5 мин.

Дни независимости. Как Энди Маррей меняет игру

1

Трудно понять, что происходит в голове тренера во время игры. Теннисного тренера. Он не может делать замен («Новак вместо Гаэля на 127 минуте»), не может прямым указанием влиять на игру. Это «маскарадное» влияние – мимика, жесты, движения глаз. Мучительное влияние.

Никто не волнуется больше, чем игроки – остальные (близкие, родные) волнуются по-другому. Но тренер – особый настрой: он волнуется за подопечного, собственную работу, результат. И он не может выйти на корт.

И волнение только усиливается от того, что тренер когда-то сам (сама, не так давно) присутствовал(а) на теннисном корте.

Наблюдательный пункт

Энди Маррей проводил один из самых слабых сезонов в карьере, но лишь для того, чтобы на последнем турнире Большого шлема сыграть лучший матч. Лучший за много лет. Или скорее – «не такой» матч. Не матч Энди. Матч Новака, Рафы, дель Потро (расстановка ног, вколачивающий форхенд) или тех, кому тренер советует меньше бить по линии. 5 из 10 ты, допустим, попадешь – на 5 промашках сыграет соперник.

Атакующий Энди на «Артура Эша» после травмы спины, восстановления, поражения на Уимблдоне, ни одного выигранного турнира – что-то новенькое. Ничто не сравнится с сенсацией по имени «Марин» (хотя 1-ый по юниорам, Чилич, намекнул на выигрыш ТБШ на Australian Open-2010), но три с половиной часа четвертьфинала, когда Маррей играл как Новак — дорогого стоят.

Сложно сказать чего они стоили Амели Моресмо. Француженка, которая сама играла не «от противника» (как играл в четвертьфинале Новак) наверняка поощрила эту модель (атакуй, пробивай по линии, принимай, как в жизни не принимал, хоть и с бекхенда). Но она ли это? Можно ли заставить 27-летнего сформировавшегося (своенравного) победителя двух турниров Большого шлема (один из которых «71-летний Уимблдон») сменить стиль меньше, чем за три месяца?

А ведь Энди игру меняет. Против Новака он не выиграл и 10 затяжных розыгрышей, а это то, что когда-то дало ему 2 подряд финала AusOpen и деньги на домик в графстве Суррей. Это то, что отличает его характер. Он мог вечерами просиживать за Football Manager. А кто хоть раз играл в Football Manager без симуляции матчей — во всей полноте понимает слово «затяжной».

Против Новака — Энди был «Pro Evolution»: с первого сета – Маррей начал агрессивно атаковать, ведя игру (ведя применительно к «Маррей», как «стабильность» применительно к Иванович). Против главного альтер-эго, с которым встречался 20 раз.

Маррей в ударе

Но по статистике все равно проиграл. Но, наверняка, остался доволен.

Матч парадокс отражает подача. Она у Маррея была нацелена на активную, глубокую, работу (как и сам Энди, вся его игра и даже бокс, где не улыбались серьезные Вальверду и Амели), но процент попадания первой – 56 (76 раз из 133), это даже не WTA (по карьере у Серены 58,7%).

Вот новый, промежуточный, Энди – нацеленный на атаку… погодите – нацеленный остро, как Пит-пистолет, так, чтобы пробивать на вылет вторым-третьим ударом (отсюда много не вынужденных), но пока – с отсутствием толики средств. Это не проявилось против Тсонга – проявилось против Джоко (30% реализации брейк-пойнтов, 33%, выигранных мяча, после попадания первой подачи – и это не сила сербской руки, это расконцентрация и монологическая британская говорня).

Старые сказки

Об этом «новом Маррее» пока не говорят цифры – по сезону во всех показателях он на процент-два уступает Новаку/Надалю, но его стат – это и не 9-ый сейный, этот все там же рядом, где «те три славных парня у которых 38 ТБШ»

И он продолжает стойко обороняться – Маррей главный теннисист тура из тех, кто, добавляя в чем-то, не теряет прежнего достатка.

Причем Амели? Для Маррея «не причем», она, как Лендл – средство.

Вот теория, которую бы вам предложила Агата Кристи: когда шотландец решил расстаться с Лендлом – он знал, что не потеряет то, что привнес Иван (#ironman).

Когда решил нанять Моресмо – знал, что может быть агрессивней, Моресмо – тренер-консультант, все задатки для «агрессора» задних линий у Маррея есть (как и у Моресмо задатки «задатки» направить). Устоявшемуся теннисисту никто не нужен – никто не волнуется, как он. Если Лендл задавал тон, теперь тон задает Энди. Новая шотландская задача – бить сильней, разводить по краям, без затяжек – выбивать так, как Новак в 2011-м. Или глубже. Ведь так кажется всю карьеру и хотел играть Энди (именно это и принесло домик в графстве Суррей).

И Маррей начинает выбивать (пока с поражений), и он действительно парадокс – редко после чьего-то проигрыша в 4 сетах, с худшей статистикой во всех показателях (от выигранных очков до двойных) можно сказать, что в следующий раз этим же средством в четырех (трех?) сетах выиграет он.

Опубликовано на Rashmore.com

Как Марио Анчич стал лучшим, проигрывающим, теннисистом