7 мин.

Главный матч тура стал привычным по содержанию для топ-матчей РПЛ. Разбор игры «Локомотив» - «Зенит»

Упрощение игры Семаком

Против «Локомотива» «Зенит» снова перешёл на вертикальный стиль игры, который в последних матчах с андердогами постепенно упразднялся. Скорее всего, причиной тому стало желание Сергея Богдановича избегать потерь в центральной трети, чтобы «Железнодорожники» не имели возможности убегать в перспективные контратаки. «Сине-Бело-Голубые» отдавали в среднем 2,82 передачи за владение, а процент длинных передач составил 14,91 в данном матче. Меньше передач за владение «Зенит» ещё не отдавал в весенней части сезона, а вот процент лонгболлов был примерно на таком уровне во всех играх с соперниками, равными по силе, кроме ответной игры с «Вильярреалом», где подопечные Семака чаще комбинировали низом в гибридной схеме 3-4-3/3-5-2.

Показатель осторожности Семака в таких атаках – топ связок в пасах с продвижением мяча.

Обратите внимание на линейность атак: в топе связки ЛЦЗ и ЛЗ, ЛЗ и ЛВ (левый вингер), связки вингеров и фуллбэков с форвардами, в которых последние только принимали мячи. Это означает, что продвигал мяч «Зенит» в основном вертикально через фланги, с которых мяч переправлялся в центр в штрафную. Выделяется разве что сочетание Оздоев-Азмун, но тут Магомед отдавал все передачи в атаках, когда «Локо» застревал в переходной фазе.

Почти во всех других матчах в весенней части у «Зенита» мяч двигался разнообразнее: были и диагональные передачи (не только верхом от Ракицкого), активнее комбинировали между собой вингер и фланговый защитник.

Наконец, рассмотрим структуру редких позиционных атак команды Семака.

Под Ракицкого никто не открывается под пас накоротке. Ярославу приходится забрасывать на Жиркова.

Обратите внимание: игроки группы атаки оставались на линии офсайда, готовятся заполнять штрафную под навес.

Такой подход к организации позиционных атак, конечно, можно осуждать с точки зрения атакующей продуктивности, но осторожность Семака в целом оправдана. «Зенит» уязвим к контратакам, а, выходя из обороны через длинные передачи, постоянно доставляя мяч в финальную треть, риск допускать их невелик. «Локо» удалась в этом матче только одна контратака. Против «Краснодара» для сравнения «Железнодорожникам» удалось провести 11.

Создавать свои моменты «Сине-Бело-Голубым» удавалось в основном за счёт отбора мяча и выигранных подборов, разгоняя атаку быстро пока соперник не успевал вернуться в своё оборонительное построение. Особенно хорош был в создании таких атак Оздоев: сумма его подборов и отборов составила 13, также из своих 39 передач он отдал 16 вперёд. Матчи с большим числом переходных фаз – вообще стихия Магомеда. Возьмём для сравнения его показатели в игре с «Фенербахче» дома, к примеру: сумма подборов и отборов – 11, передач вперёд из 36 – 12.

Карты передач Оздоева вперёд.

Проблема «Зенита» состояла в том, что в быстрых атаках не удавалось довести мяч до «убойной» позиции. Игроки били чаще всего под давлением, с немалым числом защитников перед воротами. Из-за этого из всех ударов из штрафной, коих было 7, только один пришёлся в створ. Остальные – либо улетали мимо, либо были заблокированы.

Эдер и Кварацхелия – виновники неудач «Локо» в атаке

Причина, по которой Сёмин выпустил Хвичу в старте, ещё объяснима. Дело тут, скорее всего, в том, что молодой грузин качественнее кого-либо из Миранчуков работает в обороне, а значит, будет внимательно следить за подключениями Смольникова. С этой задачей Кварацхелия справился – Игорь действительно совершенно не попал в игру, был справедливо заменён в перерыве (правда ещё и по причине того, что терялся под прессингом).

Смольников получает диагональ от Ракицкого, Кварацхелия опускается пятым защитником в линию, не даёт Игорю продвинуться к лицевой.

Смольников, приняв мяч, сместился глубже, отдал на Дриусси и побежал в штрафную. Кварацхелия дисциплинированно следовал за ним, поэтому Дриусси пришлось пасовать во фланг на набегающего Ригони.

Выбор Эдера же, исходя из контекста его роли, совершенно не понятен. Вместо того, чтобы стабильно играть классического таргетмена, через которого строился бы выход из обороны по схеме «заброс -> скидка -> подбор кого-то из игроков группы атаки», Эдеру пришлось примерить на себя вдобавок и широкую роль Смолова. Одна из немногочисленных идей «Локомотива» в позиционных атаках, перегруз одного из флангов с последующим вертикальным вскрытием его, неплохо работала, когда на край уходил Фёдор и резко забегал под вертикальные передачи. Эдеру же не хватало понимания, как надо двигаться в таких ситуациях, оттого из своих перегрузов «Железнодорожники» мало что извлекали, а сам форвард не раз забирался в офсайд. Однако в начале абзаца я выделил сразу двух игроков, португальца и Кварацхелию. Проблема Хвичи была в том, что он ни разу, получая мяч в широкой позиции, не пошёл в обыгрыш в сторону лицевой, из 7 передач во фланге и полуфланге отдал только 1 вперёд. Замена в перерыве, несмотря на неплохой оборонительный перфоманс, была справедлива.

Кварацхелия получил мяч на фланге. Ригони отрезан, перед ним свободное пространство и открывающийся из-за спины Смольникова Антон Миранчук. Вместо того, чтобы снабдить партнёра мячом, тем самым задав темп атаке, он начал смещаться в зону, которую уже успевал закрыть Барриос. В итоге атака «Локо» не получила дальнейшего развития.

Впрочем, сам факт того, что Сёмин доверяет Хвиче в таких важных матчах является неплохим подспорьем для развития молодого игрока. Стоит помнить, что он крайне молод, поэтому при должном его развитии, а именно, работой над игровым интеллектом, Кварацхелия будет прогрессировать.

С выходом Фернандеша «Локо» ожидаемо начал больше задействовать зоны между линий, но «Зенит» оборонялся очень качественно: вингеры почти что не теряли своих игроков, опорники «цементировали» подходы к штрафной.

Баринов отдаст на Алексея Миранчука между линий, однако Ригони настигнет его и не даст развить атаку. Любопытная деталь: Баринов смотрел на Антона Миранчука до последнего, но отдал не ему. Во многом благодаря этому передача прошла.

Далее «Железнодорожники» развернули атаку через Фернандеша, но на него тут же выскочил Барриос.

Мануэль отдал Баринову, ускорился дальше, но его рывок контролировал Барриос. На Дмитрия же резко выскочил Оздоев, заставил поторопиться, в результате чего опорник «Локомотива» ошибся в передаче поперёк.

***

«Зенит» заслуживал победы чуть больше в этом матче, если исходить из баланса моментов: впереди питерцы были острее, сзади почти не давали сопернику создавать. Другое дело, что, когда нет стабильного создания моментов из позиционных атак, многое сводится к зависимости от реализации, которая в какой-то степени подвела «Сине-Бело-Голубых», но благоволила «Локо» – гол с рикошета получился довольно-таки нелогичным и курьёзным.

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в котором вы можете найти больше аналитики по "Зениту".

Статистика и диаграммы – Wyscout