4 мин.

Скорбная сестра победы

Выбрав себе любимого теннисиста, мы, конечно же, желаем ему исключительно побед. И когда он проигрывает, поначалу это портит нам настроение, весь день идёт насмарку, да ещё болельщики заклятого соперника с издёвкой отпускают злорадные шуточки... Постепенно мы начинаем относиться к таким поражением более спокойно. Ведь нельзя уже умирать каждую неделю, правда?

А что думают о поражениях сами игроки? Задавшись этим вопросом, корреспондент официального сайта Уимблдона Ли Уолш беседует с Фелисиано Лопесом и Луцией Шафаржовой (все претензии к русскоязычному написанию имён - к Википедии). Приведённая статистика верна (лично не проверял, но доверяю автору статьи) на начало Уимблдона.

--------------------------------------------

«Да каждую неделю», - вздыхает Фелисиано Лопес с ухмылкой стоика на лице. Испанец только что обыграл Ника Киргиоса в первом круге на турнире в Риме – одержал 378 победу в карьере, но на этот раз, под зонтиком на Форцо Италико, мы разговариваем о поражениях, «подводных камнях» в профессии теннисиста.

«Это одна из составляющих работы», - объясняет Лопес. «Когда в юности начинаешь выступать в соревнованиях, то осознаешь, что всё это выигрывает только один парень».

Возможно, самым приятным ощущением от всего турнира является чувство предвкушения перед его началом. Возможности безграничны. Будь то фьючерс в зимбабвийском Хараре, челленджер в узбекской Фергане или турнир Большого Шлема в английском Лондоне, свежая, только что отпечатанная сетка сулит новую надежду. «Быть может, всего лишь быть может, это будет моя неделя».

Но когда дело касается поражений, спорт, и в частности теннис, не знает пощады. В рейтинговых таблицах мужского и женского профессиональных туров насчитывается порядка 3500 игроков, но к концу каждой недели лишь чуть больше процента от их числа прижимают к себе драгоценную посудину.

«Ты знаешь, что, по-видимому, будешь терпеть поражение каждую неделю», - признаётся Лопес. «Если выиграешь один турнир в году, то значит тебе повезло. Некоторые типа Новака Джоковича побеждают на пяти - шести, но таких ребят можно по пальцам пересчитать».

С момента начала профессиональной карьеры Лопес сыграл почти в 350 соревнованиях. 12 раз он «протянул» до последнего дня, а последнее очка выиграл четыре раза: в Вене (2004 год), Йоханнесбурге (2010) и Истбурне (2013 и 2014).

«Чувство победы просто потрясающее», - говорит Лопес, который к числу своих достижений причисляет и победы в Кубке Дэвиса. «Победить на турнире так непросто. Надо сыграть четыре-пять матчей, и день ото дня всё складывается по-разному. Бывает, что сегодня играешь отлично, а завтра – просто дерьмово. Так что если удаётся сыграть в свой лучший теннис четыре или пять дней подряд и выиграть турнир, то чувствуешь себя очень счастливым, потому что это так сложно».

«Но такие моменты столь недолговечны», - добавляет он, прищёлкнув пальцами.

Уроженец Толедо, занимающий сейчас 14 строчку в мировом рейтинге, ранее в этом году поднялся на лучшую в карьере 12-ю позицию. Он также потерпел 349 поражений, столько же сколько и Михаил Южный, что ставит их на первую строчку по числу проигрышей среди действующих игроков. В Открытую Эру только пятеро теннисистов проигрывали чаще: Фабрис Санторо (444 раза), Джон Александр (384), Йонас Бьоркман (362), Винсент Спейди (359) и Марк Россе (351).

Но в теннисе поражения являются скорее показателем продолжительности карьеры, чем мерой успеха. Бывший чемпион Уимблдона Горан Иванишевич за время своей легендарной карьеры проиграл 333 раза, а бывшая первая ракетка Карлос Мойя оказывался не на той стороне строчки с результатом матча 319 раз. Роджер Федерер, победитель рекордных 17 турниров Большого Шлема, проигрывал 233 раза, Мартина Навратилова – 219, Джимми Коннорс – 278, Аранта Викарио-Санчес – 295, Иван Лендл – 239... Этот список можно продолжать долго. Похоже, что поражения неизбежны.

«Это непросто», - признаётся Луция Шафаржова, которая потерпела 260 поражений на протяжении 13-летней карьеры, прежде чем выйти в финал Ролан Гарроса этого года. «Не так уж много видов спорта с подобным количеством поражений. Радость от побед столь мала по сравнению с горечью еженедельных поражений. Но мы относимся к ним немного по-другому. Даже если не выигрываешь весь турнир, то можно радоваться победам в отдельных матчах».

Насколько же важен позитивный настрой? «Стоит любых денег в теннисе», - просияв отвечает чешка.

Для Лопеса ключевым качеством является терпимость. «Поражения по-всякому произойдут, так что нужно их принять. И как только сможешь их принять, то начнёшь справляться с этой ситуацией лучше».

Принятие поражений – любопытная штука. Для юных дарований именно сильная неприязнь к поражениям зачастую является движущей силой успеха. Страх поражения многих вытолкнул на вершину. Но именно неспособность справляться с неудачами является одним из главных препятствий при переходе из юниоров во взрослые. Юниорам-чемпионам непросто примириться с проигрышами, а в профессиональных мужском и женских турах поражения являются обычным делом. Попробуй, проиграй и снова попробуй.

Лопес и Шафаржова подтвердят, что извлечение уроков из поражений вместо страданий по их поводу явилось жизненно важным фактором в долговечности их карьеры. Стоит начать тяжело переживать проигрыши, ожидать их - и так долго не протянешь. Очень хрупкий баланс.

Что же заставляет игроков зашнуровывать обувь и возвращаться за добавкой? В знаменитой фразе из известнейшего стихотворения Киплинга "Если", которая стала своего рода девизом Уимблдона, кроется, кажется, сама его суть : «Равно встречай успех и поруганье, не забывая, что их голос лжив" (пер. Лозинского) . И если тебе это удастся, то быть может, всего лишь быть может, это будет твоя неделя.

...