Почему кричат теннисисты?
Моника Селеш была одной из первых теннисисток, начавших издавать пронзительные звуки на корте – 95 децибел – это сравнимо с рёвом некоторых современных мотоциклов. Такие крики во время матча поначалу имели дурную славу, однако впоследствии немалое количество игроков присоединились к «движению крикунов», и сегодня любителей звуковых эффектов становится всё больше и больше. Почему же так происходит?
Существует общепринятая точка зрения, что игроки сопровождают почти каждый удар громким выдохом для того, чтобы бить по мячу с большей силой. Это значит, что теннисист прилагает наибольшее усилие во время соприкосновения мяча со струнной поверхностью ракетки.
Список самых шумных игроков возглавляет Мария Шарапова. Громкость её «стонов» достигает 100 децибел, приближаясь к громкости бензопилы, и некоторые считают, что именно поэтому Шараповой удаётся наносить самые мощные удары в WTA-туре. Спортивный психолог доктор Виктор Томпсон объясняет такое звуковое подыгрывание следующим образом: «Громкие выдохи при напряжении мышц брюшной полости дают бóльшую силу и эффективность, неслучайно виды спорта, такие как метание копья или ядра, требующие толчковой мощи, всегда сопровождаются громким криком (выдохом)». В этом есть смысл. Но теннис – вид спорта, где необходима огромная выносливость, а постоянный «ор» лишь выматывает игрока во время многочасового матча. На самом деле, всё не совсем так. В недавнем исследовании десяти теннисистам (5 мужчинам и 5 женщинам) предложили в быстром темпе выполнять удары справа и слева. Одни били по мячу с громким выдохом, другие играли «молча». Каждая серия ударов состояла из 5 двухминутных периодов с перерывами в минуту. В ходе эксперимента игроки носили специальное портативное устройство, которое фиксировало активность обмена веществ, в то время как радар-детектор измерял скорость полёта мяча. Любопытно, что частота сердечных сокращений и объём потребляемого кислорода у спортсменов оставались неизменными как у «крикунов», так и у «молчунов». Однако скорость полёта мяча повышалась на 4% у тех, кто издавал громкий выдох. Учённые пришли к выводу, что такие звуки позволяют игрокам наносить удары с большей силой, затрачивая при этом меньше энергии.
Помимо всего прочего, в уже упомянутом эксперименте, учённые исследовали вредное воздействие громких звуков на рефлексы человека и скорость принятия решения. И результаты оказались неожиданными. Была показана видеозапись, на которой теннисисты, находясь на корте, били по мячу справа и слева. В первой части видеозаписи игроки выполняли удары в тишине, во второй - подавался короткий, отрывистый звук в 60 децибел во время контакта мяча с ракеткой. Выяснилось, что наличие раздражающих, внешних звуков негативно сказывается на действиях участников эксперимента, делая их движения замедленными и чуть менее точными. Шум снижал у испытуемых скорость реакции с 21 до 33 миллисекунд, также сокращалась точность направления ударов на 3-4 процента. Эти мелкие детали лишь накапливаются в течении длинного матча.
Лабораторные исследования подтверждают подобные результаты. Одним из решающих фактором при восприятии столкновения двух объектов становится звук. Иными словами, звук меняет восприятие видимого движения. Это означает, что «крикуны» действительно могут сбить с толку противника, создавая громкий шум и дезориентируя соперника, что вызывает короткие изменения в части теменной доли головного мозга, ответственной за внимание. Даже если соперник способен услышать звук мяча, отскакивающего от ракетки, громкий шум может отвлечь слуховое внимание, подобно тому, как разговор по мобильнику за рулём отвлекает человека от уличного движения, т.е. человек следит за дорожным движением, но не достаточно чётко. Так что крики на корте – это не только мощь при выполнении ударов.
Кажется странным тот факт, что лучших атлетов мира можно смутить каким-то шумом, но так устроен наш мозг. Догадываются ли об этом сами «крикуны» или нет, но они существенно воздействуют на восприятие соперника каждый раз, когда издают один из таких резких звуков.
Знаменитая американская теннисистка Мартина Навратилова в свою очередь настаивает на том, что крики – это в чистом виде ловушка, и следует прекратить такое поведение на корте. Довод американки состоит в том, что необходимо слышать момент удара, а громкий звук отвлекает внимание от этого важного момента. Теперь и наука говорит в пользу аргументов Мартины. Но шансы на победу уравниваются, так как обычно «шумят» оба соперника.
Перевод:
http://www.puntodebreak.com/2014/08/27/los-gritos-funcionan
Мне как раз нравится, когда теннисисты-мужчины начинают включать свои "голосовые" возможности на корте. И я по интенсивности и характеру криков уже понимаю в какой точке накала они находятся :) Например, когда Дельпо переходит на свое "марсианское уханье" (с), я понимаю, что сопернику скорее всего сейчас придет хана. Когда Джокович не раз сопровождает свой хотшот победным криком еще до того, как прилетает виннер, это говорит о том, что он обретает уверенность и хрен кто его остановит.
Я не спутаю немного кряхтящие выкрики Феррера с несколько монотонно взвывающими криками Надаля.... И повторюсь, мне всё это мужское многоголосье очень нравится :)
Исключение составляет Роджер Федерер с его убийственным молчанием. Это порой впечатляет сильнее, чем любой крик. :)
----------------------------
Точно подмечено. В своей фирменной растяжке, с бэкхенда, кроссом, против мчащегося на огромной скорости противника, при этом мячик почти причёсывает сетку, да ещё после длинного ралли ставится такая жирная, громкая точка :)
Мне нравятся молчуны. Крики во время розыгрыша как-то не согласуются с тем, что теннис - игра аристократов. К тому же, крики отвлекают соперника, поэтому это можно отнести к небольшому читерству. Я говорю именно о криках, а не о выдохе, который также может быть довольно громким, но это уже физиология, с этим ничего не поделать. Бесят игроки, которые на тренировках молча бьют по мячу, а во время матча орут.
Ну не такой он уж и молчаливый, и "камонит" и другие словечки периодически вылетают.: Не издаёт громкие выдохи, это да.
На самом деле, громкие звуки (кряхтение и прочее) на выдохе при выполнении движения, вполне обычная вещь, например, в японский боевых искусствах специально учатся выдыхать звучно- "котодама" называется.