Энди Маррей: Человек на арене. Авторская колонка с Murraysworld.com
"Не критику следует отдавать должное; не тому, кто указывает пальцем на ошибки сильного или советует человеку дела, как тому лучше поступить. Почести принадлежат тому, кто выходит на арену, чьё лицо покрыто грязью, потом и кровью; тому, кто бьётся отчаянно, кто ошибается и оступается, потому что не бывает побед без ошибок и недостатков; тому, кто действительно пытается достичь цели; кто знает, что такое – самоотдача и преданность делу; кто в итоге в лучшем случае познает триумф великого достижения, а в худшем – если проиграет - то, по крайней мере, проиграет, дерзая, и поэтому его место никогда не будет среди тех мелких робких душ, что не испытают ни больших побед, ни горьких поражений."
Теодор Рузвельт, "Гражданство в Республике" (Париж, апрель 1910 года)
После того, как в начале 5-го сета четвертфинального матча против Жо-Уилфреда Тсонги Энди Маррей с превеликим трудом, но всё-таки удержал гейм на своей подаче, он повернулся к ложе, где сидела его команда, погрозил пальцем в воздухе и проорал: «Черта с два я проиграю этот матч!» После того, как мировой №2 обспечил себе место в финале Уимблдона, его титульный экипировочный спонсор Under Armour выпустил фото, где он держит в руках табличку с похожим слоганом.
Ибо – сколько ни хвали и ни критикуй его тренировочную команду, но на корт выходит только сам Маррей. Каждый раз, когда его ракетка бьёт по мячу, за этим ударом стоит его собственное решение. Каждое победное очко добыто исключительно им самим. И каждая совершённая ошибка – тоже его. Шотландский теннисист может часами готовиться, тренироваться, планировать и разрабатывать стратегию со своими людьми, которых он нанимает, чтобы они помогли ему стать ещё лучше, но в ту минуту, когда в матче совершается первый удар по мячу, всё, что он делает – это его выбор и его ответственность.
Неудачи и триумфы принадлежат ему. Он может разделить их с близкими, но никто из них в полной мере не сможет почувствовать тот первобытный экстаз, ощущаемый в миг наивысшего достижения. Это его тело и его мозг работают на пределе своих возможностей. Остальные вносят свой вклад в результат, но ноша одиночества на корте – на его плечах. Все свершения принадлежат ему. В течение трёх лет с того момента, когда он последний раз выходил на Центральный корт Уимблдона в финальное воскресенье турнира, он пытался вернуться. Боролся, сражался – но несмотря на поражения, не отрекался от мечты оказаться здесь снова. Это место его самого великого триумфа и самого жестокого поражения. Корты, на которых он пережил 58 побед и 9 проигрышей за 11 лет профессиональной карьеры.
Финал Уимблдона-2016 станет для шотландца 11-м финалом турнира Большого Шлема. После того, как он вышел в свой первый финал мейджора на US Open-2008 почти 8 лет назад, он добирался до нескольких решающих матчей на трех из четырех «шлемах», а месяцем ранее дебютировал в финале четвертого – Ролан Гарроса. Из 10 предыдущих попыток выиграть наиболее желанные теннисные трофеи успешными оказались только две.
Критики – журналисты, эксперты, комментаторы, бывшие игроки, болельщики – уже разобрали на молекулы недостатки его игры в тех 8 случаях, когда он уходил с корта с подносом, а не с кубком. «Форхенд у него слабоват», «Вторая подача хромает», «Не хватает силы духа» - только и слышно от них. Все они принимают как должное, что он дошёл до этих финалов. Все они забывают, что он играет в эпоху, которая стала свидетелем тому, как 3 других теннисиста выиграли 12 или более мейджоров каждый, и каждый раз, когда Маррей выходил в финал, ему приходилось сражаться с одним из двух: Роджером Федерером или Новаком Джоковичем.
На этом Уимблдоне ситуация поменялась. Его будущий противник полон амбиций и ожиданий, но Милош Раонич никогда не доходил до финала турнира Большого Шлема ранее. Для обоих такой расклад – терра инкогнита. Один станет триумфатором, второй потерпит поражение. Нынешний Маррей играет лучше, чем в 2013 году, когда он победил здесь. Травма спины, которая мучала его, которая не позволяла ему играть в свою игру, теперь отступила после операции и смены тренировочного режима. Он потратил тысячи часов, работая над своими игровыми недостатками, и существенно улучшил свои сильные стороны: защитные навыки, бекхэнд. В определённые моменты вариативность его игры достигала пика на протяжении последних двух лет, в течение которых он пытался оправиться от последствий операции на спине. Эти игровые улучшения были необходимы, если он хотел снова участвовать в борьбе за большие призы. Но на этом пути ему пришлось смириться с неизбежными поражениями.
Прогресс Маррея и его постоянство в достижении высоких результатов за последние 1,5 года большинством воспринимаются как должное. В 2015 году он провёл свой самый стабильный сезон в туре, существенно прибавил в игре на грунте, выиграл больше матчей, чем в каком-либо другом сезоне, и застолбил за собой 2-ю позицию рейтинга до конца года, как и в 2016-м году (за исключением пары недель). В течение текущего сезона до сего момента он дошёл до финалов всех трёх турниров Большого Шлема, ещё сильнее улучшив свои грунтовые навыки.
В последнее время каждый раз, когда Маррей выходит на корт, он переписывает свою теннисную историю. Достигнув 11-го финала Большого Шлема, он сравнялся по этому показателю с титанами предыдущей эпохи – Штефаном Эдбергом, Джоном Макинроем, Матсом Виландером. В среду он выиграл свой 100-й матч на травяном покрытии. В пятницу он превзошёл серию Бьорна Борга из 51 победного матча на Уимблдоне. Однако для многих эти рекорды и достижения бледнеют в сравнении с выигрышем в 7 «шлемовых» матчах в течение 2 недель. То, что игровая карьера Маррея пришлась на то время, когда в туре одновременно присутствуют трое величайших игроков в истории, сделало его шансы в охоте за трофеями незначительными, но тем ценнее одержанные им победы. Мы можем принимать как должное его стабильность, его достижения, его рекорды, его участие в финалах мейджоров – но он сам никогда не будет этого делать.
Тот факт, что он воспринимается как фаворит в сегодняшнем финале, - это результат преданности своему делу, наперекор беспрецедентному двухгодичному доминированию Новака Джоковича в теннисе. Менее стойкие махнули бы рукой на всё после многочисленных поражений, но Маррея они не обескуражили. С каждым новым шансом он ищет возможность триумфа. Каждая новая неудача – это повод исправить ошибки, и опять вернуться на поле поражения, взойти на арену снова и снова, чтобы однажды переписать свою историю.
Если нынешний Уимблдон не завершится для Маррея поднятием кубка, многие будут оплакивать очередной проигрыш, упущенную возможность, разбирать фундаментальные недостатки. Но попытка победить - больше поражения. 10 июля 2016 года Энди Маррей снова выйдет на арену без боязни проиграть. Его критики и летописцы будут это помнить.
Автор - amongsttheleaves. Оригинал статьи.