6 мин.

Подача с выходом к сетке как элемент современного тенниса

Римский турнир получился неожиданным и интересным. Что было интересным, по крайней мере, для меня? Первое, если говорить о наших, – это то, что результаты всех игроков, даже Нади Петровой, которая вошла в восьмёрку, – совсем не то, на что мы рассчитывали.

У каждого, наверное, есть оправдания, но я, например, совсем не ожидала и мне обидно, что Лена Дементьева проиграла Иванович. Я предполагала, что она её перебегает, а получилось то, что Иванович, которая играла в какой-то степени в защите, вдруг выиграла у Дементьевой. Что происходит с Кузнецовой, я вообще не понимаю. У Сафиной появилось много приятного и нового. Во-первых, ритм подачи намного лучше. Во-вторых, сократился замах при ударе справа, что тоже очень хорошо для неё. Поэтому она молодцом, что после этой ужасной травмы она вышла на новый тренировочный процесс и смогла кое-какие вещи подчистить. Она это сделала, и ей сейчас нужно наигрывать и не отступать на то, что было раньше.

Второе, что меня поразило – это игра сестёр Уильямс. Они играют совершенно не на тех скоростях, на которых играли. Я сама очень хорошо помню, что когда становишься взрослее, то становишься и мудрее в игре на корте, но иногда с этим можно перебарщить. Та потрясающая мощь, которая была особенно хороша у Серены, совершенно не использовалась. То, что она вела в решающем сете 5:4 и 6:5 и не смогла выиграть свою подачу, для меня было в какой-то степени шоком.

Янкович, конечно, стала играть лучше, но у всех через игру проходит один момент – это нервы. Та же Иванович, которая блестяще обыграла и Веснину, и Азаренку, и Дементьеву, и для которой этот турнир стал просто потрясающим, вдруг бесславно и просто проиграла Мартинес Санчес, причём в матче не было ни одного интересного и запоминающегося момента, кроме игры испанки.

Я для себя и раньше отмечала, что новый и очень тяжёлый формат сдвоенных обязательных турниров с сетками по 64 человека, когда приходится играть три недели без отдыха, будет давать возможность прорваться игрокам, готовым взять свой кусочек счастья а, с другой стороны, из-за этого будет очень много неожиданных результатов. Например, сейчас в Мадриде Кузнецова получила в соперницы в первой же встрече Шахар Пеер, а это тяжёлый и высокий в классификации соперник. Такого даже на турнире «Большого Шлема» не бывает, там хоть есть возможность получить какую-то передышку в первых кругах.

Мартинес Санчес оказалась как раз той теннисисткой, которой чуть повезло в какой-то степени, но она была готова к этому везению и действительно играла с невероятным энтузиазмом. То, что она играла подачу с выходом к сетки, конечно, тоже очень приятно, потому что я считаю, что должна быть такая вещь в современном женском теннисе. Причём, она это делает прилично, она это делает так, как нужно. Это не то, что, скажем, выскочила, ударила какого-нибудь плоскаря и пришла в себя. Она играет так, как это надо делать – разыгрывает, выходит вперёд и завершает атаку на ходу – за такой игрой было очень приятно наблюдать. При этом она очень хорошо использовала то, что она левша, прекрасно выполняла уходящую подачу. Но всё же мне удивительно, что такое произошло с Янкович, которая тоже блестяще играла на турнире.

Янкович стала играть в более новый и быстрый теннис. Раньше она больше плассировала и запутывала своего соперника, используя хорошее движение и игру на паузе, но скорость и мощь у неё немножко буксовала, если сравнивать, например, с Сереной Уильямс или Дементьевой. А тут у неё и мудрость осталась, и скорость ударов появилась, и появился более активный теннис, который, как я понимаю, дал ей возможность побеждать. А в финале она немножко струсила. Как это для себя объясняю – вот, когда ты играешь, скажем, с сёстрами Уильямс, а сама пришла в десятку самой последней, то выходя против этих игроков, ты не испытываешь давления, говоря себе – ну проиграю, и проиграю. А тут, в финале, она не имела права проигрывать против такой соперницы. Очень уж хотелось выиграть такой большой турнир, она уже немножко подзабыла радость от больших побед, и тут её прихватило.

Мартинес Санчес, опять же, – молодец в том, что у неё была возможность, и она её взяла. То, что ещё играла подачу с выходом к сетке – очень здорово. Конечно, ей будет сложно всё это делать, потому что на неё теперь все будут настраиваться, но мне кажется, что она к этому готова. Такие игроки, как она, как Викмайер – другие, не такие, как все, у которых только задняя линия, задняя линия и всё. Они интересны для публики и особенно будет интересно, когда они станут добиваться результатов. Для меня это вдвойне интересно, потому что я играла подачу с выходом к сетке даже на «Ролан Гаррос» против Маргарет Корт, причём это у меня получалось. Мартина тоже это делала на грунте, почему же это нельзя делать теперь? Не думаю, что это можно делать сейчас подряд, как это, скажем, делала я, когда я выходила к сетке практически на каждой , но как элемент это должно существовать.

Сейчас, когда я учу игрока, я предлагаю каждому играть подачу с движением вперёд. Таким образом, ты как бы гарантируешь себе атаку, даёшь нагрузку на психику соперника, который не знает, то ли ты вышел вперёд, то ли нет. А дальше – это уже твой выбор, в зависимости от твоего ощущения – то ли ты идёшь вперёд, то ли остаёшься на задней линии. Я считаю, что этим пользоваться надо и надо обратить на это внимание. И на грунте тоже, тем более, что грунт сейчас и в Риме и на «Ролан Гаррос» очень быстрый, сейчас уже нет полностью земляного тенниса. Только испанцы остались, но вот видите, есть и такие, как Мартинес Санчес, которая не мудрила и сыграла так, как умеет.

Если вспоминать какие-то положительные вещи, то можно сказать, что у Светы Кузнецовой игра с выходом к сетке тоже есть в арсенале. Может быть не всегда, но она это тоже делала и очень часто удачно. У Светы подача с выходом к сетке была как элемент, она прекрасный парный игрок. Это не то что я её научила, она это умела всегда, я просто к этому её призывала, и Шамиль Тарпищев тоже её просил, чтобы она это делала чаще. То же самое как элемент могут делать сёстры Уильямс. Если взять, скажем, Иванович, у неё этого пока нет, она это использует редко, как некоторый укол. В принципе, это довольно сложный элемент, который надо очень долго наигрывать. Не только нужно уметь это делать, но надо ещё чувствовать своё состояние на корте и чувствовать состояние своего соперника – как он может тебя обводить, и куда тебе бежать, чтобы защитить своё положение и выйти из него победителем. Для овладения этим элементом требуется время.

Сегодня в Мюнхене играет Миша Южный. Я себе говорю – ну, хотя бы Миша! Замечательный мальчик, к сожалению, мне негде посмотреть матч, но финал – это уже очень хороший результат. Для него, для парня, у которого отец был военным, день 9 мая – особенный, и я уверена, что он будет бойцом. Для него это важно, он отдаёт честь своему папе, сегодня у нас большой праздник, поэтому Миша будет биться. Мне хочется только пожелать ему успеха!