9 мин.

Смена флага

Как это все у них легко получается: вчера играла за Россию, сегодня – за Австралию! Мне, журналисту не такой уж старой формации, но все же воспитанному в «проклятом совке», это очень трудно понять, тем более – принять. В том, что на днях экс-россиянка Дарья Гаврилова завоевала для  своей «новой родины» (а такая вообще бывает?!) первый за последние 17 лет Кубок Хопмана, для меня есть некий гражданский нонсенс, если хотите, географическая аберрация. Равно, как и в том, что в финале Дарья обыграла, в общем, свою же - харьковчанку Элину Свитолину (6-4, 7-6), после чего Ник Киргиос принес Австралии титул, переиграв еще одного наследника советской школы тенниса - Александра  Долгополова (6/3, 6/4).      

Сейчас, когда произошедшая не без постороннего вмешательства  ликвидация Советского Союза как крупнейшего в мире геополитического образования, уже не считается более вселенским благом – причем так думают все больше граждан не только у нас в стране, но и за рубежом, очень хочется по-новому взглянуть на многие, еще недавно казавшиеся незыблемыми реалии, в том числе и в теннисном мире. Представьте себе на минуточку, что не было бы распада СССР как государственного образования. Рыночные реформы (только не садистско-гайдаровские) шли бы своим чередом, а страну бы не разрушили – или, как говорит «майдановец» Макаревич (правда, про Польшу…) не раздербанили бы. Разрешили бы всем советским игрокам выступать в любых турнирах, оставляя себе призовые (правда, при этом справедливо было бы договориться об определенной компенсации государству – за годы бесплатных тренировок, экипировок и т.д). И все бы наши тогдашние – и будущие – сильнейшие игроки продолжали бы выступать под флагом СССР (ну или новой объединенной России, если так уж ненавистно старое название). Насколько сильнее была бы наша теннисная держава! Белорусы Максим Мирный и Наталья Зверева (кстати, лауреат Зала российской теннисной славы), украинец Андрей Медведев, грузин Ираклий Лабадзе, тот же Саша Долгополов… Вот лишь краткий список игроков, которые могли бы – наряду с Кафельниковым, Сафиным, Мыскиной &Co – приумножать теннисную славу нашей страны, равно как и свою собственную (насколько больше трофеев все бы они выиграли в рамках розыгрыша Кубка Дэвиса и Кубка Федерации). И, разумеется, не было бы массовых «вербовок» российских игроков под казахским флагом. Но это тема для более обстоятельного разговора, вернемся, как говорят одно время тренировавшие Гаврилову французы, к нашим баранам…

1

Не хочу сейчас подробно обсуждать все заранее мне известные возражения со стороны либеральных поклонников новой эпохи глобализации (так, на всякий, спросите у женщин Кёльна, отданных немецкими властями на поругание мигрантам, как им живется в эту эпоху…). Адепты неолиберализма – а в нашей стране, они сейчас, слава Богу, в подавляющем меньшинстве – в два счета разъяснят нам, почему в новый век «без границ» гражданство можно менять как перчатки. Приведут кучу аргументов на тему о том, как мало (разве так уж мало?!) сделала для карьеры Дарьи Гавриловой Федерация тенниса России (стала бы она первой юниоркой мира без нашей помощи?), какие широкие возможности открыла перед ней Австралия. Напомнят и о т.н. гуманитарных причинах – мол, у неё в Австралии жених (теннисист Люк Сэвилл), посоветуют гордиться новыми достижениями Гавриловой, потому что она все равно остается нашей теннисисткой…

Сама же она гордится (еще с августа 2014 года), что выступает за Австралию, за которую заявилась еще на прошлогоднем US Open. Вот еще пара цитат из Гавриловой. «Лично мне нравится жить и тренироваться в Австралии, и всё равно, что об этом думают остальные. Некоторые порадуются, что у меня в жизни всё хорошо, кто-то, наоборот, будет завидовать». Или – «…люблю Австралию, а люди могут думать что им угодно. Кто-то будет за меня рад, кому-то это не понравится, но это ничего не изменит. Я чувствую себя австралийкой». То есть, любовь москвички по рождению к России, если и была, то завяла, как те помидоры. А как насчёт «Москва, люблю тебя как сын, как русский…»?!

Ну, я еще понимаю ставшего французом экс-иранца Мансура Бахрами – ему угрожал суровый иранский режим, который просто не позволял играть в теннис своим гражданам. Но кто и чем угрожал Дарье Гавриловой, Юлии Путинцевой, Михаилу Кукушкину?! (Последний, кстати, на мой недавний вопрос о том, не было ли у него сожалений морального плана по поводу ухода под казахский флаг, ответил в том духе, что, мол, настоящий профессионал должен думать только об успешном развитии карьеры…).

Главной причиной ухода Гавриловой под австралийский флаг многие называют конфликт с Федерацией тенниса России, который случился у Дарьи осенью 2013 года, когда ей хотели предложить сыграть за сборную России в финале Fed Cup. Ответ был таков: «Нет, я не сыграю в Кубке Федерации. Меня перед Кубком Кремля даже за игрока сборной не держали – не дали никаких приоритетных условий для тренировок, хотя для сборниц было отведено отдельное время. Так что теперь я лучше поиграю на рейтинг в Азии». Понятное дело, налицо обида. Ладно, обижайся на отдельных чиновников, но сразу на всю страну и её флаг… Не знаю, можно ли это назвать карой свыше, но игры «на рейтинг» Азии закончились для Гавриловой крайне неудачно: уже в третьем матче она порвала крестообразную связку и выбыла на восемь месяцев.

Основой же для конфликта послужило, как считают многие теннисные обозреватели, недостаточная финансовая поддержка со стороны Федерации тенниса России. Наши высшие теннисные функционеры – в том числе Президент ФТР Шамиль Тарпищев – тоже объясняют феномен Гавриловой отсутствием адекватного финансирования: «У нас есть контрактная система, только федерация не может выполнять своих обязательств. Для теннисиста уровня Гавриловой необходимо вложение порядка 200 тысяч евро ежегодно».  Уважаю Шамиля Анвяровича и его мнение, но тут уж хотелось бы выйти за рамки дипломатии и дать, как говорили раньше, морально-политическую оценку случившемуся. Уже слышу, как скрипят зубами от злости апологеты потенциальной теннисной Болотной, но все-таки спрошу: неужели теперь так - дают мне 200 000 евро, играю за страну, не дают – меняю гражданство?! Из комсомола теперь выгнать некому, да и комсомола больше нет… Но ведь вернулись вечные христианские ценности – а там про добро и зло, про верность, про 30 сребреников, наконец…

Могу привести десятки примеров обратного свойства. Например, никогда не помышляла о смене гражданства Лена Дементьева, хотя ей помогали не больше Гавриловой - её мама сама крутилась и нашла-таки частных отечественных спонсоров. Не мыслят себя под чужим флагом ни юный Андрей Рублёв, ни тёзка Гавриловой – Дарья Касаткина… Вы спросите – сколько можно уповать на частный энтузиазм преданных русских теннисных родителей? Когда же появится налаженная система подготовки - и финансирования! – талантливых русских игроков? Вопрос не праздный, актуальный, в муках решаемый, но пока все еще никак не решенный. Однако это не повод для морально слабо оправданной гордости за Австралию… Надежда на это слабая, но очень хочется верить, что в этой продекларированной гордости все же больше глупости и свойственной молодости горячности и задора, нежели осознанных и глубоко выстраданных чувств.

3

Лично меня, как и многих моих коллег и теннисных болельщиков, задел даже не сам факт, что наша спортсменка решила еще в прошлом году выступать за другую страну... А то, что для себя сделала из этого предмет особой гордости и трубит об этом всему миру. И вот теперь наверняка гордится выигранным для Австралии Кубком Хопмана под флагом Австралии… Не могу не привести высказывание и моего бывшего тренера по клубу ЦСКА Виктора Николаевича Янчука, также высказавшегося в свое время на тему Гавриловой. «Пусть играет за эту Австралию, если ей так хочется. Еще она гордится - чем гордиться? Это ее личное дело. Я бы не сожалел, что произошло что-то значимое или особенное для нашего тенниса…. Это игрок сотни, топ-50 - так я оцениваю ее перспективы. Но я не вижу ее в десятке или пятерке, что требуется российскому теннису", - резюмировал опытный тренер в интервью агентству "Р-Спорт".

Уважаемый специалист мог ошибиться в сугубо спортивной оценке  талантов Дарьи Алексеевны Гавриловой (на начало 2016 года она стояла в рейтинге 36-й). Но насчет того, что пущай себе играет «за эту Австралию», это не в бровь, а в глаз. Потому как прав был подолгу живший во Франции, но никогда не отказывавшийся от своей Родины Иван Сергеевич Тургенев: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится».

4

И напоследок еще одно «алаверды». У Марии Шараповой, обыграть которую с 12 лет мечтала Гаврилова (и ей это однажды удалось) в свое время хватило ума – и сердца – остаться гражданкой России (не исключено, правда, что кто-то ей вовремя подсказал…). А ведь у ней были гораздо более весомые предпосылки  - сулившие ей немалую выгоду! - стать человеком made in USA. И теперь она наверняка рада своему не по годам мудрому решению. Некоторые возразят: просто она осталась россиянкой, потому что так круче – прежде всего, с точки зрения маркетинга. А я на это отвечу: русским вообще быть круто! Сейчас - больше чем когда бы то ни было. Жаль, что при всех ее по-cвоему справедливых претензиях к русскому теннису не поняла этого Дарья Гаврилова, статья о которой в Wikipedia начинается следующей безликой строкой - «… теннисистка, по ходу своей карьеры представлявшая на соревнованиях Россию и Австралию»…

Михаил Иванов

Журнал Tennis Weekend

Мы в соц. сетях: VK и Facebook

7
6
5
4
5