Мария Шарапова и концепция второго номера
В комментариях к предыдущему посту многие задавали вопрос, а что именно я подразумеваю под вторым номером. Попытаюсь объяснить.
Есть классический смысл: первый номер – тот, кто атакует, второй номер – тот, кто защищается. Вторым номером играют, как правило, маломощные теннисистки, но иногда и первые от природы номера играют вторым номером, если их вынуждает кто-то еще более первый, поэтому надо отличать второй от неудавшегося первого. Но я имею в виду нечто другое. У меня свой смысл, и он скорее метафизический.
Второй номер в моем представлении это игрок, у которого есть способность видеть соперника, чувствовать соперника, строить свою игру отталкиваясь от игры соперника. Такого игрока можно назвать, как вариант, тактически зрелым, но я называю вторым номером вот почему. Такой игрок он как мужчина, который пропускает женщину вперед со словами «только после вас». Это не значит, что мужчина отдает первенство, власть, инициативу в отношениях женщине. Пропуская женщину вперед он уже проявляет инициативу, если вы понимаете о чем я.
Не обязательно играть вторым номером, важно уметь быть вторым номером. Я умею играть на пианино, но сейчас я на нем не играю, потому что сейчас пианино у меня нет. Но если я вдруг приду в гости к друзьям, а у них пианино, я смогу на нем поиграть. Федереру не обязательно в каждом матче играть вторым номером. Он играет первым с теми соперниками, про которых знает, что с ними он может себе это позволить. А матч Серены и Жюстин в Майами в 2008 году – это было потрясающе. Серена полностью отдала инициативу Жюстин и хладнокровно наблюдала как та бьется в агонии. Серены, которая добровольно отдавала бы инициативу, Жюстин еще не видела, она была сбита с толку и не знала, что делать кроме того, чтоб с Сереной играть первым номером самой, но у нее не получалось, потому что равновесие было нарушено.
В случае с Машей я имею в виду опять же не конкретную тактику на матч с Викторией, а определенную точку сборки в голове, при которой Маша сможет учитывать соперниц, а сейчас она их совершенно не учитывает. Месседж у Маши такой – если я покажу свою лучшую игру, я выиграю любой матч. Соперница в такой парадигме попросту не заложена, она списывается на погрешность. Именно поэтому, когда Маша выходит вперед, чтоб забить, она регулярно бьет сопернице на ракетку. Все привыкли, что Шарапова в такой ситуации обычно бьет обратный кросс справа, бегут в этот угол, но Машу это по определению не волнует, она бьет туда, куда ей хочется, безотносительно соперницы, потому что соперницу в ее картине мировосприятия принято не замечать.
Речь именно о том, чтобы Маше сознательно изменить картину мира, способ восприятия реальности и способ реагирования на нее, перемоделировать свою реальность таким образом, чтобы соперницы стали иметь значение. Если Маше удастся это сделать, этого уже будет достаточно, потому что бытие, конечно, определяет сознание, но сознание также определяет бытие. Если вы не считаете дырки в носках проблемой, то вы не будете их замечать. Посчитав это неважным, вы тем самым отдали приказ вашему подсознанию, и оно не будет тратить энергию, отдавая ненужные распоряжения нервной системе реагировать на то, что не важно, если вокруг так много других важных вещей, например, количество воды в чашке с кофе. А если вы вдруг поймете, что дырки в носках могут стать причиной разрыва с любимой девушкой, вы тем самым отдадите распоряжение своему подсознанию – дырки в носках переходят в категорию важных вещей, по крайней мере на время отношений с этой девушкой, и это надо держать под контролем. У Маши то же самое. Если соперница станет неким значимым фактором, подсознание начнет отдавать распоряжения нервной системе, а та, грубо говоря, начнет посылать соответствующие импульсы глазным нервам, и Маша начнет элементарно видеть своих соперниц на корте, видеть в прямом смысле слова, а не смотреть сквозь них как сейчас, и перестанет делать глупости, хотя бы бить на ракетку, и уже одно это очень многое может изменить.
С одной стороны, может быть, Маша может прожить и без того, чтобы перекраивать свое сознание. Рано или поздно наступит момент, когда он сможет обыграть Викторию, в том числе и на харде и может быть даже несколько раз подряд, смотря как сложатся обстоятельства. Она сможет обыграть Викторию, возможно, травмированную или не в форме и где-нибудь в полуфинале Цинциннати или финале Стэнфорда, а потом проиграть ей на турнире Большого шлема – но это не тот масштаб. Масштаб это обыграть Викторию, которая находится в нормальной форме, в полуфинале или финале Большого шлема, желательно при этом, чтобы матч был за первое место по итогам турнира, а еще, допустим, убедительно в двух легких сетах. А такой масштаб становится достижим только при наличии определенной энергетики, а ее можно накопить только серьезной личностной работой. И мне кажется, что Маша на эту работу способна, Маша может меняться.
Посмотрите какой путь она прошла – от очевидного грунтового аутсайдера до грунтовой примы. Эти перемены в результатах связаны с переменами в игре, перемены в игре связаны с переменами в мировосприятии, а питательной почвой для перемен в мировосприятии был Саша Вучич, который появился в ее жизни совсем не случайно, оказался в нужное время в нужном месте и исчез из жизни Маши сразу после того, как выполнил свою «грунтовую» миссию.
Но главное это то, что в этот период своей жизни Маша не могла не меняться, выбор у нее был небольшой, потому что она по самую маковку увязла в ловушке собственного честолюбия. Ей было важно выиграть шлем после возвращения, выиграть именно РГ, собрать карьерный шлем, снова стать №1. Сделать все это – доказать себе, что я все могу. Ну и жизнь ей кагбэ сказала – пожалуйста, Машенька, я даю тебе возможность добиться всего этого, только надо немного поработать над собой. И Маша работала, потому что ей очень хотелось эти красивые цацки) У нее был мотив. Вот мне, например, просто интересно работать над собой, меня это увлекает как процесс, я что-то меняю и с интересом жду во что все это выльется – это игра. Но если бы мироздание надеялось только на таких сознательных как я, давно случился бы конец света, поэтому людей приходится образовывать насильно, используя в качестве инструмента давления их слабости. А Машина слабость это честолюбие. Думаю, если бы не эти цацки, хрен бы можно было заставить Шарапову работать над собой. Поэтому главный вопрос, на мой взгляд, звучит так – а чего хочет Шарапова сейчас? От этого зависит очень много, если не все, в том числе и решение по «вопросу Азаренко».
Чтобы найти противоядие против Азаренко, чтобы его в принципе искать, Шараповой нужна какая-то цель, которой Виктория может помешать ей добиться, потому что обыграть Азаренко это не цель, это средство для достижения цели. Для Маши даже обыграть Серену это не самоцель, что уж говорить про Викторию. Только высокая и главное материальная цель может заставить Шарапову работать над собой и искать ответы. Если у нее есть такая цель, она придумает, что сделать с Викторией. Давайте обсудим этот вопрос. Какие, на ваш взгляд, Шарапова сейчас преследует карьерные цели?
1. Шарапова часто в выгодной ситуации бьёт на соперницу, потому что до конца смотрит на мяч и просто не знает, где соперница находится. В принципе, так и надо. Однако многие игроки боковым зрением успевают скорее не увидеть, а почувствовать, куда двигается соперник. У Шараповой это не получается. И ей не надо переучиваться. Если с хафкорта ты наносишь хороший удар туда, куда побежал соперник, ты всё равно выиграешь 9 очков из 10. Если Шарапова начнёт переучиваться, она станет хуже смотреть на мяч, и собственных ошибок будет больше, чем 1 из 10. Не окупится.
2. Шарапова стала лучше играть на грунте, потому что с Хогштедом она научилась значительно лучше подходить к мячу. Это позволяет ей делать существенно больше, чем раньше, ударов без ошибок. Теперь она не обязана тремя-четырьмя ударами выиграть очко, иначе на пятом она ошибётся. Она может строить длинные комбинации или просто ждать момента для резкой атаки.
Ну, и о цели. В чужую голову не залезешь, однако мне кажется, что Шарапова хочет играть как можно лучше до тех пор, пока это доставляет ей удовольствие. А карьерные достижения являются побочным продуктом этого процесса.
-----
Может ей просто нравится играть в теннис? А цели понятные - если она играет на турнире, то цель - выступить на нем как можно лучше, в идеале взять главный приз. Не думаю, что у неё главная цель - закончить сезон на первой строчке, как бы она на мой взгляд к этому спокойно относится.. Так что наверно БШ - главная цель...
«Второй номер в моем представлении это игрок, у которого есть способность видеть соперника, чувствовать соперника, строить свою игру отталкиваясь от игры соперника.»
Ну вот к чему эти переопределения устоявшихся, общепринятых понятий? Вполне можно быть атакующим игроком и иметь способность «способность видеть соперника, чувствовать соперника, строить свою игру отталкиваясь от игры соперника».
«Чего хочет Шарапова?» Играть она хочет, четко и ясно сказала же. Чо вымучивать тут то пенку...
1) В розыгрышах пытаться максимально двигать вширь и по глубине ударами с не-максимальным риском. Топспинам да! Для получения стартового преимущества, не для выигрыша очка сразу.
Вичкины «попытки контратаковать при первой возможности» - это более, чем в 50% случаев контра с первого удобного шара (например, длинное ралли, коротко выкинули), а не стрельба с острых углов по-амазонски (Вика и так может, но делает редко - не базовый вариант, переходить только когда признает остальные негодными).
А пытаться бить навылет уже только из позиции, когда преимущество в розыгрыше уже явно есть. Ну а в случае активной стрельбы Вики, раз, у той вырастет % ошибок, два, Маша при прочих равных в самурайском размене 1-2 ударами «навылет или очень близко к тому» посильнее будет.
2) Максимально активный прием 2-ой подачи, причем стараться не глубоко в ноги (с этим Вика нормально живет и обычно в ответ шар на убой не выкидывает), а навылет так, чтобы та даже мяукнуть успевала бы с трудом. Как учит нас Серена Ричардовна. Да, риск (Серена, кстати, тоже много ошибается на таком приеме), но прессовать врага надо.
Вопрос мотивации Шараповой, понятное дело, не обсуждаю.