик»).

Назарова часто воспринимают исключительно как шоумена или даже клоуна. Такие тень и полутень он создал себе сам, и все же на этом одном не продержался бы в лиге так долго. Есть у Назарова и другие козыри – умение найти подход к проблемным парням, терпение по отношению к молодежи, готовность дать шанс и достать что-то из потухших было игроков. С топ-клубами пока не сложилось, но по среднему классу он в КХЛ один из лучших.

Петерис Скудра

Что сделал: проработал в одной команде 5 сезонов подряд – единственный случай в КХЛ. 

Что символизирует: правильное отношение к тренерам.

За 10 лет в КХЛ только по ходу сезонов произошло больше сотни тренерских отставок, и достижение Скудры необходимо воспринимать именно в этом контексте. Мир сходил с ума, а его «Торпедо» пахало и обзаводилось фирменным стилем.

И для лиги в целом это гораздо важнее того, что ставшим олицетворением середнячества нижегородцам не удавалось пожечь в плей-офф (одна выигранная серия за 5 лет), а их хоккей периодически напоминал процесс выкапывания вмерзшего в лед клада.

Просто какую команду ни возьми, лучше иметь хотя бы такое лицо, чем вообще никакого. В идеале подобное отношение к тренерам должно быть в каждом клубе КХЛ, потому что при бесконечной чехарде все рассуждения о поставленной игре и развитии молодежи в принципе ничтожны.

Раймо Сумманен

Что сделал: Провел с «Авангардом» самую длинную победную серию в регулярках, вывел его в финал Кубка Гагарина.

Что символизирует: единство хоккейного мира. 

История Сумманена и Омска лишний раз доказывает, что хоккейные границы не совпадают с государственными, а иногда и вообще отсутствуют. Буйный финн не просто нашел в Сибири свою команду, которая именно с ним последний раз стала полувеликой. Сумманен превратился в мессию, на которого молятся и зовут на выручку в трудный момент. 

Это важный пример в плане отношения к тренерам-иностранцам, которое у нас менялось от восторженного к скептическому. Сейчас эмоциональный маятник вроде бы перестал раскачиваться туда-сюда.

Милош Ржига

Что сделал: несколько лет подряд выбивал грандов в плей-офф, довел «Атлант» до финала Кубка Гагарина.

Что символизирует: КХЛ, какой мы хотим ее видеть.

Работа Ржиги в КХЛ делится на два этапа, которые отделило друг от друга пребывание в СКА. До появления на скамейке армейцев он поражал кипением страстей, возрождал народную любовь к «Спартаку» и творил сенсации с подхваченным по ходу сезона «Атлантом».

Вскоре после его ухода из Санкт-Петербурга все изменилось – и лига стала другой, и в «Авангарде» со «Слованом» работал уже как будто совсем не тот Ржига.

Но в первые три сезона КХЛ харизматичный чех был одной из главных ее фигур. Ему не суждено было довести сказку до конца, его команды не ждал счастливый конец. Но именно они создавали вокруг лиги романтическую атмосферу, внушавшую надежды на то, что все идет правильно.

Валерий Белоусов

Что сделал: подарил главному хоккейному городу России лучшую команду в его истории.

Что символизирует: хоккей, который мы потеряли. 

Последний маршал неразбавленного советского хоккея выиграл все свои титулы до создания КХЛ. Но получилось так, что завершил он свою тренерскую карьеру там же, где и начал – в Челябинске, главном городе своей жизни. Двумя медальными сезона «Трактора». 

Белоусов был одним из тех тренеров, которые органически не заточены на достижение результата любой ценой. Он ценил красоту игры. Именно поэтому его серебряный «Трактор» хочется называть лучшей командой лиги из тех, кто не брал Кубок.

Илья Воробьев

Что сделал: стал самым молодым тренером-чемпионом в КХЛ.

Что символизирует: власть нового поколения. 

Первый период существования КХЛ стал временем окончательного торжества тренеров новой формации, которые сами еще недавно выходили на лед в НХЛ и суперлиге.

Сейчас фронтменом этой группы стал именно Воробьев, которому уже дважды удалось оказаться в нужное время в нужном месте. В «Магнитке» продолжатель тренерской династии прошел школу Кинэна и получил от него готовую к свершениям команду с лидерами, умеющими побеждать.

А после странно обставленного ухода Знарка из сборной Воробьев оказался единственным кандидатом в его преемники. Кубок Гагарина брал, добывать олимпийское золото помогал. Затем, конечно, последовало назначение в СКА. Потому что базовый клуб и все такое.

На вершину выстроенной в нашем хоккее вертикали Воробьев взобрался быстро, но теперь ему предстоит работать в совершенно новых для себя условиях. Так что нам еще только предстоит понять, что это за тренер. И что это за поколение.

Майк Кинэн

Что сделал: стал первым иностранным тренером-чемпионом в истории КХЛ. 

Что символизирует: величие.

В Магнитогорске «усы надежды» стали трендом задолго до футбольного ЧМ. К 2013 году амбициозный и богатый «Металлург» ничего не выигрывал уже шесть лет, успев за это время перепробовать самых разных тренеров. Приглашенный в качестве умелого творца побед канадец на удивление легко сработался с Мозякиным и другими ветеранами. Можно с уверенностью сказать, что он не только выиграл Кубок Гагарина в первый же год, но и заложил фундамент будущих двух финалов.

Да, позже руководство «Металлурга» стало жонглировать процентами вклада в эти успехи Ильи Воробьева и Майкла Пелино, в каком-то смысле принижая заслуги Кинэна. Но необъективность подобного подхода очевидна, особенно сегодня, когда главный тренер – это уже не гуру планшетки и маркера, а регулятор и конфликт-менеджер. 

Что же касается неудачного опыта в «Куньлуне», то здесь Железный Майк попросту наступил на те же грабли, что и во время своего неудачного пребывания в «Сент-Луисе». Совмещать должности генменеджера и тренера в современном хоккее – это абсурд.

Вячеслав Быков

Что сделал: выиграл два Кубка Гагарина с двумя разными командами всего за четыре сезона работы в лиге.

Что символизирует: иную КХЛ.

Быков неразрывно связан с ранними годами КХЛ, когда Восток был главной силой и нормой считался уход на повышение из ЦСКА в «Салават», а не наоборот. В Уфе он проработал всего два года, но битвы его «зеленой машины» с билловским «Ак Барсом» были одновременно главным идеологическим противостоянием и украшением тогдашней лиги.

И даже его сравнительно недавний период работы в СКА на нынешнее время совсем не похож. Питерский суперклуб и сборная России на тот момент еще не совсем слились воедино, поэтому там работали совершенно разные тренерские штабы.

И все же Быков, который второго шанса в сборной так и не получил, сработал в ее интересах и в Питере, создав одно из главных звеньев нашего хоккея последних лет (Панарин – Шипачев – Дадонов). После этого он отбыл назад в Швейцарию, и снова приезжать не спешит. 

Олег Знарок

Что сделал: выиграл три Кубка Гагарина при четырех финалах с тремя разными командами.

Что символизирует: эволюцию КХЛ.

Восхищаясь «Вегасом», все как-то подзабыли, что в КХЛ уже во втором сезоне в финале играл его условный аналог – ХК МВД. Тоже сравнительно новый клуб без больших звезд, который некоторое время воспринимался исключительно как спортивный пиар-проект тогдашнего министра внутренних дел Нургалиева и некоторых его приближенных.

Знарок, которому тогда «дали поработать» после 18-го места (аномалия), сделал ставку на физику и слепил команду из дубинок и колючей проволоки – примерно с теми же свойствами. В условиях слегка закисшей в оборонительных схемах КХЛ с этим легко было сойти за проводника новой эры. 

Лео Комаров недавно отметил, что Знарок и Майк Бэбкок «одинаково требовательны». Интересно, что в их биографиях это не единственный общий момент – до последнего времени их карьеры развивались плюс-минус схожим образом. Выход в финал с не самым богатым клубом, победа в Кубке с более крутым, назначение в сборную и успехи с ней и, наконец, приход в самый богатый клуб лиги.

Тут у Знарка все вышло быстрее – победа в первом же сезоне и отставка после неудачи во втором. Все в один голос твердят, что без работы такой мужик не останется. Но есть ли у него самого психологическая готовность делать где-нибудь еще один ХК МВД, если до этого столько лет получалось идти строго вверх?

Зинэтула Билялетдинов

Что сделал: выиграл три Кубка Гагарина при четырех финалах, работал в одном клубе 7 сезонов из 10.

Что символизирует: незыблемость.

Билялетдинов – одно из немногих воплощений тренерской стабильности в КХЛ. Человек, который при любых обстоятельствах гнет свою линию и не готов сдавать принципы под давлением кого и чего бы то ни было, включая время.

Пока в КХЛ все – и богатые, и бедные – занимались бесконечными кадровыми революциями и перестройками, Билл терпеливо кроил команды по себе. Его хоккейная система может превращать игру в безжалостные по отношению к зрителям шахматы, зато сам он почти никогда не жалуется, а просто делает свое дело так, как считает нужным.

И то, что первое десятилетие КХЛ было открыто и закрыто «Ак Барсом» – одной из немногих абсолютно тренерских команд лиги – на самом деле очень символично. Не неучам же, в самом деле, побеждать.

Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin; РИА Новости/Михаил Фомичев, Алексей Филиппов, Алексей Куденко, Рамиль Ситдиков, Максим Богодвид, Антон Денисов

Мой хоккейный твиттер

Мой хоккейный телеграм