Забытые Королевы Корта. Молла Мэллори
Девятнадцатый и начало двадцатого века многих привлекают своей простотой и наивностью. И серия «Забытые Королевы Корта» начинается именно в тот период когда женщины были дамами, а мужчины – джентльменами. И как истинные джентльмены в этой серии они уступают место дамам.
Идея этой серии была навеяна статьями на сайте BleacherReport. Но позже я нашёл новый материал, который и был включён в некоторые рассказы о великих теннисистках прошлого
Данная заметка основана на публикации на сайте BleacherReport плюс информация о непростых отношениях героини очерка с Сюзанн Ленглен почёрпнута из Википедии
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда Анна Маргарита Бьюрстедт родилась в марте 1884 года в Осло вряд ли кто-то мог предвидеть какой след она оставит как в теннисе так и в участии женщин в этой игре.
Это был конец XIX века когда современным правилам тенниса было всего - навсего десять лет.
Это был мир где Отто фон Бисмарк был канцлером Германии, а Виктория была королевой Британской Империи.
Ещё не существовало Среднего времени по Гринвичу (его ввели в октябре) и бухта Нью-Йорка ещё не получила Статую Свободы (4 июля того же года).
Ван Гог ещё не нарисовал свои «Подсолнухи», а Чайковскому ещё предстояло написать «Спящую Красавицу».
Но дочь офицера норвежской армии в скором времени привнесёт новое отношение и новый подход к теннису.
Она выиграла рекордные 8 титулов Открытого чемпионата США, четыре из них подряд (тоже рекорд, который она делит с Крис Эверт). А победа в 1926 году в возрасте 42 лет сделало её старейшей победительницей ТБШ в истории тенниса.
Когда Бьюрстедт – она стала Мэллори в 1919 году – впервые прибыла в США в 1915 году она уже являлась бронзовой медалисткой Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме, но, несмотря на это, была практически не известна. Но после того как она выиграла первый из пяти своих титулов чемпионата США в закрытых помещениях, победив в двух сетах предыдущую чемпионку Мари Вагнер, ситуация изменилась.
В тот же год она выиграла свой первый из восьми ТБШ. Интересно, что во всех своих победных финалах она брала верх над разными соперницами.
Мэллори отличалась от своим отношением и стилем игры.
Неудивительно, что она славилась своим бойцовским духом. Даже в 42-летнем возрасте она сумела отыграться в финале против Элизабет Райан со счёта 0:4 в решающем сете, победив 4-6, 6-4, 9-7.
«Железная Молла». Но о ней ещё отзывались как о «бегающей с бесконечной выносливостью» и использующей силовую игру на задней линии и сильный форхенд, чтобы втоптать соперниц в землю.
Бывший президент федерации тенниса США Боб Келлехер бывший в эру Мэллори болл-боем говорил: «На корте она выглядела и вела себя жёстко. Её походка говорила о том, что если её не остерегаться она вас уложит на лопатки. Она была чрезвычайно цепкая и хорошо бегала. Она была бойцом»
Давайте рассмотрим это в контексте того времени. Мэллори, наряду со своей самой знаменитой современницей по другую сторону Атлантики Сюзанн Ленглен, пришла в мир женского тенниса где господствовали длинные юбки, длинные рукава и даже жёсткие корсеты.
Но чтобы играть в тот теннис, который привнесли на корт новые героини требовались изменения. Ленглен приписывают шокирование европейской публики – особенно Уимблдонской - свободно сидящими нарядами длиной по щиколотку. Хотя точно так же одевалась для игры Мэллори в Штатах.
Это позволяло ей играть так как хотела она сама, а не так как ожидалось от женщин.
Она была игроком «старой» школы и считала, что женщина не сможет выдержать длинный матч играя слёта. «Я не знаю ни одной девушки, которая смогла бы играть у сетки». Так что она полагалась на игру с задней линии, состоящую из сильных атак с форхенда и бесконечную защиту, выматывающую соперниц. Она била по восходящему мячу и играла по углам, все время заставляя соперниц находиться в движении. Быстрая обработка мяча придавала максимальную эффективность её обводящим ударам. Как-то она сказала: «Мне кажется, что в основной своей массе девушки не бьют по мячу с такой силой как должны бы. Я убеждена, что всегда следует бить по мячу со всей своей мощью, но во многих своих соперницах я замечала наклонность «просто перекинуть мяч на другую сторону». Я не считаю это теннисом».
Такими же словами можно охарактеризовать стиль игры некоторых из наиболее успешных женщин нашей эры, ставших примером для подражания: Билли Джин Кинг, Мартину Навратилову и сестёр Уильямс.
Хотя другие чемпионы современности, такие как Штеффи Граф и Крис Эверт, возможно унаследовали больше от элегантного и изящного стиля противоположности Мэллори - Сюзанн Ленглен. Хотя нетрудно проследить современные выносливость, скорость и атаки у норвежки.
Свою теннисную карьеру Мэллори завершила в 45 лет, выйдя в полуфинал её любимого турнира на Форест Хиллс. К тому времени она сыграла на всех Открытых чемпионатах США в период с 1915 по 1929 годы. Мало того, что она побеждала в 8 из них, она ещё была двукратной финалисткой, трёхкратной полуфиналисткой и – худший её результат – четвертьфиналисткой в 1927 году.
Мэллори участвовала и в соревнованиях в смешанном разряде, где побеждала три раза (два из них с Биллом Тилденом). Добавьте сюда ещё пару побед в женском парном разряде и получится 13 титулов Открытого чемпионата США.
Тут снова уместно вспомнить исторический контекст.
Открытый чемпионат США был единственным турниром Большого Шлема, который проводился на протяжении Первой Мировой Войны и поэтому Мэллори не предринимала штурм европейских турниров вплоть до 1920 года.
К тому времени ей уже исполнилось 34 года и вполне логично было бы предположить, что она уже прошла пик своей физической формы, так что её успехи против нового поколения более свободных игроков были довольно скромными. Тем не менее она выходила в один финал, два полуфинала и два четвертьфинала Уимблдона, вышла в финал Открытого чемпионата Франции с первой попытки, никогда до этого не выступая на грунте.
Мжет показаться странным, что, учитывая тот вклад, который Молла Мэллори внесла в развитие женского тенниса, её имя и достижения не расцениваются наравне с её блистательной французской соперницей.
Почти все кто пишет о Ленглен утверждают, что она внесла перелом в женский теннис. Она без сомнения была одним из самых одарённых игроков своей эпохи, а также прекрасным и быстрым мастером игры. Помимо этого она была яркой личностью, подверженной эмоциям и слезам, и привлекала многочисленные зрительские аудитории во Франции и Великобритании.
Однако она всего лишь раз приезжала на Открытый чемпионат США где вылетела во втором круге (ну конечно, для американцев их Шлем является самый главным - VK). Её карьера завершилась в 1926 году.
Именно тот самый матч второго круга Открытого чемпионата США 1921 года против Сюзанн Ленглен принёс Мэллори наибольшую известность. Перед матчем Билл Тилден посоветовал ей «сбить покрытие мяча».. С самого начала матча Мэллори «яростно атаковала» и вела 2:0 (40:0) когда Ленглен начала кашлять. Мэллори выиграла первый сет 6:2 и вела 40:0 на подаче Ленглен в первом гейме второго сета когда Ленглен вся в слезах подошла к судье на вышке и сообщила, что она больна и не может продолжать матч.Тот матч считается одним из самых сенсационно-драматичных в истории тенниса. После матча теннисная федерация США обвинила Ленглен в симуляции болезни. Федерация тенниса Франции встала на защиту Ленглен и приняла её и её доктора заверения, что она действительно была больна. Однако Альберт де Иоаннис, вице-президент французской теннисной федерации, сопровождавший Ленглен во время её поездки в Соединённые Штаты, ушёл со своего поста в зак протеста против решения своей федерации. Он утверждал, что Ленглен была «совершенно здорова» во время матча и что «она проиграла сопернице, которая на тот день показала лучший теннис».
Ленглен взяла реванш, победив Мэллори за 26 минут 6:2, 6:0 в финале Уимблдона 1922 года, самом коротком финале Большого Шлема в истории. После матча утверждают, что Ленглен сказала: «Вот миссис Мэллори сегодня я Вам показала, что сделала бы с Вами в Нью-Йорке в прошлом году», на что Мэллори ответила: «Мадемуазель Ленглен, сегодня Вы сделали со мной то, что я сделала с Вами в Нью-Йорке в прошлом году: вы победили меня». Однако британская теннисистка того времени Кэтлин Маккейн Годфри сказала, что Ленглен отрицала этот разговор. Ленглен утверждала, что она просто сказала Мэллори «спасибо» и при этом выразительно покашляла, прикрыв рот рукой. Этим жестом она напоминала Мэллори о своём сильном кашле в Нью-Йорке в предыдущем году. Последний раз они сыграли в Ницце летом того же года и Ленглен опять выиграла 6:0, 6:0. Так завершилось соперничество этих теннисисток. Первый же их матч, состоявшийся на Всемирном Чемпионате на Жёстких Покрытиях в 1921 году, Ленглен выиграла со счётом 6:3, 6:2 после чего Мэллори сказала: «Она самый устойчивый игрок из тех с кем я встречалась. Она просто отбивала всё, что я ей посылала и ждала моей ошибки. И её ответные удары были зачастую сильнее моих первых».
Но в противоположность ранней их славеМэллори была включена в Международный Теннисный Зал Славы в 1958 году за год до её смерти в возрасте 75 лет, но на двадцать лет раньше своей знаменитой современницы. Ленглен была включена в Зал только в 1978 году, через 40 лет после своей преждевременной кончины (Лично я ничего удивительного тут не вижу. Американцы поначалу включали только своих - VK).
Признание Мэллори получило дополнительный толчок когда в 2008 году её имя наряду с Питом Сампрасом было занесено на Корт Чемпионов в Национальном Теннисном Центре имени Билли Джин Кинг.
Наконец-то Мэллори встала плечом к плечу с себе равными: не только с Кинг, Эверт и Граф, но и с Доном Баджем, Морин Конноли, Маргарет Корт, Алтеей Гибсон, Джеком Крамером, Рододм Лэйвером и Хелен Уиллс.
И с ещё одним чемпионом, который несомненно высоко ценил Мэллори с самого начала по своему личному опыту: бывшим партнёром по миксту на турнирах Большого Шлема Биллом Тилденом.
Справедливость восторжествовала.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Серия «Забытые Королевы Корта» содержит рассказы о выдающихся теннисистках прошлого:
Молла Мэллори
Ивонн Гулагонг
Мария Буэно
Маргарет Корт
Рассказы о великих теннисистках.прошлого ранее опубликованные различными авторами на сайте
и...де Альварес, Лили
Но время, где взять время?.. Я не могу один тянуть всю историю тенниса... (
У меня же ещё на очереди труд Рэя Боуэрса.