Скорбная сестра победы
Выбрав себе любимого теннисиста, мы, конечно же, желаем ему исключительно побед. И когда он проигрывает, поначалу это портит нам настроение, весь день идёт насмарку, да ещё болельщики заклятого соперника с издёвкой отпускают злорадные шуточки... Постепенно мы начинаем относиться к таким поражением более спокойно. Ведь нельзя уже умирать каждую неделю, правда?
А что думают о поражениях сами игроки? Задавшись этим вопросом, корреспондент официального сайта Уимблдона Ли Уолш беседует с Фелисиано Лопесом и Луцией Шафаржовой (все претензии к русскоязычному написанию имён - к Википедии). Приведённая статистика верна (лично не проверял, но доверяю автору статьи) на начало Уимблдона.
--------------------------------------------
«Да каждую неделю», - вздыхает Фелисиано Лопес с ухмылкой стоика на лице. Испанец только что обыграл Ника Киргиоса в первом круге на турнире в Риме – одержал 378 победу в карьере, но на этот раз, под зонтиком на Форцо Италико, мы разговариваем о поражениях, «подводных камнях» в профессии теннисиста.
«Это одна из составляющих работы», - объясняет Лопес. «Когда в юности начинаешь выступать в соревнованиях, то осознаешь, что всё это выигрывает только один парень».
Возможно, самым приятным ощущением от всего турнира является чувство предвкушения перед его началом. Возможности безграничны. Будь то фьючерс в зимбабвийском Хараре, челленджер в узбекской Фергане или турнир Большого Шлема в английском Лондоне, свежая, только что отпечатанная сетка сулит новую надежду. «Быть может, всего лишь быть может, это будет моя неделя».
Но когда дело касается поражений, спорт, и в частности теннис, не знает пощады. В рейтинговых таблицах мужского и женского профессиональных туров насчитывается порядка 3500 игроков, но к концу каждой недели лишь чуть больше процента от их числа прижимают к себе драгоценную посудину.
«Ты знаешь, что, по-видимому, будешь терпеть поражение каждую неделю», - признаётся Лопес. «Если выиграешь один турнир в году, то значит тебе повезло. Некоторые типа Новака Джоковича побеждают на пяти - шести, но таких ребят можно по пальцам пересчитать».
С момента начала профессиональной карьеры Лопес сыграл почти в 350 соревнованиях. 12 раз он «протянул» до последнего дня, а последнее очка выиграл четыре раза: в Вене (2004 год), Йоханнесбурге (2010) и Истбурне (2013 и 2014).
«Чувство победы просто потрясающее», - говорит Лопес, который к числу своих достижений причисляет и победы в Кубке Дэвиса. «Победить на турнире так непросто. Надо сыграть четыре-пять матчей, и день ото дня всё складывается по-разному. Бывает, что сегодня играешь отлично, а завтра – просто дерьмово. Так что если удаётся сыграть в свой лучший теннис четыре или пять дней подряд и выиграть турнир, то чувствуешь себя очень счастливым, потому что это так сложно».
«Но такие моменты столь недолговечны», - добавляет он, прищёлкнув пальцами.
Уроженец Толедо, занимающий сейчас 14 строчку в мировом рейтинге, ранее в этом году поднялся на лучшую в карьере 12-ю позицию. Он также потерпел 349 поражений, столько же сколько и Михаил Южный, что ставит их на первую строчку по числу проигрышей среди действующих игроков. В Открытую Эру только пятеро теннисистов проигрывали чаще: Фабрис Санторо (444 раза), Джон Александр (384), Йонас Бьоркман (362), Винсент Спейди (359) и Марк Россе (351).
Но в теннисе поражения являются скорее показателем продолжительности карьеры, чем мерой успеха. Бывший чемпион Уимблдона Горан Иванишевич за время своей легендарной карьеры проиграл 333 раза, а бывшая первая ракетка Карлос Мойя оказывался не на той стороне строчки с результатом матча 319 раз. Роджер Федерер, победитель рекордных 17 турниров Большого Шлема, проигрывал 233 раза, Мартина Навратилова – 219, Джимми Коннорс – 278, Аранта Викарио-Санчес – 295, Иван Лендл – 239... Этот список можно продолжать долго. Похоже, что поражения неизбежны.
«Это непросто», - признаётся Луция Шафаржова, которая потерпела 260 поражений на протяжении 13-летней карьеры, прежде чем выйти в финал Ролан Гарроса этого года. «Не так уж много видов спорта с подобным количеством поражений. Радость от побед столь мала по сравнению с горечью еженедельных поражений. Но мы относимся к ним немного по-другому. Даже если не выигрываешь весь турнир, то можно радоваться победам в отдельных матчах».
Насколько же важен позитивный настрой? «Стоит любых денег в теннисе», - просияв отвечает чешка.
Для Лопеса ключевым качеством является терпимость. «Поражения по-всякому произойдут, так что нужно их принять. И как только сможешь их принять, то начнёшь справляться с этой ситуацией лучше».
Принятие поражений – любопытная штука. Для юных дарований именно сильная неприязнь к поражениям зачастую является движущей силой успеха. Страх поражения многих вытолкнул на вершину. Но именно неспособность справляться с неудачами является одним из главных препятствий при переходе из юниоров во взрослые. Юниорам-чемпионам непросто примириться с проигрышами, а в профессиональных мужском и женских турах поражения являются обычным делом. Попробуй, проиграй и снова попробуй.
Лопес и Шафаржова подтвердят, что извлечение уроков из поражений вместо страданий по их поводу явилось жизненно важным фактором в долговечности их карьеры. Стоит начать тяжело переживать проигрыши, ожидать их - и так долго не протянешь. Очень хрупкий баланс.
Что же заставляет игроков зашнуровывать обувь и возвращаться за добавкой? В знаменитой фразе из известнейшего стихотворения Киплинга "Если", которая стала своего рода девизом Уимблдона, кроется, кажется, сама его суть : «Равно встречай успех и поруганье, не забывая, что их голос лжив" (пер. Лозинского) . И если тебе это удастся, то быть может, всего лишь быть может, это будет твоя неделя.
...
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело.
И только Воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,--
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
http://www.poetryfoundation.org/poem/175772
*И тут Остапа понесло, но больше не буду:)