5 мин.

БОГИНЯ. Часть 2 – Труд и кнут

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<<                                                                                                                            >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Смотри на мяч, глупая девчонка!»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Анаис Ленглен

 

В конце 1910 года, когда Ленглены переехали зимовать на Ривьеру, Папá удалось записать Сюзанн в престижный теннисный клуб Ниццы, в котором уже состоял он сам. В зимних соревнованиях клуба принимали участие лучшие игроки мира. Дети обычно не принимались в члены, но для Сюзанн было сделано исключение.

Папá занимался с дочерью на кортах клуба Ниццы и вскоре его методика стала предметом легенд. Сюзанн тренировала отдельно взятый удар из заданной позиции, а Папá или кто-нибудь из служащих клуба подавали ей мячи. Когда Папá чувствовал, что техника удара была усвоена, он переходил к упражнениям на точность. Папá клал носовой платок на противоположную от Сюзанн сторону корта, и девочка наносила удары, стараясь попасть в маленькую шёлковуюю мишень. Постепенно она доводила уровень мастерства до того, что могла попасть в платок из различных точек корта, под любым углом и на любой скорости. Тогда Папá складывал платок пополам, а со временем подменял его монетой. К восторгу не верившим своим глазам зрителей Сюзанн вскоре могла попасть в монету из любой точки корта.  Иногда Папá делил поверхность корта на квадратики наподобие шахматной доски. Сюзанн должна была попадать в них в определённой последовательности. Муштра не прекращалась, и порой Сюзанн приходилось наносить до трёхсот ударов подряд.

Папá придавал большее значение общей физической подготовке потому что добрая половина тенниса состоит из скорости и работы ног. Поэтому Сюзанн каждый день плавала, бегала спринты и скакала через скакалку. Со временем это принесло ей известность и в других видах спорта помимо тенниса. К 1919 году она была чемпионкой Франции по прыжкам в высоту с рекордом в 135 см, что в те времена всего на десять сантиметров уступало мировому рекорду для женщин. Она перепрыгивала теннисную сетку с места с прижатыми друг к другу ногами. Она выбегала из одиннадцати секунд на дистанции восемьдесят метров. Всё это было достигнуто в эпоху когда женщины-спортсменки не особо напрягались с тренировками. Общепринятый взгляд красноречиво выразила Молла Мэллори, которая сама была заядлой курильщицей и любила ходить по вечеринкам: «Я считаю, что усиленные тренировки отнимают у девушки гораздо больше нервов, чем приносят пользы в физическом плане».

По воскресеньям Папá собирал всю семью, и они ездили на соревнования, проводившиеся в различных клубах Ривьеры. Там Сюзанн смотрела и слушала, пока Папá анализировал сильные и слабые стороны игравших теннисистов. После матча отец и дочь обссуждали движение и удары того или иного игрока. Затем они возвращались на корты Ниццы и снова начинались носовые платки, монеты, шахматные квадратики и мечты...

 

Папá был не единственным, кто работал над развитием теннисных навыков Сюзанн. Он без зазрения совести упрашивал лучших теннистов на Ривьере провести тренировку со своей дочерью. Вопрос «Voulez-vousjoueravecmafille? (Сыграете с моей дочерью?) стал привычным для многих завсегдатаев кортов Ривьеры, которые не только перекидывали мячик с девочкой, но и оставались потом, чтобы ответить на неиссякаемый поток вопросов её отца.

Но самым ценным опытом стали занятия с профессионалом клуба Ниццы Дж. Негро. Игра Негро была полна всевозможных фокусов, неожиданных ударов и подкруток. Как сказал одинн из поражённых зрителей: «Если бы вы сказали мне, что он мог заставить мяч сесть и просить милостыню, я бы ни капельки не удивился». Дж. Негро был кудесником мяча, а Сюзанн Ленглен стала его прилежной ученицей.

 

Папá настаивал, чтобы ни в одном ударе Сюзанн не было изьяна и даже намёка на слабость. Если у девочки возникали проблемы с каким-нибудь сложным ударом, Папá занимался с ней днями и даже неделями, анализируя и репетируя, пока проблема не была устранена. В конце своей карьеры Сюзанн вспоминала, что в детстве ей никак не давался приём бекхендом по линии. Она непрерывно пыталась его освоить, но выходило то слишком слабо, то слишком сильно, то слишком коротко. В конце концов она начала избегать этот удар, но Папá настаивал, несмотря на слёзы и протесты дочери, что Сюзанн не просто должна выучить этот удар, но и выполнять его идеально. В конце концов этот удар стал одним из смертноносных оружий в её арсенале, особенно при игре с полулёта, и Сюзанн могла с  уверенностью заявить: «Мой любимый удар - это драйв бекхендом по линии».

 

Прочитав всё это, вы наверное думаете, что Сюзанн крупно повезло с отцом? Однако, как говорил русский классик,  «обернуть мы обязаны кстати другой стороною медаль». Многие из присутствовавших на тренировках Сюзанн выражали своё негодование тем, как Папá и Мамá Ленглен использовали эмоции для стимулирования дочери. Когда у Сюзанн всё шло хорошо, когда она быстро и правильно выучивала новый удар или движение, Папá и Мамá были довольны и горды, громко выражая своё одобрение и любовь. Когда же у Сюзанн возникали проблемы, родители тут же показывали своё нетерпение и раздражение. Когда Папá только начал тренировать Сюзанн, он использовал сладости в качестве стимула для тренировок дочери. Ошибки наказывались лишением вещей типа чая с вареньем, удачные действия поощрались сродни тому, как дресировщик кидает подачку танцующей собачке. Однако Папá быстро обнаружил, что существуют более жёсткие и действенные методы мотивирования девочки. Он высмеивал дочь на глазах присутствующих зрителей, доводя её до слёз и истерик. После ругани он обнимал, утешал и снова посылал её на корт попытаться завоевать свою любовь, делая в точности то, что он хотел. Когда Сюзанн допускала ошибку, Мамá тоже открыто выражало своё недовольство: «Смотри на мяч, глупая девчонка!»

Так любовь родителей стала кнутом Шарля Ленглена. Сюзанн тренировалась не только для себя, но и для семьи. Если она терпела неудачу, то она подводила Папá и Мамá и не заслуживала их любви. Ничто не могло ускользнуть от критического и беспощадного взора Папá. И рост теннисных умений Сюзанн сопровождался её растущей эмоциональной уязвимостью.

Даже когда Сюзанн Ленглен признавалась практически всеми символом теннисного совершенства, у неё отсутствовала нормальная самооценка. Она жутко боялась неудачи. В любой момент она снова могла стать напуганным ребёнком, судорожно хватающимся за папу, который не всегда оказывался рядом. Её эмоциональная структура походила на хрупкий хрусталь, который легко можно было разбить. И время от времени по необъяснимой причине её нервы отказывались управлять мышцами.

Единственным способом избежать изматывающей рутины и бесконечных насмешек стала для Сюзанн болезнь. С раннего детства она открыла для себя, что только заболев, она может расчитывать на безусловную родительскую любовь.  И в результате с детства Сюзанн получала удовольствие от плохого самочувствия. Только в нём она могла укрыться от неумолимой тирании Папá, изматывающих тренировок и соревнований.

В результате к двадцати годам Сюзанн стала законченной неврастеничкой. И когда её здоровье действительно стало ухудшаться, болельщикам и официальным лицам было практически невозможно понять действительно ли она серьёзно заболела или же это результат её эмоциональной неустойчивости. Временами она подвергалась жёсткой критике, что только усугубляло её страхи и неуверенность.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<<                                                                                                                            >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------