9 мин.

Сказание о Ледяной Деве. Часть третья

Похвала  всегда смущала Джимми Эверта. Вспоминает Брайан Готтфрид, один из завсегдатаев Холидей Парк – клуба, где Джимми работал тренером: «В первый год выступлений Крисси на Открытом чемпионате США я, помнится, стоял вместе с Джимми на территории клуба, когда зазвонил телефон. Кто-то собирался организовать праздничный приём для Крисси по приезду домой – что-то вроде парада по главной улице. И всё, что Джимми сказал: “Нет. Она же не победила.“ И повесил трубку».

«Это был типичный Джимми», говорит, посмеиваясь, Готтфрид. «Он никогда не витал в облаках. Его подход был примерно таким: “Да, выйти там в полуфинал – это сильно для её возраста. Для любого возраста. Но впереди ещё много работы. Не надо увлекаться“».

 

Да, Крисси проиграла Открытый чемпионат США 1971 года, но зато она выиграла нечто более ценное.

Она захватила сердце Америки. Обеими руками, так же как выполняла свой бэкхенд. И удерживала его на протяжении двух десятилетий, превращаясь из ангела-подростка в Ледяную Деву, а потом и в живую легенду.

Её отличительными признаками были твёрдость, изящество и ослепительный блеск. Изящество и красота радовали глаз, но к чемпионству её привела твёрдость.

«Хладнокровная Крис» славилась своей выдержкой, предельной концентрацией, ювелирной точностью и несгибаемой отвагой – качествами, которые сделали её не просто чемпионкой, но и игроком с наибольшим процентом побед в истории тенниса среди женщин и мужчин. Эта репутация последовала за ней в Европу. В следующем году на Уимблдоне английская пресса не жалела восторженных эпитетов в адрес «Ледяной Принцессы» и «Ледяной Девы».

Эверт удивляло, что её считали «холодной» и «расчётливой». «Если я и не была слишком дружелюбной», говорит она, «то только потому, что панически боялась незнакомцев».

 

Любопытно, что отчасти притягательность личности Крис Эверт (её харизма привлекла зрителей к женскому теннису, считавшемуся до того мужской игрой) объясняется именно её теплотой. Она излучала сложную гамму чувств, включая целостность личности и мягкую женственность – в противоположность многим другим теннисисткам, которые демонстрировали традиционно мужские черты характера. Люди следили за её выступлениями и переживали за неё, в ней было что-то, что не оставляло место равнодушию. В начале 80-х по результатам всемирного опроса Эверт была признана самым узнаваемым спортсменом на планете – среди женщин и мужчин.

Отчасти обаяние Эверт объяснялась её упорством – она сражалась в розыгрыше каждого очка. Отчасти тому причиной был её двуручный бэкхенд – удар, ставший в последующие годы безумно популярным среди девушек. Множество девочек по всей Америке пытались перенять его.

 

«Но никто не мог перенять образ мыслей Крис», говорит знаменитая британская теннисистка Вирджиния Уэйд. «Именно это и сделало её Великой».

«Крис Эверт никогда не устраивала скандалов, не жаловалась на соперниц и не спорила с судьями», писала известная американская писательница Камилла Паглиа в своей книге «Вампиры и бродяги». «Максимум, что следовало после плохого судейского решения – это тяжёлый взгляд. Крис вела себя как взрослый человек, полностью отвечающий за свои поступки».

 

Насколько же оправдана её репутация «Ледяной Девы»? Достаточно сказать, что начиная с Открытого чемпионата США, где она дебютировала в возрасте 16 лет, в последующие 16 лет Крис доходила как минимум до полуфинала в 48 из 49 турнирах Большого Шлема, в которых она принимала участие. Учитывая, что полуфинал тогда был пятым кругом на турнирах Большого Шлема, это достижение весьма значимо. Всего лишь раз в 1983 году в третьем круге Уимблдона Эверт, ослабленная желудочной инфекцией, проиграла американке Кэти Джордан.

 

Впечатляет и то, что в период с 1974 по 1986 годы она каждый год выигрывала как минимум один ТБШ и занимала одну из первых двух строчек по итогам года. К тому же Эверт доходила как минимум до полуфинала в 90% (273 из 303) всех турниров, в которых она принимала участие за свою 20-летнюю карьеру. В финал она выходила в 76% случаев.

Такой стабильности могут позавидовать не только теннисисты, но и представители других видов спорта, личных или командных.

У неё не было сильной подачи, и к сетке она выходила только для того, чтобы пожать сопернице руку (точнее Навратилова вынудила Эверт иногда выходить к сетке на позднем этапе их соперничества - VK). Но благодаря несгибаемой игре на задней линии Эверт выиграла 18 ТБШ: 7 Ролан Гарросов, 6 Открытых чемпионатов США, 3 Уимблдона и 2 Открытых чемпионата Австралии.

Другие достижения Эверт:

  • Первый игрок, одержавший более 1000 побед в одиночном разряде

  • Лучший процент побед – 90% – в истории тенниса. Всего 145 поражений при 1309 победах

  • Выиграла 125 матчей подряд на грунте (проиграв всего 8 сетов) – поражение в полуфинале Открытого чемпионата Италии против Трейси Остин - 6-4 2-6 7-6 (7-4). Для сравнения: рекорд Рафы составляет 81 матч. Самое поразительное заключается в том, что потом Эверт выдала ещё одну победную серию на грунте – 64 матча. Причём достигнут этот результат был при использовании деревянных ракеток, предъявлявшим значительно большие требования к технике ударов чем современные

  • Рекорд из 55 побед подряд, установленный в 1974 году, продержался 10 лет, пока был не улучшен Мартиной Навратиловой – 74 победы подряд

  • 157 побед в турнирах – второй результат в истории после Навратиловой (167)

  • Первая женщина, заработавшая миллион долларов. Всего за карьеру сумма призовых составила 8.896.195 долларов.

  • Четыре раза признавалась Ассошиэйтед Пресс Лучшей Спортсменкой Года

Список можно было бы продолжить, но я не хочу утомлять вас статистикой.

 

Спустя более чем десять лет после окончания профессиональной карьеры Эверт её «заклятая соперница» Мартина Навратилова призналась, что из всех тех, с кем ей пришлось сыграть за свою продолжительную карьеру, «Крис была больше чем на голову выше всех остальных в психологическом плане». Или как выразилась Вирджиния Уэйд: «Вне зависимости от текущего рейтинга Крис всегда была для меня первым номером».

 

Эверт всегда считала себя теннисисткой, которая играет не для того, чтобы выиграть, а чтобы не проиграть. Она как-то сказала, что её повышенная требовательность к себе объяснялась тем, что ей была невыносима мысль по дороге к сетке видеть полный радости взгляд победившей её соперницы.

«Терпеть этого не могу», говорила Эверт.

 

Про Эверт часто рассказывают историю, которая идеально отражает её характер и отношение к теннису. Крисси сидела в уимблдонской раздевалке, когда вошедшая туда после проигрыша матча Пола Смит (достаточно сильная теннисистка, но никогда не добивавшаяся больших побед) сказала: «Слава Богу, что моё счастье не зависит от исхода теннисного матча».

«Слава Богу, что моё зависит», отрезала Эверт.

 

Несмотря на то, что она была королевой в глазах общественности, ничто человеческое Крис было не чуждо. В подростковом возрасте она некоторое время встречалась с Джимми Коннорсом, а позже и с другими, включая сына президента (Джек Форд), актёра (Барт Рейнолдс), теннисиста (Витас Герулайтис), а также с бывшим британским рок-музыкантом (Адам Фейт). Одно время она была замужем за британским теннисистом Джоном Ллойдом, а сейчас состоит в браке с бывшим олимпийцем-лыжником Энди Миллом.

Далеко не все знают, что у Эверт есть эмоции и чувство юмора. «Мартина уверяет, что я рассказываю самые грязные шутки из всех её знакомых. Возможно это что-то вроде бунта против моего строгого католического воспитания», говорит Эверт. «А когда я злюсь на тренировках, для меня не существует нецензурных выражений».

А вот пара примеров обычного острословия Крисси.

На церемонии открытия Кубка Федерации 1978 года пятнадцатилетняя Трейси Остин наклонилась к Крис и прошептала: «Кто эта новая девочка в советской команде?»

«Никита Хрущёв», не смогла удержаться Эверт. (Чтобы лучше оценить эту шутку следует учесть, что «НикитА» в англоязычном мире считается женским именем и ассоциируется с девушкой – наёмной убийцей из известного фильма - VK).

«А-а-а», протянула Остин.

 

В 1980 году Мэри Карильо, всё ещё пытавшаяся продлить свою, изобилующую травмами карьеру, нервно направлялась на парный матч против Эверт в Истбурне. По дороге к корту Крисси обернулась к ней и сказала: «Давненько мы не играли друг против друга, правда Мэри?»

Карильо ответила: «На самом деле, Крис, это наша первая встреча».

Эверт искоса взглянула неё и сказала: «И...». Пауза. «Какие у тебя ощущения?»

 

Крис перешла в профессионалы на своё восемнадцатилетие. В 1974 году выиграла первые два своих шлема – во Франции и на Уимблдоне. И тем же летом завела роман с Коннорсом, который тоже стал чемпионом Уимблдона. Дело шло к заключению брачного союза, но отношения между молодыми людьми испортились, и они отменили свадьбу.

Сосредоточившись на своей теннисной карьере, Эверт стала первым номером рейтинга и удерживала эту строчку на протяжении большой части из последующих пяти лет. Она победила на Ролан Гарросе в 1975 году, а также на первом из своих четырёх кряду Открытых чемпионатов США, выиграв в трёх сетах у Ивонн Гулагонг. В 1976 году она победила на Уимблдоне, обыграв ту же Гулагонг, и опять в трёх сетах.

Несмотря на новые титулы, публика заметно охладела к «Ледяной Деве». Её лишённое эмоций поведение на корте и внешне незрелищная игра на задней линии оставляли болельщиков равнодушными. Гораздо проще поддерживать обладающего такими качествами аутсайдера, но никак не фаворита.

«И это продолжалось четыре года», говорит Эверт. «Я была ледяной королевой и они хотели увидеть, как я таю. Они хотели увидеть, как я плачу, чтобы я показала хоть какие-нибудь эмоции. Но я всё держала в себе». Она плакала после поражений. Но не на людях, а в раздевалке, вдали от посторонних глаз.

 

Но в конце 70-х симпатии болельщиков снова переметнулись на сторону Эверт.  Они поддерживали Крисси в её соперничестве с Навратиловой, с которой они были подругами. «Мы с Мартиной тесно связаны, хотим мы этого или нет», говорит Эверт.

Навратилова, превосходившая Эверт в атлетизме и игравшая в «мужской теннис» с сильной подачей и последующим выходом к сетке, считалась злодейкой. Визуально она казалось значительно больше Эверт. К тому же она была лесбиянкой, что раздражало болельщиков, которые хотели видеть свою героиню уязвимой и с человеческими слабостями – такой, как девушка-соседка.

В их соперничестве явно прослеживаются три этапа. На первом из них, с 1973 по 1978 годы, безоговорочно доминировала Эверт: 21-4. На втором этапе вплоть до 1982 года преимущество перешло к Навратиловой: 14-9. На последней стадии доминировала уже Навратилова, причём не только в их соперничестве, но и во всём женском теннисе: 25-7 (включая 13 побед подряд). В итоге общий счёт 43-37 в пользу Навратиловой, включая 10-4 в финалах ТБШ (7-0 в финалах Уимблдона и Открытого чемпионата США).

 

Evert vs Navratilova

Но даже на заключительном этапе карьеры Эверт есть о чём вспомнить с чувством гордости, включая её победы на Ролан Гарросе в 1985 и 1986 годах.

Она закончила свою профессиональную теннисную карьеру в 1989 году, проиграв в четвертьфинале Открытого чемпионата США Зине Гаррисон. Естественно, она ушла с достоинством.

В 1995 году она стала всего четвёртым игроком, единогласно включённым в Международный Теннисный Зал Славы. Она выполняет функции советника по деловым вопросам в совете правления WTA и проводит ежегодные теннисные соревнования в поддержку кампании по борьбе с наркотиками в Южной Флориде.

 

Завершить рассказ о Крис Эверт мне хотелось бы словами её отца Джимми: «Кто ты есть на самом деле? Насколько упорно ты будешь бороться? Как ты сможешь привнести в игру свои человеческие ценности? Ты выйдешь на зелёный прямоугольник корта, чтобы найти ответы на эти вопросы».

 

Начало

Продолжение