«Энди Маррей заглядывает на чай, потренироваться в спортзале и посидеть в одиночку на трибуне Центрального корта»
Немногие знают, но последний чувствительный проигрыш, который Энди Маррей потерпел в пределах Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета, на самом деле не был последним – и вслед за полуфинальным поражением в трех сетах от 7-кратного чемпиона Роджера Федерера в июле 2015 года через несколько месяцев последовал проигрыш на поздних стадиях чемпионата по снукеру, в котором Маррей участвовал в паре со своим тренером Джейми Дельгадо. Будучи истинным спортсменом, Маррей проводил регулярные тренировки на бильярдном сукне при подготовке к турниру. Однажды вечером, во время парижского Мастерса, за два месяца до чемпионата, он поинтересовался в твиттере, не знает ли кто-либо из его подписчиков, есть ли поблизости бильярдные залы. Таковых не оказалось, - и с момента того болезненного поражения Маррей повесил кий на гвоздь. «Я с тех пор не играл в бильярд», - признается Энди. «Я много тренировался перед тем турниром, но с тех пор, как мы проиграли, я ни разу больше не играл».
В следующие две недели (если с его бедром будет всё в порядке) 15000 человек на трибунах Центрального корта и миллионы во всем мире будут наблюдать за тем, как 30-летний британец попытается выиграть Уимблдон в 3-й раз, но в течение всех остальных 50 недель в году он приходит сюда тренироваться, поесть и расслабиться – вдали от назойливых взглядов. Джон Макинрой недавно отметил, что ни один спортсмен не испытывает того уровня стресса на крупных соревнованиях, как Энди Маррей – на Уимблдоне. Ирония в том, что сам клуб стал своего рода убежищем для Маррея.
Он активный член клуба. Другие участники часто видят его тренирующимся на кортах или в спортзале, или в клубном кафе, куда он заглядывает выпить чай или съесть ланч. Иногда его можно заметить на трибунах Центрального корта, где в тишине он предается многочисленным воспоминаниям о тех моментах игры, которые ему удалось пережить на этом легендарном газоне.
«Мне нравится бывать в клубе», - говорит Маррей. «Здесь хорошо и спокойно в течение года. Я тренируюсь на разных покрытиях, использую спортзал. Я знаю здесь каждый уголок. Возможно, другие игроки, приезжая на турнир, чувствуют себя на Уимблдоне по-особенному. Но я так много времени провожу здесь в остальное время года, что это более уютное место для меня, чем какой бы то ни было другой трунир».
Всеанглийский клуб является самым эксклюзивным теннисным клубом в мире. С этого года его новым патроном стала герцогиня Кэмбриджская Кейт. Состав его членов, однако, достаточно пестр. Явись вы сюда в апреле, вы сможете увидеть первую ракетку мира Энди Маррея, разминающимся на корте, пройти мимо Грэма Ле Со, бывшего игрока «Челси» и сборной Англии, и посидеть в кафе по соседству с сэром Тревором МакДональдом, бывшим телевизионным ведущим и журналистом, наблюдая теннисный матч на одном из экранов, где теннис показывают круглогодично.
Не нужно думать, что клуб предназначен лишь для богатых и знаменитых, и членство можно купить, отвалив немалую сумму наличными. Те счастливчики, котрым было даровано право допуска, должны вносить ценный вклад не в денежном отношении, а привлекая на благо клуба свой теннисный и жизненный опыт. Хотя в прошлом один из руководителей Уимблдона и признал, что самый легкий способ стать членом клуба – это всего лишь выиграть 7 матчей, ибо чемпионство в одиночном разряде автоматически дарует победителю статус «почетного» члена клуба.
Всего насчитывается 550 участников клуба, из которых полноценный пожизненный статус имеют только 375: именно столько вмещала трибуна стадиона на Worple Road, бывшем месте обитания клуба. Временное членство имеют 120 человек, а лист ожидания насчитывает более 1000 заявителей, многие из которых ожидают допуска долгие годы. Девять лет назад в клуб был принят человек, ожидавший этого события с 1944 года. Есть мнение, что потенциальным членам клуба необходимы три характеристики для того, чтобы продвинуться к началу списка: «Харизма, умение играть в теннис и наличие свободного времени». Последнее необходимо для того, чтобы человек был доступен к участию в матчах, которые проводятся против других клубов.
Как только членство получено, открывается доступ к безупречным клубным благам. Многие бы дали руку на отсечение, чтобы оказаться в числе избранных, но всё, что требуется от членов клуба – это символическая сумма в 120 фунтов стерлингов годового взноса. Еда, сервируемая на Уимблдоне, весьма высоких стандартов, но для участников один прием пищи из трех блюд и вина будет стоить не больше 15 фунтов.
Припоминают, что изначально Маррей не слишком стремился использовать преимущества своего членства в клубе, но сейчас он вошёл во вкус. Он любит проводить время здесь со своим лучшим другом Россом Хатчинсом и другими членами клуба, с которыми он хорошо знаком, например, Леоном Смитом, капитаном сборной Великобритании в Кубке Дэвиса.
Несмотря на то, что традиция надевать только белое при игре на травяных кортах и не носить джинсы в клубных помещениях свято блюдется, говорят, что "Уимблдон" теперь гораздо более гибко, чем раньше, относится к новшествам. Сознательно был избран курс на привлечение молодых участников, имеющих солидный теннисный бэкграунд – пусть и не достигших таких высот, как Маррей – что в итоге привело к улучшению атмосферы в клубе и повышению уровня игры.
И старший брат Энди, Джейми, и его мать, Джуди, также являются членами клуба. Последнее, кстати, было практически немыслимо десять лет назад. «Мне нравится "Уимблдон", но в нём всё слишком формально для меня», говорила Джуди в 2006-м. Теперь же она гордится, что она и оба её сына, которые выросли на кортах Данблейна, круглый год являются желанными гостями в SW19: «Для всех нас быть членами Всеанглийского клуба – особая честь. Это прекрасное место, куда можно прийти с семьей и друзьми. Здесь всё дышит историей, это спокойная и умиротворенная гавань, где можно отключиться от окружающего мира. Немало новшеств было внедрено за последнее время: спортзал очень хорош сейчас, есть бильярд и настольный теннис. Есть помещения, где молодые члены клуба любят проводить время. И, конечно, условия для игры в теннис великолепны: здесь есть корты со всеми покрытиями, которые игрок топ-уровня может пожелать.»
На 42 акрах расположились 18 травяных кортов, 8 кортов с зеленой глиной и 5 крытых хардовых кортов. В 2041 году Уимблдон расширится за счет прилегающих 73 акров соседнего гольф-клуба, когда у того истечет аренда на землю. Планируется построить множество дополнительных травяных кортов, что позволит проводить квалификацию здесь, а не в Рохэмптоне.
Одно из преимуществ, которое использует Маррей и другие члены клуба-профессионалы – это возможность тренироваться на Уимблдоне. Энди предпочитает корты Уимблдона площадкам Национального теннисного центра в Рохэмптоне, в том числе и из-за расположения клуба, т.к. его тренер Дельгадо живет в нескольких минутах ходьбы. Джейми Маррей также обитает неподалеку: «Дорога до клуба на машине занимает 5 минут… В это время года членство в клубе для меня – огромное преимущество, т.к. найти хорошие травяные корты где-то ещё – это проблема. А я как полноправный участник клуба могу пригласить одного гостя для игры со мной, что позволяет мне беспрепятственно привозить с собой Бруно (Соареса).»
Есть, тем не менее, в клубе одно место, которое недоступно даже для Энди Маррея: запрещено играть в теннис на Центральном корте в любое время года, кроме двух недель, когда идёт Чемпионат. Хотя сегодня и из этого правила сделали исключение, когда осуществлялся технический прогон и 4 теннистки, главный и линейные судьи и система Hawk-Eye приняли участие в игре из одного сета и одного тай-брейка.
Поэтому, когда незаурядная карьера Маррея подойдёт к концу, он никогда больше не сможет сыграть на Центральном корте. Вероятно, тогда он отряхнет пыль с кия и попробует ещё раз выиграть турнир по бильярду Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета.
Источник - The Times, Стюарт Фрейзер.
Перевод - Ludmila.
Вот, кстати, для вашего лагеря Фрейзер тоже кое-что написал в преддверии Уима :) - https://www.thetimes.co.uk/article/federers-grand-slam-career-by-the-men-he-crushed-62vhphs9b