4 мин.

Теннисные «дилетанты»

В теннисе полно тренеров, которые никогда не были профессиональными теннисными игроками. Более того, многие из наставников нынешних звезд тенниса вообще не умеют играть в теннис. Как такое возможно, спросите вы? Оказывается, все дело в специфике тенниса, и чтобы быть хорошим тренером, совсем необязательно иметь звездный послужной список из теннисных трофеев. Сайт wearetennis.com решил разобраться, почему так происходит сплошь и рядом.

Вряд ли стоит недооценивать влияние Пита Фишера на карьеру Пита Сампраса, даже несмотря на то, что их пути разошлись в 1989 году, перед тем, как американец выиграл свой первый турнир Большого Шлема. В добавок к тому, что он был очень жаден до денег, специальностью Фишера была .... педиатрия и он ничего не знал о теннисе. Довольно странный случай, но он совершенно не является чем-то необычным.

Несколько топ-игроков в туре имеют тренеров, в чьем резюме мы никогда не увидим фразы "бывший профессиональный игрок". И это не просто абы какие игроки: Виктория Азаренко работает с Сэмом Сьюмиком, а Марион Бартоли тренировалась под руководством Тома Друэ, когда выиграла Уимблдон. Оба никогда не держали ракетку в руке в юношеские годы, однако сейчас их рассматривают именно как хороших тренеров. Трудно представить такую ситуацию в футболе, где звезды этого вида спорта не питают большого уважения к тем тренерам, у которых не было блестящего прошлого в качестве игроков. Безусловно, Жерар Улье, легендарный тренер Ливерпуля, который никогда не играл на высоком уровне, остается одним из исключений из этих правил. "Разница с футболом состоит в том, что тренер не выбирается футболистами, а назначается менеджментом клуба. В теннисе игрок нанимает тренера. И если он тебя выбрал, это значит, что он тебе верит", - говорит Тома Друэ. Недостаток опыта на высоком уровне не является помехой. "Игрок сам определяет, помогаешь ли ты ему, есть ли улучшение в его игре и подходит ли ему твоя философия. Их не волнует, был тренер профессионалом или нет", - объясняет Ронан Лафо, бывший тренер Стефана Робера, который был "всего лишь любителем" во время своей карьеры. Автор книги "A New Coaching To Win" продолжает: "Фактически, у меня было больше проблем с моим рейтингом, когда я работал с любителями, чем среди профессионалов. Игроков мало волнует, какой у тебя был рейтинг. Когда ты в туре, то ты ценишься за то, насколько эффективна твоя работа".

Все великие тренеры  - это прежде всего это великолепные психологи

Как компенсировать недостаток опыта на самом высоком уровне, когда общаешься со своим подопечным? Согласно Сэму Сьюмику, необходимо быть сдержанным и не предвзятым: "Когда я разговариваю со своим игроком, я избегаю фразы "Я знаю", в тех случаях, когда я не самом деле не знаю. Потому что есть ситуации, в которых я никогда не был, и я знаю очень хорошо, что я не могу обсуждать определенные аспекты игры. Но мне не стыдно признаться в недостатке знаний и я стараюсь компенсировать их изучением предмета, чтением литературы и консультациями со знающими людьми."

"Иногда говорят, что тренеры "с большим прошлым" могут сами бить по мячу и это избавляет от необходимости нанимать спарринг-партнера. Да, это правда, но это не помогает выигрывать геймы. Безусловно, есть нюансы, которые знает только тот, кто играл сам. Но это не означает, что любой бывший игрок Топ-100 может стать хорошим тренером", - говорит Тома Друэ. 

Что на самом деле имеет значение, так это знание человека, которого ты тренируешь, а так же понимание его поведения и ожиданий. Если коротко, то человеческий аспект в тренерской работе играет решающую роль. Вот почему так много родителей становятся тренерами собственных детей в начале их карьеры. На самом деле, не такая уж плохая идея: кто может знать Серену Вильямс лучше, чем ее собственный отец?

"Все великие тренеры являются прежде всего прекрасными психологами", - говорит Ронан Лафо.

И если случаи, когда дилетанты становятся тренерами достаточно распространены в мире желтого мяча, то несколько удивляет другое - отсутствие бывших звезд тенниса в тренерских рядах. За исключением Лендла и Коннорса, лишь единицы из прославленных игроков становятся тренерами. Причина? Пожертвовать собой в пользу кого-то еще не такая простая задача, особенно, когда ты находишься в центре внимания на протяжении своей карьеры. "Когда ты являешься тренером, ты не должен привлекать к себе внимание и должен быть целиком в распоряжении игрока. Находиться в тени, когда в течение пятнадцати лет все вращалось вокруг тебя, это довольно сложная задача, особенно для бывшей звезды", - объясняет Тома Друэ. Сможет ли Федерер изменить эту статистику, когда он решит завершить свою карьеру?

 

Автор: Marc Hervez

Перевод: Madame Fortuna