С легкой руки Фоньини
И в итоге потерпела достаточно болезненное домашнее поражение от команды гостей из Италии. С легкой руки их лидера Фабио Фоньини, который, несмотря на поздний приезд и дальний перелет, действительно играл в столице Восточной Сибири легко и непринужденно, словно зарядился в Нью-Йорке энергией от своей невесты — свежеиспеченной (ну что твоя итальянская чиабатта) чемпионки US Open 2015 Флавии Пеннетты.
И все же схожесть двух команд и двух поединков побуждала организаторов матча с российской стороны не менять победную тактику: вновь был выбран дальний регион России (президент ФТР и капитан нашей мужской сборной Шамиль Тарпищев вообще хотел лететь в более удаленный Хабаровск, но там были сложности с финансированием, а спонсорские деньги удалось подтянуть в Иркутск). «Команда Италии — приблизительно такая же, как и сборная Испании, — рассуждал перед матчем Шамиль Тарпищев. — Поэтому если мы сумеем подловить итальянцев на неправильной адаптации, будем иметь преимущество… Тут, в Иркутске, по времени плюс пять часов в другую сторону. Это все-таки много. Плюс восемь [часов] было бы легче. Тогда ночь как бы переворачивается, а так плюс пять — ни то, ни сё. С учетом того, что итальянцы летят из Америки, с турнира US Open, они не должны быть в порядке».
«Если Фабио будет три матча играть — пару и две одиночки — что с ним будет?!» — задавался вроде бы риторическим вопросом наставник российской сборной, памятуя о предыдущем выездном для Италии кубковом матче в Казахстане, где Фоньини «не сдюжил» и проиграл в решающей пятой одиночке игроку Казахстана Недовесову. Вероятнее всего потому, что несерьезно отнесся к вопросам адаптации. «А если ты приезжаешь не вовремя, значит, ты неправильно тренируешься, — рассуждал Шамиль Анвярович. — Тот же Робредо во Владивостоке “сгорел” во время слишком интенсивных тренировок и выдохся».
Все это вселяло в меня оптимизм, и сразу же по приезде в Иркутск я начал искать добрые приметы, которые помогли бы автору этих строк закрепить позитивный настрой. И нашел сразу несколько! Во-первых, здесь жили в изгнании декабристы, которые, как известно, «разбудили Герцена», а значит, и нашим игрокам почивать на владивостокских лаврах память о героях восстания на Сенатской площади не позволит. Во-вторых, на Центральном рынке здесь ведрами продавали огненно-красные рыжики — точь-в-точь как шевелюра нашего юного Андрея Рублёва. Наконец, на местной улице Дзержинского — куда ж без нее? — я обнаружил торгово-офисный центр «Рублёв». И пусть это было случайным совпадением, но примета есть примета: она должна помочь Андрею оказаться на высоте положения (наивно думал я).
Вот только все эти рассуждения и благостные прогнозы опрокинул к чертовой матери лидер итальянцев Фоньини, который победил в Нью-Йорке в очередной раз Рафаэля Надаля и прилетел в Иркутск аж во вторник, после «отмечания» триумфа с без пяти минут женой Флавией Пеннеттой. Которое проходило, понятное дело, не в нью-йоркской муниципальной библиотеке. Итальянец должен быть просто ни-ка-ко-о-ой! — обрадовались все мы, русские журналисты, работавшие в пресс-центре спортивного комплекса «Байкал-Арена» в Иркутске.
Но матерый кубковый волк Коррадо Барадзутти (как игрок он выиграл в 1976 году Кубок Дэвиса в выездном матче в Чили) вопреки ожиданиям выставил на одиночный поединок в пятницу не Андреаса Сеппи, а именно Фабио Фоньини. А формального (по рейтингу) лидера Сеппи — так, для маскировки — заявил на парную встречу якобы вместе с Паоло Лоренци. «Якобы» — потому что Лоренци он на самом деле был готов в лучшем случае доверить сыграть ничего не решавшую одиночку (тот потом и выиграет ее спокойно у Константина Кравчука, сделав общий счет в матче 4:1). А ставку с самого начала итальянский капитан делал на своего самого харизматичного — и точно самого техничного — игрока. На Фабио Фоньини. Он верил, что тот справиться с нагрузкой. «Я знал, что он был готов играть все три матча, — скажет уже после победы итальянский наставник. — Он был 13-й ракеткой мира, он неоднократно побеждал Надаля. В Иркутске Фабио сыграл хорошо, но он может играть и еще лучше».
Потом Барадзутти еще пару раз наведет тень на плетень. Запустит в итальянскую прессу версию о том, что у Сеппи бурсит на левой стопе. А затем при счете в матче 1:1 скажет, что менять дуэт Сеппи/Лоренци вроде бы не намерен. И тупо заменит его на проверенную звездную пару — чемпионов Australian Open 2015 Симоне Болелли и Фабио Фоньини.
Но до этого должны были еще выйти на первые две одиночки все тот же Болелли (против лидера россиян Теймураза Габашвили) и надежда российского тенниса Рублёв, которому, вероятно, ставилась задача обыграть или хотя бы «укатать» теннисного плейбоя Фоньини в пяти сетах, чтобы его уже не хватило на третий игровой день. И если Тимур со своей задачей справился и оправдал прогноз соперника с юниорских времен Болелли о том, что на «этом корте Габа (как зовут его итальянцы) может быть очень опасен», то Андрей, увы, нет.
Теймураз уверенно принес своей команде первое очко, победив второго номера команды гостей в трех сетах (7/6 (7:2), 6/1, 6/3). Россиянин нервно начал матч, сразу отдав свою подачу. Но Симоне Болелли нервничал не меньше. Габашвили тут же сделал обратный брейк и выровнял положение. В 6-м гейме первой партии у россиянина было три брейк-пойнта, но итальянец выкарабкался из сложной ситуации. Так оба они дошли до тай-брейка, в котором россиянин был точнее. После этого Болелли явно сник и морально, и Габашвили выиграл последние два сета за явным преимуществом.
А вот вышедший на корт вслед за Габашвили Андрей Рублёв лидеру итальянцев Фоньини уступил. Все-таки за последние пару лет Фоньини стал игроком «из другой Лиги» — элитной. И это, как поведал мне в самолете по пути из Иркутска в Питер партнер Фоньини — внешне сдержанный Симоне Болелли, произошло с Фабио после того, как он начал работать с тренером Хосе Перласом (с кем-нибудь из россиян испанец случайно не хочет поработать?!). Чем острее играл Рублёв итальянцу уходящими косыми под право, тем опаснее отвечал Фоньини, часто пробивая с форхенда навылет.
«Нам не удалось навязать Фоньини затяжную и утомительную игру», — скажет уже после окончания всего кубкового поединка Шамиль Тарпищев, употребив дипломатичное «мы», хотя в данном случае эта задача конкретно ставилась Рублёву (увы, не слывущему мастером марафонских матчей). Кто знает, сыграй Фоньини все пять сетов в первой своей одиночке, может, и стал бы он похож на выброшенного волной на берег байкальского омуля, жадно хватающего жабрами сибирский воздух. Теперь мы это уже не узнаем…
Да, формально говоря, их с Рублёвым разделяла целая пропасть в рейтинге, но Андрей, тем не менее, очень хотел принести сборной второе очко (как он потом будет горевать из-за того, что «подвел команду», и не передать!). Проиграв на тай-брейке первый сет 6/7 (8:10), Андрей позволил первому номеру сборной Италии поймать ритм, а заодно и кураж, и в оставшихся двух сетах Фабио Фоньини уже чувствовал себя весьма уверенно, о чем говорит и счет двух последних партий — 6/2, 6/2.
Хотел-то Андрей хотел, но мог ли? Если бы выиграл тай-брейк в первом сете, шансы на это у него были. Но упустив сетболы, россиянин получил затем неберущийся удар в «девятку» от Фоньини уже на сет-пойнте у итальянца. И полетела ракетка в воздух. А затем и мяч был послан со всей силы под потолок: этот момент потом выложил на сайте в видеозаписи редактор итальянской “Gazetta dello Sport”, написав: “Rublev reagisce cosi” («А вот как реагирует Рублёв»). Потом на пресс-конференции Андрей с горечью признает, что после проигрыша первого сета расстроился, потерял контроль над собой, а потом уже его соперник поймал кураж, почувствовал себя увереннее и уже действовал свободно и легко. Значит, все понимает…
Но сделать с собой — пока? — ничего не может. Психанул бы я, годящийся Рублёву в довольно возрастные отцы, в такой же ситуации? Скорее всего, да. Но меня Бог не сподобил играть в теннис на уровне сборной (моим пределом был третий взрослый разряд, до сих пор — предмет особой гордости). У нас, акул пера, другая задача: типа, писатель пописывает… А читатель, включая самих игроков, соответственно почитывает и делает какие-то правильные для себя выводы. И очень хочется, чтобы этот рыжеволосый такой весь в душе русский парень, к которому я по-прежнему отношусь с огромной симпатией, научился держать себя в руках в критически важные моменты матча. Тогда он ворвется в первую сотню гораздо стремительнее по сравнению с тем, как у него это получалось до сих пор (на момент сдачи номера в печать его высшим достижением было 176-е место в одиночном рейтинге ATP).
При счете 1:1 многое в этом матче — если не все — решала парная игра. И тут уместно привести еще одну цитату от Шамиля Тарпищева: «Если каждый из наших игроков покажет на корте 90 процентов того, на что он способен, это будет здорово». Правда, потом добавил: «Этого может хватить для победы, а может, и нет».
И все же, по крайней мере на мой субъективный взгляд, наши не сыграли на 90% своих возможностей. Ну разве что Габавшвили был близок к этому показателю — в матче с Болелли. А вот парники Кравчук и Донской сыграли чуть хуже, чем в предыдущем своем парном поединке против испанцев Лопеса и Марреро. Кравчук чуть хуже подавал и играл с лета, Донской чуть чаще ошибался с отскока и тоже имел проблемы на подаче. Впрочем, часто свои лучшие качества тебе просто мешают проявить твои более умелые соперники. Возможно, так было и на этот раз. В итоге российская пара уступила итальянскому дуэту Фабио Фоньини/Симоне Болелли со счетом 5/7, 6/2, 6/7 (5:7), 6/7 (2:7). Матч был практически равным, причем во втором сете казалось, что наша пара поймала свою игру. Однако класс итальянского дуэта в итоге все же сказался, особенно при ключевых розыгрышах на двух тай-брейках, которые российская пара сыграла крайне неудачно. В четвертом сете был момент, когда наши повели 4/1, но при счете 4/2 отдали не вовремя подачу Донского. В итоге итальянцы перевели партию в тай-брейк, где вновь были сильнее. Итальянцы выиграли, но с огромным трудом. Не случайно капитан Коррадо Барадзутти был весьма доволен этой важной «выстраданной» победой, как ее назвали по горячим следам итальянские тележурналисты.
Что касается наших игроков, то они отметили высокое мастерство соперников, которые, в отличие от испанских парников Лопеса и Марреро, одинаково здорово играют и с лета, и с задней линии, где на этот раз у россиян не было преимущества. «Особенно хорошо итальянцам удавался прием. Например, во время розыгрыша тай-брейке», — признал в этой связи Евгений Донской. Да, наши ребята были, конечно, расстроены, но, надо отдать им должное, у них хватило душевных сил, чтобы сделать профессиональный анализ матча и дать по горячим следам объективную оценку раскладу сил в парном поединке.
Но надежда еще была жива (она, пардон за банальность, умирает последней). Тем более что к концу парной игры Фоньини уже был слабым звеном в итальянском дуэте, он явно устал, и — если бы не надежная игра партнера Болелли — еще неизвестно, чем бы все это закончилось. Отлично готовый физически Габашвили должен превзойти в первом воскресном матче итальянца (ведь не железный же он!). Так думалось в субботу вечером многим моим российским коллегам.
Но Фоньини опять выиграл… Хотя и нервничал в первом сете: взяв чужую подачу сходу тут же отдал свою. Но все же Теймураз Габашвили не смог навязать лидеру итальянской сборной затяжную борьбу в пяти сетах и уступил в трех. В первой партии шла равная, довольно нервная борьба. Правда, было видно, что класс итальянца выше: и технически, и тактически он играл более вариативно, в нужный момент рисковал, когда надо держал мяч в игре. Он делал эффектные и весьма эффективные укороченные, вовремя выходил к сетке и четко убивал мяч с лета. А подача, хоть и не отличалась особой мощью (мяч летел не быстрее 180–184 км/ч), была точна и сложна для приема.
Тем временем игра Габашвили во многом зависела от его подачи. А если она не шла, наш игрок начинал чаще ошибался с отскока. И россиянин подтвердил потом на пресс-конференции, что подача его «подвела». И все же у него были редкие шансы взять первый сет (а это надо было обязательно делать, потому что Фабио еще не включился в игру на все сто процентов). Например, при счете 3/2 в его пользу у россиянина был брейк-пойнт, но Теймураз ошибся слева, принимая несильную вторую подачу итальянца. Зато Фоньини при счете 5/5 свой шанс не упустил и сделал брейк. Габашвили героическими усилиями вернул должок и перевел сет в тай-брейк, но сыграл его плохо. Итальянец заработал три сетбола (6-3). И со второго взял сет.
Вторая партия началась удачно для россиянина: Фоньини сразу отдал свою подачу. Но россиянин делает ответный подарок — проигрывает свою (1/1). А при счете 3/2 в его пользу Фабио еще раз отбирает подачу соперника и ведет 4/2. Довести второй сет до победы уже было делом техники. На этой стадии поединка первая ракетка команды Италии уже чувствовал себя весьма уверенно, а трибуны поутихли и уже не так рьяно поддерживали российского теннисиста, тем более что он с самого начала третьей отдал свою подачу… При счете 3/2 на своей подаче расслабленный Фоньини даже поаплодировал Габашвили за его красивый удар по линии. А потом Габашвили снова сыграл активно и выиграл-таки гейм на подаче соперника (3/3). Российская скамейка оживилась. Подает Габашвили. 15:30, 15:40… 30:40. Ровно. Нервный гейм, но Габашвили его берет: 4/3 в пользу нашего игрока.
Чтобы смотреть дальше, надо было подложить валидол под язык. Фабио держит свою подачу (4/4). Габашвили не менее уверенно — свою (5/4). Фоньини не уступает (5/5). Тимур — свою (6/5). В действиях нашего появилась агрессивность. Но Фабио все-таки не отдал свою, а потом Габашвили, по его же определению, «бездарно сыграл тай-брейк» (6-2). Наш спасает два матчбола (4-6). Но чуда не произошло, Фоньини берет тай-брейк, приносит команде досрочную победу со счетом 3:1 и сохраняет за Италией место в Мировой группе. Где нас нет с 2012 года… «Невезуха, пять тай-брейков продули…» — подвел эмоциональный итог этому кубковому матчу капитан сборной России Шамиль Тарпищев, когда я вышел на корт в расстроенных чувствах. И мы обменялись грустными взглядами. Хотелось сказать нашему капитану что-то ободряющее, но сил уже не было…
«Если бы мы “зацепили” пару, все могло пойти по-другому, — скажет потом, уже когда осядет пыль на Центральном корте «Байкал-Арены», Шамиль Тарпищев. — Где-то сами сыграли плохо, где-то просто не повезло». Отметив, что с точки зрения отдачи и отношения к делу у него нет претензий к своим игрокам, российский капитан упомянул также такой фактор, как везение, что отчасти повлиял на исход этого кубкового поединка. «Всего мы проиграли подряд 6 тай-брейков…» — посетовал Тарпищев, приняв во внимание результат пятой (проигранной нами) уже ничего не решавшей одиночки.
С другой стороны, российский капитан объективно признал, что лидер итальянцев Фабио Фоньини сыграл выше всяких похвал и, в принципе, «сделал игру». Чуть позже, уже во время турнира “St. Petersburg Open 2015”, чемпион Кубка Дэвиса 2002 года и вице-президент ФТР Евгений Кафельников выскажется еще более жестко и признает, что Фоньини «обыграл сборную России в одиночку». А еще, помнится, тот же Кафельников в беседе с вашим покорным слугой как-то отметил, что для победы в Кубке Дэвиса он все же предпочел бы иметь команду, состоящую не из крепких, пусть и сыгранных середняков, а сборную из двух звезд, каковыми были в свое время сам Евгений и Марат Сафин. Ну или, добавим от себя, хотя бы из одной звезды, каким и предстал в Иркутске главный герой матча Фабио Фоньини.
Поэтому для реализации амбиций по возвращению в Мировую группу нам остается либо предъявить теннисному миру в ближайшие пару лет новую — пока безымянную — звезду (лучше две). Либо вырастить таковую из числа нынешних игроков сборной России, которые честно боролись с итальянцами в этом трудном матче плей-офф и проиграли потому, что те в целом были сильнее.
Михаил Иванов,
Иркутск — Москва
Журнал Tennis Weekend