5 мин.

Вторая вторая Шарапова

Одна моя подружка работает в самом крутом рекламном агентстве, это она несколько лет назад, когда вела бренд Dosya, посеяла в моем лексиконе слово follower. По-нашему – последователь, подражатель. Грубо говоря, follower – это бренд, который копирует рекламные концепции более успешных конкурентов вместо того, чтобы изобретать велосипед. Теннис тот же бизнес и рекламная терминология мне кажется вполне уместной. В первый раз я поднимала тему follower’ства около двух лет назад, применительно к Ане Чакветадзе, в этот раз меня вдохновила Динара Сафина в Портороже, и это гораздо более выраженный случай.

Динару образца прошлой весны можно было смело назвать комбинационным игроком. Особенно ярко ее комбинационная сущность проявлялась в матчах с теннисистками, предпочитающими силовой стиль, а сама Динара силу использовала в основном для завершающих ударов. Такой игры я не видела у нее с конца прошлого года, пошел обычный силовой теннис. Временами совсем уж незамысловатый. В Австралии у меня сложилось представление, как мне теперь кажется ошибочное, что Динара, которая полагается только на мощь ударов, это просто Динара в плохой форме. На это можно было списать концовку прошлого года и начало этого. Но потом стало очевидно, что плохая форма не при чем. Плохая форма не может продолжаться так долго и в плохой форме не выигрывают такие матчи, какой у нее был с Винус в Риме, не выигрывают нормальные турниры. В общем, больше ничего не оставалось, как предполагать две вещи. Первая – весной и летом прошлого года Динару перло так, как прет в жизни только один раз. Вторая – Динара какую-то думку имеет, что-то готовит, только пока непонятно что. Мне естественно в первое верить не хотелось, поэтому последние пару месяцев я ждала, когда гусеница превратится в бабочку. Я тут не хочу затрагивать качественную сторону бабочки, а просто хочу заострить внимание на том, что сам факт превращения гусеницы в бабочку, полуфабриката в готовый к употреблению продукт, можно признать состоявшимся.

После просмотра финала в Портороже я поняла, во что Динара теперь играет, во что она хочет играть. Теперь она – точная копия Шараповой. В это сложно поверить, особенно если вспомнить их прошлогодний матч на Ролан Гаррос – тогда Динара выглядела как полная шараповская противоположность, чем в итоге и взяла (тоже, кстати, follower’ская черта). Но факт налицо. Стремление играть только в корте, высокая скорость, каждый удар по замыслу играется навылет – максимально мощно, максимально глубоко, максимально остро, максимально точно. В основном бомбежка с задней линии, но при острой необходимости (долгий розыгрыш, ключевое очко) или по вдохновению – с короткого мяча выход к сетке на добивание. Но тут, я вам скажу, просто перечислением сходств должного эффекта не добьешься, это надо видеть – закрымши глаза можно и перепутать, честное слово. Она теперь даже кричит так же. Раньше Динара подавала голос в ситуациях перенапряжения, в отдельных розыгрышах, теперь кричит на каждом ударе, системно, натурально занимается дыхательной гимнастикой.

Кажется, есть от чего расстроиться, но это только на первый взгляд, положительных сторон гораздо больше. Быть второй это конечно не круто, но с другой стороны, кто знает кем бы выросла Динара, если бы она росла в Америке, а не в Советском Союзе. Может сейчас мы имели бы в лице Шараповой вторую Сафину. Да и вообще, причем тут крутость – когда надо выиграть первый «Большой шлем» игра в любом случае стоит свеч. Немного печально также, что приходится идти от индивидуальности к формовке, надевать униформу Макдональдса чтобы выжить, но с другой стороны это правильное стремление – не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. А есть еще ряд «чистых» плюсов.

Все-таки теннис Шараповой эффективен. Рецепт до крайности прост – если подача 60%+ и соотношение виннерсов и НО хотя бы не уходит в минус, то в 90% случаев можно рассчитывать на победу. И не надо ни о чем думать, не надо себе морочить голову. Уже только в одном этом камуфляже можно жить в туре очень спокойно, долгое время держаться в топе топов и только если есть большое желание, можно вынашивать еще планы по реконструкции вселенной и ставить себе еще цели по достижению мирового господства.

Во время просмотра первого сета между Динарой и Эррани меня не раз посетила мысль, что этот первый сет в своем старом стиле Динара выиграла бы быстрее. Но дело ведь не в первом сете, и не в этом матче, и не в этом турнире вообще. Дело в том, что Динаре нужна игра, с которой можно выигрывать «Большие шлемы». Она ее нашла и она ее тренирует. Может быть играть в такую игру это физически тяжелей, зато психологически намного проще. Игровое преимущество в любом случае на твоей стороне. Больше чем на один сет в таком духе той стороны все равно не хватит. Правда, итальянки на своих форцах могут продержаться гораздо дольше, чем их возможности им в принципе позволяют, это классика итальянской школы, но суть от этого не меняется. Надо просто делать свое дело, не забивать себе мозги всякой ерундой, и все будет окей. И этот первый сет и этот матч получились такими напряженными, потому что Динара боролась не за титул, нафиг он ей сдался, а за идею. За свою уверенность, что накануне US Open она идет правильным путем.

И еще мне кажется, что Динара первая и наверное даже единственная, кто может играть в теннис Шараповой лучше самой Шараповой. Вика Азаренко это другое – она оригинальный экземпляр, не подражатель, не надо путать вторую Шарапову с замом Шараповой. А Динара уже сейчас смотрится лучше, во всяком случае против соперниц уровня Эррани. Она не менее хороша в атаке и при этом лучше в обороне. А ведь она может нанизать на эту игру кучу всяких разных примочек. У нее нет хронической травмы, она вкалывает как я не знаю кто, она по фактуре более пластична чем Маша. В общем, осталось проверить, как все это будет работать на топ-игроках. Надо ждать US Open. Не знаю, как у Динары там все получится, на Ролан Гарросе и Уимблдоне это еще не работало, но я рада хотя бы тому, что я знаю, что у нее есть план.