5 мин.

Почему октябрь — самый страшный месяц для тренеров

Позади самый «опасный» месяц для наставников. Уже стало традиционным, что многие тренеры в КХЛ теряют работу именно в октябре. В прошлом сезоне, как и сейчас, сразу четыре специалиста были отправлены в отставку, а в сезоне 2014/15 произошло пять октябрьских отставок. Многие считают, что подобное явление — это непонимание хоккейной «базы» со стороны руководящих лиц, желание генеральных менеджеров свалить вину на других людей для сохранения тёплого местечка. Разумеется, такие версии отчасти верны. Однако мы видим, что и поводы для отставок действительно есть — команды то не показывают внятной игры, а то и вовсе падают в затяжные проигрышные серии. Это главные причины, на которые опираются руководители при принятии решений, поэтому давайте рассмотрим некоторые методико-биологические аспекты, что понять, откуда берутся эти затяжные «ямы» и так ли виноваты в этом тренеры (а не невезение, «шайба не идёт в ворота», etc.)

Надо чётко понимать, что у всего есть своя причина. Команда не может проигрывать просто так, а невезение, «хоккейный бог» и другие объяснения от тренеров не имеют под собой никакого фундамента. Чаще всего в критических ситуациях люди просто цепляются за работу. Ещё один излюбленный приём — валить всё на судей, ведь перед руководством надо как-то объясняться. Тяжело прийти после матча и сказать генеральному директору: «Это я не подготовил команду, это я виноват».

Говоря с методико-биологической точки зрения, надо отметить, что август, сентябрь и часть октября — это то время, когда команда расходует ресурсы, которые были заложены в процессе предсезонной подготовки. Существует специальный термин «эффект ДОТЭ» (долговременный отставленный тренировочный эффект), который длится примерно 2-2,5 месяца. Имея в руках этот инструмент, почти любой тренер может совершить чудо даже со средним составом.

«Грузить» на предсезонке российские тренеры умеют, и не всегда это делают правильно. Чего только стоят летние сообщения со сборов московского «Спартака», где в лазарете оказывалось больше десяти человек! Происходит это по той простой причине, что у тренеров нет прочных теоретических знаний. Предсезонный период считается «общеподготовительным», что в корне неверно даже терминологически. Выражение «общая физическая подготовка» с методико-биологической точки зрения не имеет права на существование, так как любая физическая работа, выполняемая организмом человека, специфична, и задействует вполне конкретные структуры.

Некоторые тренеры предпочитают проводить один-два стартовых сбора с «работой на земле». Разумеется, исключать её вообще нельзя, но она должна ставить перед собой в первую очередь диагностическую цель. Если вы следите за хоккеем в летний период, наверное, могли заметить, как кропотливо подходил к проведению тестов физических «качеств» тренерский штаб «Салавата Юлаева». Хоккеисты там не выполняли какой-либо неспецифичной работы. Любой тренер, который организовывает занятия на земле, должен очень чётко представлять, как это можно использовать потом на льду. А не заставлять хоккеистов бегать бессмысленные кроссы по жаре по восемь-десять километров, как, к примеру, делали в Новокузнецке. Чуть углубимся: надо понимать, что мышечные волокна у человека можно классифицировать на быстрые и медленные. В ходе длительного бега по земле формируются медленные, в то время как на льду во время матча и тренировок, как нетрудно догадаться, необходимы быстрые. Сложно ли избежать таких глупых ошибок? Не думается. Кстати, тренерский штаб Николая Соловьёва, который работал в Новокузнецке, продержался всего три матча, а потом провалился и в «Нефтехимике», задержавшись в Нижнекамске на девять поединков.

Реклама 18+

Николай Соловьёв и его верный ассистент Сергей Котов

Многие специалисты, особенно те, кто помоложе, сильно «грузят» команду в ходе предсезонной подготовки, и это даёт результат на старте сезона. Летом такие тренерские штабы делают упор на энергетический баланс с упором на мощность и скорость в подготовке. На льду это проявляется в умении быстро и агрессивно играть короткие смены, выдерживать стыковую борьбу и так далее. «Команда бежит» — наверное, вы когда-нибудь слышали подобные умозаключения от тренеров или журналистов. Но постепенно эффект ДОТЭ улетучивается, и здесь как раз нужны умения тренерского штаба грамотно программировать тренировочные нагрузки. То есть, прямо по минутам расписывать, что, зачем и когда будет выполняться. В принципе, ключевые биологические аспекты для проведения такой работы изложены в ряде советских и американских книг, однако, согласитесь, тяжело представить Андрея Назарова, изучающего, почему на льду для хоккеистов основным источником энергообеспечения является креатинфосфатный путь ресинтеза АТФ. Управление физической формой спортсмена — это самая сложная вещь для достижения результата. Даже при наличии хорошего тренера по СФП (специальной физической подготовке) не всегда можно достигнуть положительного результата, так как он не имеет права полностью взять под свой контроль этот процесс. Непонимание процессов, происходящих в организме спортсмена, неспособность заранее программировать нагрузки в зависимости от календаря, зачастую приводит к тому, что тренеры опять начинают «грузить» команду, однако это приводит к тому, что энергетический запас расходуется экстремально быстро, и в октябре снижение уровня двигательных способностей хоккеистов сильно сказывается на результатах.

В таких случаях тренеры начинают устраивать «перфомансы», как, к примеру, Андрей Разин. Прекрасно понимаю, что большинство здесь считает его великолепным тренером и «настоящим мужиком», однако последнее качество отнюдь не добавляет теоретических знаний и опыта («наезжать» на руководство, персонал, хоккеистов, когда проигрываешь 10 матчей из 11, проигрываешь 26 третьих периодов — это мощно!). Именно на этом погорели такие тренеры, как, к примеру, вышеупомянутый Разин, Герман Титов из «Спартака», можно также вспомнить и очень неприятную серию из четырёх поражений «Локомотива», где работает Алексей Кудашов, чье положение в Ярославле многие долго называли шатким.

Так что в своих отставках тренеры чаще всего виноваты сами. Осенние провалы растут из вполне объяснимых вещей. Заканчивается багаж предсезонной подготовки, а дальнейшее управление физической формой в разы сложнее. Конечно, есть хорошие примеры (Герман Титов после увольнения из «Спартака» заявил, что отправится в Канаду на тренерские курсы, чтобы понять, где он был неправ), однако нередко всё ограничивается «наездами» на игроков, руководителей и обидами.

 

О чём говорят тренеры: тактический анализ дерби «Динамо» против ЦСКА