10 мин.

Как Рафа Надаль всех удивил

Победу Рафы Надаля в Индиан-Уэллсе широкая общественность восприняла почти как чудо. Но я не вижу в этом почти ничего необычного.

Как там говорят – ключ к пониманию настоящего и будущего лежит в прошлом. Поэтому для начала будет не лишним вспомнить, как Рафа возвращался после травмы в прошлый раз, и провести параллели. Разница уже многое объясняет.

1. В прошлый раз, в 2009 году, Надаль выбыл из тура в первый раз. Технически не в первый – он уже пропускал Australian Open в 2006 году. Но одно дело выйти из строя в начале карьеры будучи грунтовым чертиком из табакерки, в 19 лет выигравшим свой первый мэйджор, и другое дело – в качестве одного из лидеров мирового тенниса, когда уже есть что терять. Так что в определенном смысле в 2009-м это было в первый раз, а сейчас во второй, а второй раз не первый, как вы понимаете – психологически проще пережить что-то, когда у тебя уже есть адекватный опыт.

2. В прошлый раз Рафа был раздавлен, сокрушен, а в этот раз он просто сошел с дистанции – совсем другой эмоциональный расход. Одно дело проиграть первый матч в карьере на святая святых, на «Ролан Гарросе» мудаку парню, к которому у тебя типа неприязнь и давние счеты и которого ты еще месяц назад уделал со счетом 6:1, 6:0, и совсем другое дело чисто физически не выдержать после стольких лет игры на высшем уровне, особенно на фоне изматывающего противостояния с Джоковичем, и проиграть на Уимблдоне неизвестному парню, у которого в этот день заработала пушка. Первое – разрыв мягких тканей и шрам, и понимание, что твое лицо больше никогда не будет прежним; второе – перелом, который с большой долей вероятности благополучно срастется.

3. В прошлый раз Надаль вернулся через два месяца, а в этот раз через семь. Вы видели Надаля, когда он сидит на скамейке во время переходов? Он роет землю копытом! Как настоящий кентавр! Как будто считает мгновения – когда уже кончится этот перерыв! когда уже можно будет снова начать драку! Представьте, какой величины заряд нетерпения и желания у него накопится за семь месяцев. Ну точно больше чем за два. Думаю, это исключительно заслуга дяди Тони, что Рафа не рванул на корт еще в конце прошлого сезона. Ему только дай. Мне кажется, если бы не внешние стопы вроде дяди, родителей, девушки, которая тоже иногда требует внимания, он бы вообще не останавливался пока не упал бы прям на корте и не сдох.

4. В прошлый раз Рафа вернулся на летнем американском харде, на самых невыгодных для себя условиях, на Мастерсе, где очень быстро проиграл первому же игроку Топ-10 (кстати, это был Дель Потро); а в этот раз его возвращение состоялось на грунте, на турнирах с низким коэффициентом конкурентности.

Вот как минимум четыре причины, почему это возвращение Надаля вышло гораздо успешнее предыдущего, по шаблону которого собственно и строились массовые ожидания. Более того, оно вышло не только успешнее предыдущего, но и очень успешным безотносительно первого. Потому, что Рафа все сделал правильно.

Единственное, что меня удивляет во всей этой истории, это как раз то, что Рафа смог все сделать правильно, смог правильно отработать ситуацию. Людям свойственно ошибаться, такова природа, не ошибаться нельзя, и пройти такой длинный путь и не наделать ошибок – фигня очень редкая. Весь его путь с прошлогоднего «Уимблдона» как лабиринт, где только одна правильная дорога, один путь на выход, а через каждые 10 метров надо делать выбор из нескольких вариантов «куда пойти», и только один из них правильный, и пять, десять, пятнадцать раз подряд сделать правильный выбор – это действительно чудо. Впрочем, может быть, Раф совершил какие-то ошибки, которые всплывут позже, но на данный момент как приниматель решений он выглядит безупречно. Тем более с учетом отказа от Майами.

Он начал тренироваться очень заблаговременно – физподготовка и тренировки начались еще в ноябре. Нескольких месяцев тренировок вполне достаточно, чтобы приехать на турнир в неплохой форме. Затем у него было южноамериканское грунтовое турне, в котором он набирался игровой практики, и там все прошло как по нотам. На первых двух турнирах Рафа, что вполне естественно, смотрелся человеком после больничного, следствием чего и стало его поражение Орасио Себальосу.

Затем у него была неделя отдыха, что весьма благоразумно. В Акапулько, на третьем турнире, он уже заиграл очень хорошо не только на фоне соперников, но и на фоне самого себя. И самое главное – именно в Акапулько у него перестали болеть колени. Сначала, когда он жаловался на боль на первых двух турнирах, это вселяло в меня беспокойство. Мысль была такая – вернулся с недолеченной травмой. Но потом я по-другому посмотрела на ситуацию – когда механизм долго не работает, а потом его начинают эксплуатировать, скрип неизбежен пока не смазать детали, и Акапулько стал такой смазкой, там Рафа вошел в привычный режим эксплуатации, и после этого жалоб на колени не поступало.

Но этого, конечно, было мало. Надаль возвращался не для того, чтобы понять, что он здоров и может играть. Вернее, для этого тоже, конечно, но это была первая остановка, до которой Рафа доехал быстро и благополучно, и после того, как доехал, неотвратимо встал следующий вопрос – а что там дальше, за поворотом? Такой уж он человек, ему нужен вызов. Сначала он бросил вызов самому себе, своим коленям, своей игре – и победил. Пришла очередь попытаться бросить вызов кому-то другому. Перейти на хард и встретиться лицом к лицу с сильнейшими – думаю, что даже дядя Тони не смог бы его отговорить от участия в Индиан-Уэллсе.

Да и не было смысла отсиживаться по большому счету. До грунтов сидеть дома – Рафа бы просто перегорел, это же целый месяц! Пропустить Индиан-Уэллс и приехать в Майами? Сомнительно. Тогда Надаль не был бы как горячий пирожок – с пылу, с жару. Да и потом Майами довольно много для него значит – непокоренный турнир, три проигранных финала и все такое. Он эмоционально завязан на него, слишком велико желание победить, а это лишнее давление и лишние сложности. А Индиан-Уэллс с психологической точки зрения был абсолютно нейтрален.

Его успех в Индиан-Уэллсе сложился из многих обстоятельств. Начать с того, что переход с грунта на хард прошел в спокойном режиме. После Акапулько у Рафы была примерно неделя на восстановление. Если не считать тренировочной сессии, пусть и довольно интенсивной, с Харрисоном, который даже с учетом всех обстоятельств Надалю пока не соперник, можно считать, что турнир для Рафы начался только на второй неделе.

Матч с Гулбисом был чем-то вроде боевого крещения. Самое то, чтобы привыкнуть к матчам, где нет проходных розыгрышей и надо постоянно держать ухо востро. В этом матче Надаль репетировал свой финишный рывок, наличием или отсутствием которого и объясняется разница в классе между такими как Гулбис и такими как Надаль. Затем был травмированный Федерер. Рафа в послематчевом интервью сам отметил, что во втором сете Роджер не боролся как обычно, и предположил, что его что-то беспокоило. Оказалось, спина. Но для конфиденсу обыграть Федерера всегда полезно. Потом был матч с записным клиентом, Бердыхом. Когда Томаш подавал на второй сет при счете 5:3 и на его подаче стало 0:30, по теннисному твиттеру прокатился смешок – «Надаль выиграет второй сет 7:5, не правда ли?». Так и случилось. Каждый из этих матчей был кирпичом в будущую стену и каждый был по-своему нужен – не будь предыдущего, следующего тоже могло бы не быть. Убедиться в том, что спустя семь месяцев клиент как был, так и остается клиентом – тоже очень полезный опыт. А в финале Рафе достался подуставший Дельпо.

Вообще, примечательный финал получился – при любом раскладе турнирный итог стал бы приятной неожиданностью. Хуан Мартин после финала назвал факт возвращения Надаля чудесным, оно и понятно – аргентинец как раз из тех, кому возвращения даются куда сложней. Можно сказать, что он сам пока еще так в полной мере и не вернулся после своего успеха на US Open-2009 и травмы, и именно этот турнир стал символом его возвращения – сразу две победы над игроками Топ-4. Еще в прошлом году он не мог об этом даже мечтать. Но кто же виноват Хуану Мартину, что он устал, что на трех сильных соперников ему не хватает физической формы? Это то, над чем аргентинцу стоит подумать – на мэйджорах семь матчей и пятисетовый формат. И кто виноват, что он не дожал Надаля во втором, когда вел с сетом и брейком? Кто виноват, что он позволил Надалю развалить свою игру? Об этом ему также стоит подумать, учитывая то, что сейчас среди четырех главных претендентов на мэйджоры три теннисиста, для которых разрушение игры соперника является чуть ли не программной установкой.

И еще этот разговор про золотой век. Бодо огорчился – мол, как это так, теннисист возвращается после 7 месяцев отсутствия и уделывает всех. Я за принципиально другую постановку проблемы. Отсутствие в туре почему-то рассматривается как наказание, как недостаток игрока, а по мне так это исключительно благо и преимущество. Еще со времен возвращения Ким я советовала всем девочкам, началось все с Динары Сафиной, уйти в декрет или хотя бы долгосрочный отпуск, чтобы перезагрузиться, если они хотят, чтобы их карьеры продолжались как можно дольше и приносили радости как можно больше. В нашем виде спорта очень маленькое межсезонье, и игрокам не стоит ждать пока их выбьют из строя травмы, может даже стоит самим инициировать такие отпуска. Ну реально. Посмотрите, каким положительным образом долгое отсутствие сказалось на Серене Уильямс или Марии Шараповой, а теперь вот и Надаль. Конечно, не всем это дано, судьбы разные, но бояться длинных перерывов точно, мне кажется, не стоит. Теннисисты несут колоссальные энергетические потери почти круглый год. Иногда они выбывают, но обычно лучшее чего могут добиться за короткий период отсутствия – это восстановить баланс, который снова нарушается после нескольких месяцев игры. А в идеале надо уходить надолго, чтоб не только восстановиться, но и почувствовать избыток сил. И это может дать нехилое преимущество перед соперниками.

Вы говорите, что Надалю повезло и он проиграл бы Джоковичу или Маррею, если бы встретился с ними. А я не была бы в этом так уверена. Надаль, по сути, сделал с Дель Потро то, на что Джоковичу и Маррею не хватило может формы, а может банально мотивации. Они не готовились специально к этому турниру, а Надаль готовился. Надаль вылечил травму и сбросил усталость, а они ее приобрели. Заряда им точно не хватило. А у Надаля с зарядом все окей. Нельзя было не заметить его возросший уровень агрессивности. Оцените количество виннерсов у Надаля по сравнению с его соперниками.

Гулбис

Федерер

Бердых

Дель Потро

Так что единственное, в чем Надалю повезло, на мой взгляд, это в том, что он, пусть и не по собственной инициативе, но все же вырвался из замкнутого теннисного цикла, где все мечутся как белки в колесе, и побывал на свободе. И хотя сам он вряд ли интерпретировал эти месяцы как время проведенное на воле, скорее он чувствовал себя пленником (вот еще одно доказательство того, как все в мире относительно – как мнимое заточение может обернуться свободой, а мнимая свобода – заточением), это неважно. Важно, что Рафа, хоть и не знал об этом, но приобщился к свободе и теперь по полной программе вкушает ее плоды.

Фото: REUTERS /Eliseo Fernandez, /Danny Moloshok